Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

ВАЖНО! Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

Если Комиссия не признает, что прекращение гражданства (подданства) иностранного государства невозможно по независящим от гражданина причинам, руководитель может направить обращение повторно, если обстоятельства существенно изменятся.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

С 01.07.2021 вступил в силу также Федеральный закон от 30.04.2021 № 109‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 109‑ФЗ), которым установлен запрет на замещение отдельных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории.

В соответствии с этим законом Трудовой кодекс дополнен
ст. 349.6 «Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления».

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Конституционный Суд вынес Постановление № 14-П от 6 апреля 2020 г.

, в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Архив

  • Запись на прием документов для прохождения аттестации пед. кадров в целях установления квалификационной категории
  • Темы сочинений — 15.Республика Северная Осетия-Алания
  • ОБЪЯВЛЕНИЕ о проведении конкурса для замещения вакантной должности государственной гражданской службы

Архив

  • Приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания от 24.02.2022 г. № 123
  • СОСТАВ организационного комитета регионального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Республике Северная Осетия-Алания в 2022 году
  • Приказ Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2022 г. № 101

Архив

  • Вакансия для замещения вакантной должностиКонсультант отдела контроля и надзора в сфере образования
    г. Владикавказ ул. Бутырина, 7
  • Вакансия для включения в кадровый резервКонсультант отдела общего образования и социальной защиты детства
    Министерство образования и науки РСО-Алания
  • Вакансия для замещения вакантной должностиКонсультант отдела реализации проектов и программ
    Министерство образования и науки РСО-Алания

Одной из важнейших мер предупреждения коррупции в системе государственной службы является законодательное установление запретов и ограничений на граждан, состоящих на государственной и муниципальной службе.

В целом в сфере государственной службы посредством ограничений необходимые требования устанавливаются в отношении государственных служащих различных видов государственных служб: государственной гражданской службы Российской Федерации, военной и правоохранительной. Специфика государственной службы как профессиональной служебной деятельности, в рамках которой реализуются государственно-значимые функции, в т. ч. по обеспечению обороны страны и безопасности государства, предопределяет и особенности ее прохождения, а также особый правовой статус лиц, проходящих соответствующий вид службы. В силу указанных обстоятельств законодательством предусмотрена система правоограничивающих норм, обусловленная задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, направленных на обеспечение должного исполнения государственными служащими функций в сфере государственного управления, нарушение или несоблюдение которых влечет правовые последствия.

Кто сегодня относится к категории гражданских служащих? По существу, это довольно широкое понятие. В него входят все специалисты, получающие вознаграждение за счет бюджетных средств, утвержденные на должность на основании служебного контракта. Речь идет о работе в сфере законодательной, исполнительной, судебной центральной или региональной власти. В соответствии с законодательством, у них есть определенные права и обязанности, а также целый ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой. Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта. В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Чем принципиально отличаются эти понятия, и почему в федеральном законе они прописаны отдельно? Юристы утверждают, что такое разграничение вполне обосновано.

К запретам, связанным с гражданской службой, относятся ситуации, в рамках которых служащий не имеет разрешения на выполнение каких-либо действий. Запрет не может быть снят по воле вышестоящего руководителя. Это можно сделать только на законодательном уровне.

В случае с «ограничением» человек не может выполнять те или иные действия или вступать в правовые отношения до тех пор, пока не будет соответствовать определенным требованиям или не предпримет конкретных действий. То есть ограничения могут быть сняты служащим самостоятельно, если он выполнит необходимые требования.

Например, чтобы занять должность на гражданской службе, кандидату требуется получить допуск к гостайне. После прохождения соответствующей процедуры это ограничение перестанет действовать.

Обратимся к списку ограничений, препятствующих поступлению на службу или пребыванию в должности. По количеству пунктов он уступает перечню запретов, связанных с прохождением гражданской службы, но все же выглядит довольно внушительно.

К первоочередным ограничениям, не позволяющим занимать должность, относятся следующие случаи.

  1. Кандидат признан недееспособным решением суда.
  2. У него есть не снятая судимость, или он находится под следствием.
  3. Кандидат отказывается оформлять допуск к информации, составляющей гостайну.
  4. Служащий «теряет доверие» руководства в связи с невыполнением требований о предотвращении конфликта интересов или противодействии коррупции.
  5. Присутствует подтвержденное заболевание, не позволяющее выполнять должностные обязанности.

Для определения последнего служащие регулярно проходят диспансеризацию по установленному графику. Какие заболевания относятся к категории неприемлемых? В первую очередь, это расстройства поведения и психики, умственная отсталость, бредовые расстройства и шизофрения, расстройства влечений и привычек. Также сюда относятся расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ, и болезни нервной системы (эпилепсия).

Серьезное влияние на перспективы гражданской службы оказывают семейные обстоятельства кандидата и его правовой статус.

Препятствием для вступления в должность могут стать близкие родственные отношения с потенциальным руководителем или подчиненным. В эту категорию попадают родители, дети (и их супруги), супруги (а также их дети, родители, братья, сестры).

Запрет на прохождение госслужбы налагается и в том случае, если человек перестает быть гражданином страны и получает зарубежное гражданство. Также не может стать гражданским служащим иностранный подданный, если речь не идет о дипломатическом корпусе.

Помимо запретов, связанных с гражданской службой, определен также ряд ограничивающих условий, связанных со служебным поведением. В список того, как должен вести себя госслужащий на профессиональном поприще, входит достаточно много правил.

Сотрудники, занимающие определенные должности госслужбы, обязаны: соблюдать законодательные нормы в рамках служебной деятельности; выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; защищать свободы и права граждан; беспристрастно относиться к решению служебных вопросов, не выказывать предпочтения тем или иным социальным, профессиональным, политическим, конфессиональным группам; не преследовать личные или финансовые интересы при выполнении служебных обязанностей; быть корректным в общении, не вести себя вызывающе; учитывать особенности социальных и этнических групп, быть толерантным, не допускать конфликтных ситуаций; придерживаться правил публичных вступлений.

В число запретов, налагаемых на сотрудников госслужбы, входит ряд моментов, связанных с выполнением должностных обязанностей и возможностями совмещения.

Так, гражданскому служащему запрещается избираться на должности в местном самоуправлении (в этом случае госслужбу придется покинуть) и структурах профсоюза.

Госслужащий не может одновременно быть предпринимателем, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими структурами (здесь существует ряд исключений), представлять в своей организации интересы третьих лиц.

Несколько запретов, связанных с гражданской службой, в статье 17 федерального закона относятся к ограничениям после увольнения. Бывший госслужащий не имеет права сообщать и использовать в собственных интересах конфиденциальную служебную информацию. Также есть ряд ограничений по занятию в течение 2 лет должностей в организациях, деятельность которых непосредственно связана с обязанностями по госслужбе.

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1, кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о доходах и расходах своих, а также близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

Ограничения, связанные с государственной службой гражданского характера, закрепляются в статье шестнадцатой ФЗ № 79-ФЗ. Гражданин не имеет права быть принятым на гражданскую службу, а гражданский служащий не имеет права находиться на гражданской службе в таких случаях, когда:

  1. Он признан недееспособным или же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже вступило в законную силу.
  2. Он осужден к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности госслужбы (или же гражданской службы), по судебному приговору, который уже вступил в законную силу, а также в случае имеющейся у него неснятой либо же не погашенной в определенном федеральным законом порядке судимости.
  3. При отказе от прохождения процедуры оформления допуска к тем сведениям, которые составляют государственную либо же какую-то другую охраняемую федеральным законом тайну, в том случае, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, или же по замещаемой гражданским служащим должности таковой службы связано с прямым использованием подобных сведений.
  4. При имеющемся заболевании, которое препятствует поступлению на гражданскую службу либо же ее прохождению, которое подтверждено заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, список подобных заболеваний, а также форма заключения медицинского учреждения установлены Правительством страны.
  5. Если имеется близкое родство либо свойство (собственные родители, дети, супруги, сестры, братья, или родители, сестры либо братья супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы напрямую связано с прямой подчиненностью либо же подконтрольностью одного из них другому.
  6. При выходе из гражданства РФ либо приобретении гражданства иного государства.
  7. При имеющемся гражданстве иного государства (или более, чем одного), если прочее не предусматривается международным договором страны.
  8. При представлении подложной документации либо же заведомо неправдивых сведений при поступлении на гражданскую службу
  9. При непредставлении установленных соответствующим ФЗ сведений или же при представлении заведомо неправдивых сведений касательно доходов, имущества, обязательств имущественной направленности.

Этот список ограничений заведомо контрастирует с двенадцатью ограничениями, которые был закреплены в действовавшем ранее ФЗ № 119-ФЗ в статье одиннадцатой. Согласно данным ограничениям, государственный служащий не имел права:

  1. Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, помимо педагогической, научной и другой творческой.
  2. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов страны, органов местного самоуправления.
  3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через неких доверенных лиц.
  4. Быть членом органа управления коммерческой организацией, если прочее не предусмотрено на уровне федерального законодательства или если в порядке, установленном таким законодательством и законами субъектов страны, ему не поручено участвовать в управлении данной организацией.
  5. Являться поверенным либо же представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он состоит на госслужбе или который напрямую подчиняется либо прямо подконтролен ему.
  6. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, прочее государственное имущество, а также служебную информацию.
  7. Получать гонорары за публикации, а также выступления в качестве госслужащего.
  8. Получать от физлиц и от юрлиц различное вознаграждение (то есть подарки, денежное вознаграждение, услуги, ссуды, оплату развлекательных мероприятий, отдыха, расходов на транспорт и прочие вознаграждения), которые связаны с исполнением должностных обязанностей, в частности, и после выхода на пенсию.
  9. Принимать без должного разрешения Президента страны награды, какие-либо почетные, а также специальные знания зарубежных государств, международных и зарубежных организаций.
  10. Осуществлять выезд в служебные командировки за границу за счет физлиц и юрлиц, кроме служебных командировок, которые происходят в строгом соответствии с международными договорами страны либо на взаимной основе по предварительной договоренности федеральных органов гос. власти, а также органов гос. власти российских субъектов с госорганами иностранных государств, международными, а также иностранными организациями.
  11. Участвовать в любого рода забастовках.
  12. Использовать собственное служебное положение в прямых интересах политических партий, общественных, в частности, религиозных, объединений с целью пропаганды собственного отношения к ним. В гос. органах не должны образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, кроме профессиональных союзов (согласно пункту первому статьи одиннадцатой ФЗ № 119-ФЗ от 1995 года).

Получается, из существовавших ограничений для госслужащего убрали пункты касательно вопросов совместительства, совместимости мандата депутата (то есть законодательной власти) с государственной должностью (то есть исполнительной властью), пункты касательно предпринимательской деятельности. Они перешли в категорию запретов госслужащему. Подобными запретами можно назвать:

  1. Участие на платной основе в деятельности органа управления организацией коммерческого характера, кроме случаев, которые установлены ФЗ.
  2. Замещение должности гражданской службы в таких случаях: при избрании либо назначении на гос. должность, кроме случаев, которые установлены указами российского президента; при избрании на выборную должность в органе местного самоуправления; при избрании на оплачиваемую должность выборного характера в органе профсоюза, в частности, в органе выборного характера первичной профсоюзной организации, которая создана в госоргане.
  3. Осуществление деятельности предпринимательского характера;
  4. Приобретение в случаях, которые установлены федеральным законом, ценных бумаг, по которым существует вероятность получения дохода;
  5. Выступать поверенным либо представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он непосредственно замещает должность гражданской службы, если прочее не предусматривается данным ФЗ и прочими ФЗ.
  6. Получение в прямой зависимости от исполнения своих должностных обязанностей вознаграждения от физлиц и юрлиц (то есть денежного вознаграждения, подарков, услуг, ссуд, оплаты развлекательных мероприятий, расходов на транспорт, оплаты отдыха, а также прочих вознаграждений). Подарки, которые были получены гражданскими служащими из-за проведения протокольных мероприятий, связанные со служебными командировками, а также с прочими официальными мероприятиями, считаются строго федеральной собственностью и собственностью российского субъекта, они передаются гражданским служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность, кроме случаев, которые установлены ГК РФ.
  7. Выезд в непосредственной связи с исполнением собственных должностных обязанностей за пределы страны за счет физлиц либо юрлиц, кроме служебных командировок, которые осуществляются в строгом соответствии с международными договорами РФ или же на взаимной основе по договоренности между федеральными органами гос. власти, органами гос. власти российских субъектов и госорганами прочих стран, международными, а также иностранными организациями.
  8. Использование в целях, которые напрямую не связаны с исполнением должностных обязанностей, неких средств материально-технического, а также прочего обеспечения, иного государственного имущества, передача их третьим лицам.
  9. Разглашение либо же использование в целях, которые не связаны напрямую с гражданской службой, сведений, до этого причисленных в строгом соответствии с ФЗ к сведениям конфиденциального характера, либо же служебной информации, которая стала ему известна в связи с исполнением собственных должностных обязанностей.
  10. Публичные высказывания, оценки и суждения, в частности, в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их прямых руководителей, в том числе решения вышестоящего госоргана или госоргана, в котором данный гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его непосредственные должностные обязанности.
  11. Принятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя наград, каких-либо почетных или же специальных званий (кроме научных) иностранных государств, организаций международного характера, политических партий, прочих общественных объединений, а также религиозных объединений, если в его прямые должностные обязанности входит взаимодействие с данными организациями и объединениями.
  12. Использование имеющихся преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, для агитации касательно вопросов референдума.
  13. Использование собственных должностных полномочий в непосредственных интересах политических партий, иных общественных объединений, религиозных объединений, а также прочих организаций, публичное выражение своего отношения к данным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его прямые должностные обязанности.
  14. Создание в госорганах структур политических партий, прочих общественных объединений (кроме профессиональных союзов, ветеранских и прочих органов общественной самодеятельности), а также религиозных объединений либо же способствование созданию подобных структур.
  15. Прекращение исполнения своих прямых должностных обязанностей с целью урегулирования служебного спора.
  16. Вхождение в состав управленческих органов, попечительских либо наблюдательных советов, прочих органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории нашей страны их структурных подразделений, если прочее не предусматривается международным договором РФ либо законодательством РФ.
  17. Занятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, которая финансируется строго за счет иностранных государств, международных либо же иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без определенного гражданства, если прочее не предусматривается международным договором РФ или же актуальным законодательством страны.
Замечание 2

Также в законодательстве появилось ограничение госслужащего в виде обязанности прямо сообщать администрации об имевше�� место быть конфликте его интересов с интересами государственной должности, естественно, по личному мнению госслужащего (в соответствии с пунктом третьим статьи девятнадцатой ФЗ № 79-ФЗ). Коррупция обычно, по мнению В.А. Прокошина, является следствием конфликта интересов, который проявляется в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей.

Ограничения, связанные с гражданской службой

Например, в Череповецкой области рассматривалось дело Смирнова – председателя комитета по физкультуре и спорту. Он имел полномочия административного и распределительного характера. В районном суде была доказана его вина в получении взятки, так как Смирнов от имени комитета физической культуры и спорта совершил сделку с болгарской фирмой и по итогу понес значительные финансовые потери. По регламенту гражданский служащий не имеет права на какую-либо предпринимательскую деятельность, тем не менее, Верховный Суд РФ отменил постановление районного суда в соответствии с частью 1 статьи 170 УК РСФСР (действующего тогда законодательства относительно должностных преступлений).

государственная гражданская служба, ограничения, гражданская служба, проблемы ограничений гражданская служба, ограничения, проблемы ограничений, государственная гражданская служба

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Ширяева А.В.

Ширяева Анастасия Владимировна — студент, кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Московский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской государственной службы должностными лицами. Дана характеристика правового положения (статуса) государственных служащих. Ключевые слова: государственный служащий, гражданская государственная служба, федеральное законодательство, запреты и ограничения.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По состоянию на 2017 год в государственных органах Российской Федерации замещали должности государственной гражданской службы 675,5 тыс. человек, что составляет 42,3% от общей численности всех служащих, занятых в этих органах [4].

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяя статус государственного гражданского служащего, накладывает ограничения, правовая природа которых связана с правами, а именно с правами, которых гражданский служащий не имеет, пока состоит на гражданской службе. Ограничения, установленные данным законом, установлены и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, то есть относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Действующим законодательством, а именно п. 4 ст. 10 Федерального закона № 58, правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается этим федеральным законом [1].

Под государственным служащим понимается лицо, которое профессионально осуществляет свою служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное вознаграждение за счет средств федерального либо регионального бюджета.

Правовое положение государственного служащего определяет условия при поступлении и прекращении госслужбы, а также её прохождение.

Рассматривая запреты и ограничения, которые регулируют прохождение государственной гражданской службы отметим следующие нюансы. Так, лицо, которое претендует на вакантную должность государственного гражданского служащего, не имеет права занимать её в случаях:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

2. Осуждения его к отбыванию уголовного наказания, а также имеющейся не снятой или не погашенной судимости.

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну [3].

4. Наличия заболевания, препятствующего исполнению своих должностных обязанностей.

5. Нахождения в родственных отношениях с гражданским служащим, которое связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

6. Прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

7. Наличия гражданства другого государства.

8. Представления фиктивных документов или ложных сведений.

9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения возложенных служебных обязанностей.

11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Ограничения и разного плана запреты на государственной службой – это условия, требующие обязательного соблюдения. Без этого нельзя занимать столь серьезные должности, а заняв их, можно быстро потерять.

Все положенные запреты и ограничения на государственно службе регулируются Федерального закона No 79-ФЗ.

Это особый норматив, который устанавливает главные правила работы на государственной должности, требования к сотрудникам и условия их соблюдения. Среди самых основных требований можно отметить:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Совершеннолетие.
  3. Знание русского языка.
  4. Соответствующая должности квалификация.

На каждого государственного сотрудника возлагается две категории обязательств:

  • Первая – исполнение обязанностей, установленных специальными инструкциями и внутренним регламентом;
  • Вторая – выполнение специальных антикоррупционных мер.

Наряду с ограничениями современным законом установлены строгие запреты. Сотрудникам запрещено:

  1. Занимать государственную должность и одновременно вести предпринимательскую деятельность. Получение дохода через коммерцию запрещена даже через доверенных лиц. Нельзя открывать или иметь ИП, а также являться участником коммерческих некоммерческих компаний.
  2. Покупать ценные бумаги с целью получения прибыли. Данный запрет актуален, если подобные операции приведут к конфликту интересов.
  3. Получать подарки от юридических лиц и обычных людей, как плату за выполнение возложенных трудовых обязанностей.
  4. Разглашать конфиденциальную информацию или использовать ее в личных корыстных интересах.
  5. Высказываться публично о деятельности государственных органов, коллег, руководителей и их официальных представителей. Исключением является ситуации, когда перечисленные действия предусмотрены в должностных инструкциях.
  6. Открывать вклады, счета, депозиты в иных странах. Нельзя задействовать финансовые инструменты иностранных государств. Все это разрешается, если служащий работает за границей.

Данный запрет распространяется, как на работающих, так и на уволенных работников. Если сотрудник имел доступ к важной информации, и распространил ее после увольнения, к нему будет применимо определенное взыскание. Уровень ответственности в данном случае будет зависеть от:

  • Обстоятельств нарушения;
  • Категории информации;
  • Круг людей, которым передали тайну.

Человек, который ранее занимал значительную должность, не может устроиться в компанию, которая ранее была ему подконтрольна. Например, госслужащий, который в процессе трудовой деятельности контролировал строительную организацию, не может устроиться туда на работу. Этот запрет не является бессрочным, но действует ровно два года.

Запрещается устраиваться на работу по договору подряда с суммой вознаграждения более 100 тысяч. Здесь присутствуют исключения. Подобное трудоустройство можно согласовать, организовав заседание специальной комиссии.

Специалисты одобрят трудоустройство при соблюдении требований, характерных для служебного поведения и при полном урегулировании и отсутствии конфликта интересов. Стоит отметить, что подобные нормативы действуют только по отношению к определенным профессиям.

Основные ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Если государственный служащий будет нарушать установленные ограничения, к нему могут быть применимы такие меры:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Предупреждение;
  • Увольнение.

В отношении правонарушителей руководитель может применить денежные санкции. Они выражаются в возмещении причиненного ущерба или взыскания в виде крупного штрафа.

  1. К госслужащим предъявляются достаточно серьезные требования.
  2. На сотрудников государственных структур распространяется немало всевозможных запретов.
  3. Ограничения касаются не только работы на должности, но также увольнения.
  4. Категорически запрещено принимать подарки.
  5. За нарушение установленных правил предусмотрена определенная ответственность.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ )

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами ;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ , от 03.12.2012 N 231-ФЗ )

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) — в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, — в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

(п. 11 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 192-ФЗ)

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

(п. 12 введен Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Обзоры КонсультантПлюс

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).

Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.

Нарушение запретов на государственной службе

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:

  • сделать замечание;
  • объявить выговор;
  • оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение с гражданской службы.

К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда ( ст. 1069 ГК РФ ) или убытков ( ст. 15 ГК РФ ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП . И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Любой работник, независимо от занимаемой должности, должен добросовестно и ответственно осуществлять исполнение своих должностных обязанностей. При этом к государственным служащим, помимо соблюдения должностных обязанностей, предъявляется еще ряд запретов и ограничений. Нарушение этих запретов и ограничений влечет за собой неизбежную ответственность, которая может подразумевать даже освобождение от занимаемой должности в системе государственного управления.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...