Обжалование действий должностного лица таможенного органа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование действий должностного лица таможенного органа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
9. В соответствии со статьей 45 таможенного кодекса РФ, право обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа принадлежит любому лицу, как физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области таможенного дела или нет. Пункт 2 статьи 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица принадлежит всем лицам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, формы собственности, а также других обстоятельств.
10. Обжалованию подлежит, жалоба на сотрудника таможни.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» участникам внешнеэкономической деятельности предоставлено право обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. При этом такие жалобы могут быть поданы как в таможенные органы, так и в суд. В случае её подачи в оба адреса (одновременно либо в последующем) исключительное право ее рассмотрения принадлежит судебным органам.

В соответствии с новым законодательством жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Жалоба подается в письменной форме, должна быть подписана заявителем или его представителеми содержать:

— наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

— фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;

— существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

— основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

В случае подачи жалобы представителем заявителя к ней должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

С 01.01.2022 заявителям будет предоставлена возможность подать жалобу в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью.

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия решения по существу таможенным органом, рассматривающим жалобу. При этом отзыв жалобы препятствует повторной её подаче в таможенный орган (о том же предмете).

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия.

По письменному ходатайству заявителя таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием. При этом заявителю необходимо представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Решение по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.

Разъяснения подготовлены прокурором отдела по надзору за исполнением таможенного законодательства Е.А. Ковальской.

Федеральная таможенная служба

  • Tag Cloud
  • Опросы
  • Поиск
  • Ленты новостей
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Таможенные правила
  • Таможня и налоги
  • Таможенные документы
  • Таможенное право
  • Таможенные пошлины
  • Таможенные платежи
  • Таможенный контроль
  • Таможенный тариф
  • Таможенная стоимость
  • Таможенные режимы / процедуры
  • ТН ВЭД
  • Таможенный пост
  • Таможенные сборы
  • Таможенный союз

Нормативные правовые акты по таможенному делу не устанавливают обязательных реквизитов жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил, однако следует отметить, что при отсутствии определенных сведений жалоба может не быть принята к рассмотрению вышестоящим таможенным органом либо процесс рассмотрения затянется на длительное время. Такими сведениями являются: фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; реквизиты обжалуемого постановления (каким таможенным органом, по какому делу и в отношении кого вынесено); предъявляемые требования. Желательно в жалобе также указать: наименование таможенного органа, в который подается жалоба; почтовый адрес лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; обстоятельства дела; основания жалобы (причины несогласия с решением таможенного органа); перечень прилагаемых к жалобе документов; дата ее составления.

Необходимость указания именно почтового адреса связана с тем, что по этому адресу вышестоящим таможенным органом будет направлено уведомление о принятом решении. В случае, когда адрес, указанный на конверте, не совпадает с адресом, указанным в жалобе, решение, как правило, направляется по адресу, указанному в самой жалобе. Если же адрес не указан вовсе, то на таможенном органе сохраняется обязанность рассмотреть поданную жалобу и принять по ней решение, однако уведомление о принятии указанного решения остается в таможенном органе с соответствующей отметкой. Исключение составляют случаи, когда лицо обращается в таможенный орган за получением ответа лично либо направляет дополнительное заявление, в котором сообщает адрес, по которому должно быть направлено уведомление.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подающим. Если постановление по делу обжалуется юридическим лицом, то указывается должностное положение лица, подписавшего этот документ.

Вместе с жалобой представляются оригиналы документов либо их должным образом заверенные копии, на которых лицо основывает свои требования (в случае их отсутствия в материалах дела), а при подаче жалобы представителем лица, привлекаемого к ответственности, — также документы, подтверждающие его полномочия.

Жалоба должна быть подана в надлежащий орган, которым является вышестоящий таможенный орган (таможенный орган, обладающий правомочиями контроля в отношении другого таможенного органа и осуществляющий непосредственное руководство его деятельностью). В связи с тем, что система таможенных органов имеет жесткое вертикальное подчинение, представляется, что у одного таможенного органа не может быть несколько вышестоящих. Подача жалобы в ненадлежащий таможенный орган либо влечет отказ в ее рассмотрении, либо инициирует длительное «путешествие» документов из одного таможенного органа в другой. То же самое происходит при подаче жалобы на постановление таможенного органа по делу в ненадлежащий государственный орган или администрацию Президента Российской Федерации, что случается достаточно часто.

Прокурор разъясняет — Московская межрегиональная транспортная прокуратура

Если при подаче жалобы соблюдены все приведенные выше требования, она принимается к рассмотрению. В соответствии со статьей 375 Таможенного кодекса Российской Федерации общий срок ее рассмотрения составляет один месяц со дня поступления в вышестоящий таможенный орган. При этом установлено, что жалоба, не требующая дополнительного изучения и проверки, рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня ее поступления. Формулировка статьи «не требующая дополнительного изучения и проверки» предполагает возможность рассмотрения жалобы без непосредственного изучения материалов дела о нарушении таможенных правил. Учитывая, что на практике практически все решения принимаются по результатам изучения как жалобы, так и дела о нарушении таможенных правил, срок рассмотрения жалобы редко бывает меньше одного месяца.

В порядке исключения установленный месячный срок может быть продлен, но не более чем до трех месяцев. Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца. Срок рассмотрения продлевается начальником вышестоящего таможенного органа или его заместителем, а для жалоб, рассматриваемых ГТК России, — начальником соответствующего структурного подразделения ГТК России или его заместителем. Как правило, продление срока оформляется постановлением, утверждаемым соответствующим должностным лицом. О продлении срока рассмотрения жалобы в обязательном порядке сообщается лицу, подавшему жалобу.

После поступления жалобы вышестоящий таможенный орган запрашивает материалы дела о нарушении таможенных правил, а также мотивированное заключение по существу жалобы. Рассмотрение жалобы должно осуществляться только после получения указанных материалов и на их основании, что необходимо для полной, всесторонней и объективной оценки обстоятельств правонарушения. Поэтому в тех случаях, когда материалы дела о нарушении таможенных правил в силу объективных причин не могут быть высланы по запросу вышестоящего таможенного органа незамедлительно, и при наличии соответствующих оснований сроки рассмотрения жалобы приостанавливаются постановлением таможенного органа, рассматривающего дело. Статья 377 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет два основания для такого приостановления: если материалы дела истребованы органами предварительного следствия в связи с возбуждением или расследованием уголовного дела либо если материалы дела о нарушении таможенных правил в порядке надзора рассматриваются прокурором. Возобновление течения сроков рассмотрения жалобы возможно только после того, как отпали основания для их приостановления.

Рассмотрев постановление по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой физического или юридического лица, вышестоящий таможенный орган принимает одно из следующих решений (одно из этих решений принимается вышестоящим таможенным органом также при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил в порядке контроля за соблюдением законности или в связи с протестом прокурора):

  1. оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  2. отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение или возвращает его для дополнительного производства;
  3. отменяет постановление и прекращает дело;
  4. изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил;
  5. отменяет постановление по делу о нарушении таможенных правил и выносит постановление о возбуждении уголовного дела о преступлении, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенного органа, или о направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в другие правоохранительные органы (ст. 373 ТК РФ).

Решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения принимается, когда в ходе производства по делу и его рассмотрения не допущено нарушений норм материального или процессуального права либо когда допущенные нарушения в силу статьи 374 Таможенного кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены постановления по делу. Речь идет прежде всего о нарушениях процессуального характера, таких, как несоблюдение сроков составления протокола о нарушении таможенных правил, ошибочное определение момента обнаружения правонарушения, не повлекшее за собой неверное определение размера наложенного взыскания.

В остальных случаях решение принимается в зависимости от того, на какой из стадий административного процесса возможно устранение допущенных нарушений.

Все решения, кроме решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения, принимаются вышестоящим таможенным органом в форме постановления. Подобно судебным постановлениям и постановлениям по делу о нарушении таможенных правил, оно состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей. Постановление подписывается в соответствии с распределением должностных обязанностей начальником таможенного органа, принимающего решение по жалобе, либо его заместителем.

Решение об оставлении постановления по делу о нарушении таможенных правил без изменения, а жалобы — без удовлетворения в настоящее время принимается вышестоящим таможенным органом в устной форме: лицо, инициировавшее рассмотрение постановления, только уведомляется о его результатах. Такое уведомление подписывается тем же должностным лицом, что и постановление об отмене или изменении постановления по делу.

В соответствии со статьей 374 Таможенного кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил являются:

  1. неполнота или односторонность производства по делу или его рассмотрения;
  2. несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела;
  3. существенное нарушение процессуальных требований Таможенного кодекса Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, — законодательства об административных правонарушениях;
  4. неправильная квалификация содеянного, неприменение либо неправильное применение мер взыскания.

Оснований для отмены иных постановлений по делу таможенным законодательством не предусмотрено.

Как обжаловать решение таможенного органа

2019 год

1. Положения части 4 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) об обратной силе закона, касающиеся прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, не применимы к случаям освобождения таможенного представителя от исполнения возникшей у него солидарной обязанности по уплате таможенных, иных платежей, возникшим до его вступления в силу.

При этом в рамках рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц не подлежат установлению обстоятельства, предусмотренные частью 7 статьи 346 Федерального закона № 289-ФЗ.

Таможенным органом приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций, в связи с тем, что сертификаты о происхождении товаров не соответствуют установленным требованиям.

В адрес таможенного представителя, как лица, несущего солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени (далее – Уведомление).

В жалобе заявитель просил признать неправомерными действия таможенного органа по направлению уведомлений, поскольку, по его мнению, он как таможенный представитель должен быть освобожден от обязанности по уплате таможенных платежей в связи с тем, что он при подаче деклараций на товары, не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, так как оригиналы сертификатов о происхождении товаров передавались в таможенный орган водителями транспортных компаний непосредственно при завершении процедуры таможенного транзита, а подготовка деклараций на товары осуществлялась специалистами таможенного представителя на основании копий товаросопроводительных документов.

В обоснование своей позиции заявитель ссылался на положения части 7 статьи 346 Федерального закона № 289-ФЗ.

Также заявитель просил в рамках рассмотрения данной жалобы установить наличие обстоятельств, предусмотренных частью 7 статьи 346 Федерального закона № 289-ФЗ, а именно, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров.

При этом согласно доводам жалобы в соответствии с частью 4 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ положения указанного закона в части прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ.

Анализ представленных материалов показал, что жалоба не подлежала удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ), действовавшим на момент совершения обжалуемых действий, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Ссылка заявителя на часть 7 статьи 346, часть 4 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ несостоятельна в рассматриваемом случае, в связи со следующим.

Так, часть 7 статьи 346 Федерального закона № 289-ФЗ предусматривает, что в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта, таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС),
а также в случае, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 289-ФЗ положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании
и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. При этом частью 4 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрено, что его положения в части прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу.

Таким образом, исходя из совокупности положений части 2 статьи 6 и части 4 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ, его положения в части прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу.

Условия п��екращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления регулируются частью 1 статьи 114 Федерального закона № 289-ФЗ. Данная норма является отсылочной к положениям главы 20 ТК ЕАЭС.

Административный порядок процедуры обжалование решений таможни. Данный способ предусматривает подачу жалобы в рамках подведомственности, то есть в вышестоящий таможенный орган, как правило, это управление. Обратите внимание:

  1. Преимущества административного порядка, безусловно, заключаются в скорости принятия решения по итогам рассмотрения – не более одного месяца. В сравнении с судебным разбирательством, где дело может растянуться до полугода. Кроме этого, жалоба рассматривается должностным лицом единолично, а значит не нужно постоянно ездить на заседания и спорить с противной стороной.
  2. Также в исключительных случаях закон позволяет прилагать к такой жалобе дополнительные материалы. В рамках оспаривания, например, корректировки таможенной стоимости это очень хороший способ подготовки к возможному судебному процессу, где «добавлять» доказательства уже нельзя.
  3. Положительным моментом также выступает возможность узнать доводы ответчика в потенциальном суде, ведь даже при отказе в удовлетворении жалобы, таможня должны мотивировать свое решение. В таком случае подготовка к суду (зная всю позицию соперника) пройдет намного продуктивнее.

ВНИМАНИЕ: Срок подачи жалобы в рамках этого пункта составляет 3 месяца с момента принятия спорного решения. Кроме того, возможно обжалование решений таможни в прокуратуру, если усматривается не просто нарушение, но и подозрение на нарушение уголовного закона.

Разъяснения таможни представлены в формате «вопрос-ответ»:

  • Можно ли в соответствии с главой 3 Закона подать ведомственную жалобу на абсолютно любые решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц при реализации ими своих функций и исполнении ими своих обязанностей?

Прежде чем начать подготовку жалобы, необходимо точно определить, что произошло, какое действие/бездействие было допущено со стороны таможенных органов и в какой части нарушены права.

Как правило, жалобы поступают при наступлении ситуаций:

  • произошло ограничение в части распоряжения тавровом, что повлекло за собой излишнее начисление платежей, избыточные расходы, касающиеся представления товара к таможенному контролю;
  • завышение таможенной стоимости товара;
  • отказ в принятии классификации продукции;
  • поступают необоснованные обвинения в нарушении таможенного законодательства;
  • отказ в пересечении границы или провозе товара и пр.

Жалоба подается в следующие инстанции:

  • в таможенный орган, в котором произошло правонарушение.
  • в вышестоящие таможенные органы;
  • в судебные инстанции общей юрисдикции или Арбитражный суд;

Согласно ФЗ 289, ч. 3 п. 1 статьи 293, таможенный орган не может рассматривать жалобу, если аналогичная находится на рассмотрении в судебном органе. Это означает, что одновременная подача обращения в суд и таможенное ведомство, не допускается.

Устные жалобы не принимаются. Заинтересованные лица вправе обратиться только в письменном виде. Допускается электронная подача жалобы, при наличии электронной подписи (с 01 января 2022 года).

В силу того, что меня не известили надлежащим образом и я не заявлял ходатайства о рассмотрении дела в мое отсутствие, считаю, что на лицо нарушения процессуального законодательства.

Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря — заместителя руководителя ФТС России К.Л.Чайку.

Также Маркин сообщил об обысках по месту жительства и работы президента страховой Сергея Лобанова, который является учредителем не менее 15 различных фирм, тесно связанных с ФТС. Для исправления ошибок в платежках нужно направить в Главное управление федеральных таможенных доходов письмо по факсу или почтой.

Обжалование действий должностных лиц

Стандартный образец жалобы должен содержать следующие сведения:

  • сведения об адресате (наименование подразделения таможни, ФИО должностного лица, адрес местонахождения);
  • информацию о лице, подающем жалобу (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • суть обращения (информация излагается сжато, лаконично, по существу случившегося, с упоминанием дат, имен, адресов, доказательства и пр.);
  • ссылки на законодательные акты, которые были нарушены при неправомерных действиях со стороны таможенных органов и их служащих;
  • выдвигаемые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дата составления документа и подпись.

Важно! Изложенная в жалобе информация должна быть сжатой, но информативной, не содержать недостоверных данных, нецензурной лексики и оскорблений.

Перед подачей жалобы, следует предварительно ознакомиться с формой подачи подобного рода документов. В обязательном порядке максимально достоверно указывается адрес и контактные данные заявителя, куда будет отправляться готовый ответ или решение по поданной жалобе.

Для официальной подачи обращения, необходимо четкое соблюдение установленного регламента:

  • обратиться с жалобой следует не позднее трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о совершенном правонарушении;
  • возможна подача заявления о восстановлении пропущенного срока в орган, компетентный рассматривать данного рода жалобы;
  • в судебный орган нельзя подавать иск ранее, чем заявитель отправит жалобу на рассмотрение в таможенный орган;
  • если от имени заинтересованного лица действует представитель, обязательно составляется доверенность, заверенная в нотариальном порядке.

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные Законом, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Знамя регионального таможенного управления (далее — знамя) состоит из двустороннего полотнища, древка, навершия, скобы, подтока и знаменных гвоздей. В комплект со знаменем могут также входить знаменные ленты, шнуры с кистями, панталер и знаменный чехол.

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.

После вступления в законную силу 04 сентября 2020 года ФЗ № 289 от 03 августа 2020 г., многих лиц, участвующим тем или иным образом во внешней экономической детальности, стал интересовать вопрос о том, какие изменения коснулись ведомственного порядка подачи жалобы на решения и действия органов таможенного контроля.

«Ключевой принцип обжалования в законе сохранился. Подать жалобу может любое заинтересованное лицо, считающее, что его права и интересы нарушены. Так, в порядке ведомственного обжалования могут быть поданы жалобы на решения о корректировке таможенной стоимости, решения о классификации товара, об отказе в выпуске декларации и пр.»

Иванов И.В., ведущий юрисконсульт юридического агентства ¸ г. Москва

Пример № 1 Если заинтересованное лицо не согласно с действиями Балтийской таможни, то его обращение должно быть направлено в Балтийскую таможню, которая, в свою очередь, направит ее с собственным заключением уже в вышестоящий таможенный орган. В рассматриваемом примере – это Северо-Западное таможенное управление.

Важно! Прямое обращение в вышестоящий орган допустимо, но срок рассмотрения жалобы будет увеличен в несколько раз.

Законодательство Какие изменения были внесены Важные статьи ФЗ № 289
ФЗ от 03 августа 2020 г. № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации …..» – Новый порядок подачи жалобы – подается через таможенный орган, чьи действия обжалуются.
– Возможность восстановления пропущенного срока по ходатайству.

– Допускается подача жалобы в электронном виде (вступает в действие с 1 января 2022 года).

  • 288
  • 297
  • 289
  • 290
  • 291
  • 292
  • 293
  • 294

Лекция 15. Процедура обжалования решений таможенных органов

Обжалование решений таможни — это процесс гражданского судопроизводства. Не вправе никто препятствовать подаче заявления на незаконные действия или бездействия со стороны сотрудников, пропускающих граждан через границу России, как и ее рассмотрению. Конфликтующие стороны обязаны предоставить всю документацию, подтверждающую правоту/неправоту и высказать в письменной (устной) форме претензии к 3-му лицу, если оно косвенно является виновником при сложившихся обстоятельствах. К примеру, государственному органу, которое оформил разрешение на перевозку груза с нарушением инструкции.

  • В документе нужно указать название органа, в который она адресуется, данные заявителя (ФИО, место жительства), изложить подробно суть жалобы. Излагать обстоятельства дела следует кратко, с упоминанием важных деталей. Желательно, если в претензии лица, которое обжалует решение или действия ТО, будут указаны ссылки на соответствующее законодательство.
  • В жалобе нужно также указать свои требования — восстановление своих прав, отмены решений, которые нарушают интересы и права, признание неправомерными действия (или бездействие).
  • К обращению должны быть приложены ксерокопии бумаг, доказывающих нарушение прав заинтересованного лица, либо появления препятствий к осуществлению прав и свобод в результате действий или бездействий, решений ТО или должностного лица.

Жалоба подается с вышестоящий орган таможни либо вышестоящему должностному лицу через почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Претензию вы можете вручить и лично. В данном случае на 2-м экземпляре заявления, который остается на руках ее подателя, нужно отметить, что документ приняли к рассмотрению.

Кроме вышестоящего ТО, претензию можно подать и в тот таможенный орган, который своими действиями (бездействием), решением допустил нарушению прав гражданина или ЮЛ.

Доступность процедуры обжалования характеризуется неограниченным кругом лиц, наделенных правом подачи жалобы. Ст. 36 Закона № 311-ФЗ презюмирует недействительность отказа в предоставлении подобного права.

Порядок подачи жалобы определяет ее заявитель (ст. 37 Закона № 311-ФЗ). По выбору заявителя жалоба может быть подана как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд (арбитражный или общей юрисдикции). Причем одна и та же жалоба может быть подана как одновременно в указанные структуры, так и по отдельности.

Обратите внимание!

Решения таможенного органа, принятые в рамках совершенного административного правонарушения, подлежат специальной процедуре обжалования в рамках действия административного законодательства.

Ст. 49 ТК ТС предусматривает также упрощённый порядок оспаривания, выражаемый в устной жалобе руководителю должностного лица, который принял спорное решение. Существенное условие подобного порядка рассмотрения — стоимость товаров не может быть выше 1,5 млн рублей или количество — больше 1 транспортного средства.

Жалоба на решение, действие (бездействие) ТО или его должностного лица подается в течение 3-х месяцев:

  1. с момента, когда лицо знает либо еще узнает о нарушении своих прав, свобод либо законных интересов, возникновение препятствий к их осуществлению либо о незаконном возложении на него какой-нибудь обязанности;
  2. с момента истечения срока для принятия ТО или его должностным лицом решения или совершения действия, которое установлено актом таможенного законодательства ТС, актом таможенного законодательства РФ либо другим правовым актом в сфере таможенного дела.

Обжалование решений таможенных органов

Прежде чем начать подготовку жалобы, необходимо точно определить, что произошло, какое действие/бездействие было допущено со стороны таможенных органов и в какой части нарушены права.

Как правило, жалобы поступают при наступлении ситуаций:

  • произошло ограничение в части распоряжения тавровом, что повлекло за собой излишнее начисление платежей, избыточные расходы, касающиеся представления товара к таможенному контролю;
  • завышение таможенной стоимости товара;
  • отказ в принятии классификации продукции;
  • поступают необоснованные обвинения в нарушении таможенного законодательства;
  • отказ в пересечении границы или провозе товара и пр.

Жалоба подается в следующие инстанции:

  • в таможенный орган, в котором произошло правонарушение.
  • в вышестоящие таможенные органы;
  • в судебные инстанции общей юрисдикции или Арбитражный суд;

Согласно ФЗ 289, ч. 3 п. 1 статьи 293, таможенный орган не может рассматривать жалобу, если аналогичная находится на рассмотрении в судебном органе. Это означает, что одновременная подача обращения в суд и таможенное ведомство, не допускается.

Устные жалобы не принимаются. Заинтересованные лица вправе обратиться только в письменном виде. Допускается электронная подача жалобы, при наличии электронной подписи (с 01 января 2022 года).

Стандартный образец жалобы должен содержать следующие сведения:

  • сведения об адресате (наименование подразделения таможни, ФИО должностного лица, адрес местонахождения);
  • информацию о лице, подающем жалобу (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • суть обращения (информация излагается сжато, лаконично, по существу случившегося, с упоминанием дат, имен, адресов, доказательства и пр.);
  • ссылки на законодательные акты, которые были нарушены при неправомерных действиях со стороны таможенных органов и их служащих;
  • выдвигаемые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дата составления документа и подпись.

Важно! Изложенная в жалобе информация должна быть сжатой, но информативной, не содержать недостоверных данных, нецензурной лексики и оскорблений.

Перед подачей жалобы, следует предварительно ознакомиться с формой подачи подобного рода документов. В обязательном порядке максимально достоверно указывается адрес и контактные данные заявителя, куда будет отправляться готовый ответ или решение по поданной жалобе.

После вступления в законную силу 04 сентября 2020 года ФЗ № 289 от 03 августа 2020 г., многих лиц, участвующим тем или иным образом во внешней экономической детальности, стал интересовать вопрос о том, какие изменения коснулись ведомственного порядка подачи жалобы на решения и действия органов таможенного контроля.

«Ключевой принцип обжалования в законе сохранился. Подать жалобу может любое заинтересованное лицо, считающее, что его права и интересы нарушены. Так, в порядке ведомственного обжалования могут быть поданы жалобы на решения о корректировке таможенной стоимости, решения о классификации товара, об отказе в выпуске декларации и пр.»

Иванов И.В., ведущий юрисконсульт юридического агентства ¸ г. Москва

Пример № 1 Если заинтересованное лицо не согласно с действиями Балтийской таможни, то его обращение должно быть направлено в Балтийскую таможню, которая, в свою очередь, направит ее с собственным заключением уже в вышестоящий таможенный орган. В рассматриваемом примере – это Северо-Западное таможенное управление.

Важно! Прямое обращение в вышестоящий орган допустимо, но срок рассмотрения жалобы будет увеличен в несколько раз.

Законодательство Какие изменения были внесены Важные статьи ФЗ № 289
ФЗ от 03 августа 2020 г. № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации …..» – Новый порядок подачи жалобы – подается через таможенный орган, чьи действия обжалуются.
– Возможность восстановления пропущенного срока по ходатайству.

– Допускается подача жалобы в электронном виде (вступает в действие с 1 января 2022 года).

  • 288
  • 297
  • 289
  • 290
  • 291
  • 292
  • 293
  • 294

Основной сложностью таможенных споров является то, что регулирующие их нормы содержатся в большом количестве нормативно-правовых актов, в том числе и зарубежных. Так же следует отметить, что многие нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы в некоторых случаях вступают в прямое противоречие с законом.

Таможенные споры зачастую носят неоднородный характер. Как показывает существующая судебная практика, основной причиной возникновения таможенных споров является неграмотное применение сотрудниками таможни норм таможенного законодательства.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют таможенные отношения на территории РФ являются:

  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

При возникновении либо разрешении таможенных споров желательно привлечь квалифицированных специалистов. Наши юристы имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Порядок обжалования решений таможенных органов

В Солнцевский районный суд города Москвы Адрес: _________________________________

Заявитель: _____________________________ Адрес: __________________________________

Заинтересованное лицо: Федеральная таможенная служба, Внуковская таможня Адрес: __________________________________

ЖАЛОБА На постановление ФТС Внуковская таможня от __________ г. по делу об административном правонарушении № ______________

Постановлением ФТС Внуковская таможня от __________ г. по делу об административном правонарушении № ___________________, я, ________________ был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ и назначено наказание в размере однократной незадекларированной суммы наличных денежных средств в размере __________ руб. ___ коп. Мной, на вышеуказанное постановление была подана жалоба, в которой я выразил свое несогласие с примененным ко мне административным наказанием по следующим основаниям (копию прилагаю). Постановление от _________ г. было вынесено с нарушением норм процессуального права, дело было рассмотрено в мое отсутствие, в связи с чем, я не имел должным образом защитить свои нарушенные права. Так же, во внимание не была принята моя личность, характер и степень общественной опасности совершенного мной правонарушения. После, Решением ФТС от ________ г. постановление Внуковской таможни от _________ г. в отношении меня было отменено, а дело возвращено на навое рассмотрение во Внуковскую таможню. Постановлением ФТС Внуковская таможня от _________ г. по делу об административном правонарушении № _____________ я, _______________ вновь был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ и мне вновь было назначено наказание в размере однократной незадекларированной суммы наличных денежных средств в размере __________ руб. __ коп. Указанное Постановление от __________ г. так же было вынесено в мое отсутствие. В постановлении указывается о том, что я был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но фактически, это является ложной информацией. Извещения о времени и месте рассмотрения моего дела я не получал, что может быть подтверждено материалами дела. В соответствии со ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В силу того, что меня не известили надлежащим образом и я не заявлял ходатайства о рассмотрении дела в мое отсутствие, считаю, что на лицо нарушения процессуального законодательства.

При новом рассмотрении дела не были исследованы фактические обстоятельства дела, в связи с чем, я считаю, что Постановление Внуковской Таможни от ___________ г. подлежит отмене. Так, _____________ г., я ___________ прибыл в аэропорт Внуково. В этот день рейсом № ________ я болен был вылететь в Германию (Берлин). При себе у меня имелись денежные средства в иностранной валюте (Евро) в размере ________ евро. После регистрации я подошел к сотруднику таможенной службы с просьбой разъяснить мне необходимость декларирования указанной денежной суммы. Узнав о том, что у меня _________ евро, сотрудник таможни сообщил мне, что указанная сумма превышает _________ долларов, и ее необходимо задекларировать. Для того, чтобы задекларировать указанную сумму, сотрудник таможенной службы сказал мне, что необходимо пройти через «Красный коридор». На мой вопрос о том как попасть в него, сотрудник таможни не ответил мне, а взяв меня за руку попросил последовать за ним. Далее, сотрудником таможни был произведен досмотр моих личных вещей, в результате чего и обнаружены имеющиеся у меня _______ евро, о которых я известил его ранее. Вместо того, чтобы должным образом исполнить свои служебные обязанности и провести старого больного человека к «Красному коридору» главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур № __ ____________________ выставил меня правонарушителем и сфабриковал против меня дело. После, у меня были изъяты денежные средства в размере _________ евро. При этом, сообщив мне, что штраф за совершенное мной правонарушение будет составлять ____________ руб., а денежные средства, изъятые у меня, будут возвращены. На момент изъятия у меня денежных средств я не понимал причин по которым у меня изъяли кровно заработанные денежные средства. Я, ___________ накануне случившегося перенес сложнейшую операцию на сердце и находился в тяжелом состоянии здоровья. Более того, в силу возраста и имеющихся у меня заболеваний у меня имеются проблемы со зрением. В Германию я направлялся на лечение, для которого мне и требовалась указанная сумма денег. Таким образом, в полной мере осознать и оценить суть происходящего со мной мне удалось не сразу. Считаю, что сотрудником таможенной службы были жесточайшим образом нарушены мои права, и более того, лишь из-за его виновных действий я был привлечен к административной ответственности. Сотрудник таможенной службы специально ввел меня в заблуждение, после чего обвинил в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4. КоАП РФ.

Так в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Ро��сийской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Если ваши права или законные интересы нарушены должностными лицами таможенных органов, то очень важно действовать быстро: в соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса гражданин вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в течение трех месяцев с момента нарушения его прав, создания препятствий для их реализации или незаконного наложения обязанности либо привлечения к ответственности. А вот если заявление подается в арбитражный суд, то это надо сделать в течение 10 дней.

При этом сам по себе пропуск сроков исковой давности не является причиной для отказа в рассмотрении заявления, однако представитель таможенного органа может ходатайствовать об этом (и обязательно сделает), поэтому сроки надо соблюсти: даже если вы не успеваете проанализировать сложившуюся ситуацию и изложить свои претензии к поведению сотрудников таможенных органов, лучше заявление все-таки подать, а потом – изменения и дополнения к нему.

Особых сложностей с подачей такого заявления нет: надо только четко понимать, на кого вы жалуетесь – то есть знать название таможенного органа, либо фамилию и должность его сотрудника, адрес его местонахождения, название и адрес суда. С арбитражным судом в этом плане все проще – он в Санкт-Петербурге и Ленинградской области один, а с судами общей юрисдикции надо, конечно, разбираться. Государственная пошлина при подаче подобного заявления в суд не платится, так что все можно сделать быстро и без каких-либо затрат.

Такое заявление подается практически так же, как и обычное исковое: сам текст может быть изложен в произвольной форме, к заявлению прикладываются копии всех необходимых документы, подтверждающих правильность вашей позиции, то есть факты нарушения сотрудниками таможенных органов ваших прав и законных интересов. Конечно, в тексте заявления должны иметься ссылки на законы и нормативно-правовые акты, которые эти права и законные интересы охраняют.

Кроме того, в само судебное заседание надо будет представить и оригиналы этих документов – протокола о привлечении к административной ответственности, решения о корректировке таможенной стоимости, таможенной декларации и т.д. Для того, чтобы такие документы у вас имелись, надо быть очень внимательным изначально и требовать все нужные бумаги из таможни сразу – случается, что таможенники их просто забывают предоставить.

Заявление об оспаривании действия (бездействия) или решения таможенного органа рассматривается по судебным меркам достаточно быстро: в арбитражном суде оно должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (статья 210 Арбитражного процессуального кодекса). Такой же срок для судебного разбирательства для судов общей юрисдикции установлен и статьей 257 ГПК РФ. Разумеется, надо понимать, что на практике эти сроки соблюдаются редко.

Также надо отдавать себе отчет, что решение суда первой инстанции не является окончательным – оно может быть обжаловано и в апелляционной, и в кассационной, и в надзорной инстанции, что таможенные органы всегда и делают, поскольку им «так положено». Поэтому судебный процесс по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов обычно длится около полугода, а то и дольше.

Но если решение не обжаловать никак, то восстановить свои права вряд ли получится – жалобы в вышестоящий таможенный орган не так часто эффективны, как хотелось бы – все-таки определенная взаимозависимость между таможенными органами разных уровней существует, судьи же куда более независимы в принятии решений, в том числе по жалобам на таможенные органы.

Можно подать жалобы одновременно и в суд соответствующей юрисдикции, и в вышестоящий таможенный орган – и посмотреть, что получится быстрее: текст заявления (в суд) и именно жалобы (в таможенный орган) будет практически идентичен. Причем даже ответ по жалобе вышестоящего таможенного органа можно также оспорить в суде, но надо учитывать и сроки обжалования первоначального решения таможенного органа.

Но оспорить решение таможенного органа – это еще не окончательное решение проблемы. Так как в функции таможенных органов не входит выплата денежных средств на основании судебных решений (они все же имеют именно фискальную функцию), то после вступления решения суда в законную силу придется получать исполнительный лист и идти с ним в территориальный орган Федерального казначейства при Минфине.

Доступность процедуры обжалования характеризуется неограниченным кругом лиц, наделенных правом подачи жалобы. Ст. 36 Закона № 311-ФЗ презюмирует недействительность отказа в предоставлении подобного права.

Порядок подачи жалобы определяет ее заявитель (ст. 37 Закона № 311-ФЗ). По выбору заявителя жалоба может быть подана как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд (арбитражный или общей юрисдикции). Причем одна и та же жалоба может быть подана как одновременно в указанные структуры, так и по отдельности.

Обратите внимание!

Решения таможенного органа, принятые в рамках совершенного административного правонарушения, подлежат специальной процедуре обжалования в рамках действия административного законодательства.

Ст. 49 ТК ТС предусматривает также упрощённый порядок оспаривания, выражаемый в устной жалобе руководителю должностного лица, который принял спорное решение. Существенное условие подобного порядка рассмотрения — стоимость товаров не может быть выше 1,5 млн рублей или количество — больше 1 транспортного средства.

Разъяснения таможни о порядке обжалования решений и действий

[Закон о таможенном регулировании] [Раздел I] [Глава 3]

1. Организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. В защиту прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица выступают их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить совершать действия по обжалованию другому избранному ими представителю.

3. От имени ликвидируемой организации при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

4. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

5. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе.

6. Доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным уполномоченным на это её учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

7. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные настоящей главой, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 45 таможенного кодекса РФ, право обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа принадлежит любому лицу, как физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области таможенного дела или нет. Пункт 2 статьи 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица принадлежит всем лицам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, формы собственности, а также других обстоятельств.

Под решением понимается правовой акт таможенного органа РФ или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера (приказ, распоряжение, требование и т.п.). Таковым является, например, решение об отзыве свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Бездействие — невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия. Так, может быть обжаловано неосуществление таможенными органами выпуска товара в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС.

Согласно п. 1 ст. 402 ТК РФ, таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Обжалованию подлежит, жалоба на сотрудника таможни.

В соответствии с разд. XIII ТК РФ 1993 г. до подачи заявления или жалобы в суд необходимо было соблюсти процедуру первоначального обжалования решений (действий) таможенного органа и подать жалобу в вышестоящий таможенный орган или должностному лицу. В случае несоблюдения указанного порядка жалоба в суд или исковое заявление в арбитражный суд оставались без рассмотрения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.

Достоинства судебной защиты прав заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса, так как в соответствии с принципом разделения властей судебные органы независимы ни от одной из ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, гласность судопроизводства, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса являются существенными правовыми гарантиями, обеспечивающими всесторонность, объективность и полноту рассмотрения спора по существу.

1. Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
2. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

1. Решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.
2. Жалоба на решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также на совершенное действие (бездействие) подается в суд.
3. Порядок подачи и рассмотрения жалоб определяется настоящей главой, за исключением случаев обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок обжалования.
4. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа в судебном порядке регламентируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...