Предоставление жилья детям-сиротам в ХМАО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление жилья детям-сиротам в ХМАО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

(с изменениями на 25 февраля 2021 года)

(в ред. Законов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 17.12.2009 N 227-оз, от 08.04.2010 N 66-оз, от 18.07.2010 N 125-оз, от 30.04.2011 N 23-оз, от 30.09.2011 N 97-оз, от 10.04.2012 N 40-оз, от 28.09.2012 N 90-оз, от 08.12.2012 N 143-оз, от 14.01.2013 N 1-оз, от 30.09.2013 N 90-оз, от 24.10.2013 N 94-оз, от 29.05.2014 N 46-оз, от 10.12.2014 N 112-оз, от 16.04.2015 N 34-оз, от 16.04.2015 N 38-оз, от 27.09.2015 N 101-оз, от 30.01.2016 N 5-оз, от 31.03.2016 N 25-оз, от 17.11.2016 N 87-оз, от 23.12.2016 N 108-оз, от 30.06.2017 N 37-оз, от 17.10.2018 N 84-оз, от 13.12.2018 N 112-оз, от 28.02.2019 N 14-оз, от 27.06.2019 N 43-оз, от 11.09.2019 N 56-оз, от 10.12.2019 N 102-оз, от 30.04.2020 N 41-оз, от 30.04.2020 N 42-оз, от 24.09.2020 N 88-оз, от 26.11.2020 N 111-оз, от 25.12.2020 N 137-оз, от 25.02.2021 N 12-оз, с изм., внесенными Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.11.2012 N 130-оз)

Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа — Югры
29 мая 2009 года

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством устанавливает дополнительные гарантии по социальной поддержке имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и дополнительные меры социальной поддержки вышеуказанных категорий граждан, а также усыновителей, приемных родителей, иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее также — органы местного самоуправления, муниципальные образования, автономный округ) отдельными государственными полномочиями, определенными в настоящем Законе (далее — отдельные государственные полномочия).

(в ред. Законов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.04.2011 N 23-оз, от 30.09.2013 N 90-оз, от 23.12.2016 N 108-оз)

Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2022 N 179-р

Обязанность обеспечить квартирой, комнатой ребёнка, признанного сиротой, возложена на руководство города. Жилплощадь должна соответствовать следующим критериям:

  • находиться в регионе официальной регистрации сироты;
  • не иметь других собственников;
  • быть изолированной;
  • иметь все удобства, которые нужны для нормального проживания (водопровод, отопление, канализацию, сантехнику).

Если у льготника нет прописки, квартира, комната предоставляется по месту нахождения детского дома, где воспитывался несовершеннолетний.

Чтобы попасть в список граждан, подлежащих обеспечению жильём, требуется подать заявление. Документ подаётся законным представителем в 3-х месячный срок с момента достижения ребёнком четырнадцатилетия. За соблюдением сроков следят органы опеки и попечительства в Ханты-Мансийске.

Если это не произошло, по достижении совершеннолетия ребёнок имеет право направить заявление сам. Право на получение жилья сохраняется за сиротами и по достижении 23 лет, до тех пор, пока оно не будет реализовано.

Вместе с заявлением в администрацию необходимо предоставить:

  • оригинал, копию российского паспорта;
  • свидетельство о предоставлении социального статуса;
  • справку о составе семьи;
  • справку с места учёбы, работы;
  • документ, доказывающий отсутствие жилой недвижимости;
  • заявление в органы опеки и попечительства.

Пакет документов предоставляется непосредственно сиротой либо законным представителем. Законом не определены сроки предоставления жилья, очередь двигается по мере выделения денежных средств в региональном бюджете.

Файл: Загрузить

Возврат к списку

Новости — Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда закреплено в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законе автономного округа «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре».

Такое право наступает по достижении лицами из числа детей-сирот, нуждающимися в улучшении жилищных условий, возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Прокурор автономного округа Ботвинкин Е.Б. выступил с законодательной инициативой о внесении в вышеуказанный окружной Закон дополнений, предусматривающих возможность получения сиротам, которые на дату совершеннолетия или приобретения полной дееспособности пока не получили полагающееся по закону жилье, ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилья до момента фактического обеспечения жилыми помещениями.

Инициатива поддержана депутатами, Решением Думы округа от 25.02.2021 в региональный закон внесены предложенные изменения.

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей,
патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа
в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

(в ред. Законов ХМАО — Югры от 17.12.2009 № 227-оз, от 08.04.2010 № 66-оз, от 18.07.2010 № 125-оз, от 30.04.2011 № 23-оз, от 30.09.2011 № 97-оз, от 10.04.2012 № 40-оз)

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством устанавливает дополнительные гарантии по социальной поддержке имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительные меры социальной поддержки вышеуказанных категорий граждан, а также усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа и наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее также — органы местного самоуправления, муниципальные образования, автономный округ) отдельными государственными полномочиями, определенными в настоящем Законе (далее — отдельные государственные полномочия).
(преамбула в ред. Закона ХМАО — Югры от 30.04.2011 № 23-оз)

Статья 3. Дополнительные гарантии прав в сфере образования

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, организованных на территории автономного округа, без взимания платы.
Размер и порядок возмещения расходов учреждений профессионального образования на оплату обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Правительством автономного округа.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.
Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования автономного округа на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Правительством автономного округа.

3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в учреждениях профессионального образования автономного округа, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, устанавливаемой для обучающихся в данных образовательных учреждениях, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, в размере и порядке, устанавливаемых Правительством автономного округа.

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению советов указанных учреждений зачисляются на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данных учреждениях.

5. Обучающиеся, воспитанники учреждений автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся выпускниками указанных учреждений, однократно обеспечиваются этими учреждениями одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по перечню, нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа, а также единовременным денежным пособием в размере 5000 рублей.
По заявлению лица указанной категории ему взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования перечисляется в качестве вклада на имя выпускника в кредитную организацию соответствующая денежная компенсация по нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа.

6. Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и находящиеся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, детских домах семейного типа дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ими указанных учреждений однократно обеспечиваются органом опеки и попечительства одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа, а также единовременным пособием в размере 5000 рублей.
По заявлению лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законного представителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования перечисляет в качестве вклада на имя выпускника в кредитную организацию соответствующую денежную компенсацию по нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа.

7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся выпускниками учреждений профессионального образования автономного округа, муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования автономного округа, за счет средств указанных учреждений однократно обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа, а также единовременным денежным пособием в размере 5000 рублей.
По заявлению лица указанной категории ему взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования перечисляется в качестве вклада на имя выпускника в кредитную организацию соответствующая денежная компенсация по нормам и в размере, устанавливаемым Правительством автономного округа.

8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения по очной форме в учреждениях профессионального образования автономного округа обеспечиваются указанными учреждениями бесплатным местом в общежитии.
Лицам и�� числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, в случае отсутствия общежития в учреждениях профессионального образования автономного округа указанными учреждениями оплачивается стоимость арендуемого жилого помещения в размере, устанавливаемом Правительством автономного округа.

После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:

  1. Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
  2. Стороны претензий не имеют.
  3. Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

  • По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
  • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

  • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
  • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
  • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект?

Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

  • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
  • имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

Сургутский район получит 9 млн рублей на покупку 33 квартир для детей-сирот

За получением жилья ребенок или его представитель (опекун, попечитель) должны обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, если ребенок содержится в интернате или по месту пребывания. Как правило, решением подобных вопросов занимаются отделы (управления) социальных программ в администрации того или иного социального образования.

Кроме того, пакет документов необходимо направить в органы опеки и попечительства.

Для получения квартиры необходимы следующие документы:

  • письменное заявление ребенка-сироты;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие статус сироты;
  • справка с места жительства (пребывания);
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • свидетельство о рождении ребенка (если имеется);
  • справка об отсутствии иного жилья в собственности или пользовании;
  • справка о составе семьи;
  • документы, которые подтверждают окончание учебного заведения, прохождения срочной военной службы, отбытия наказания в исправительном учреждении;

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Счетная палата померила сиротские метры

Закон о предоставлении жилья детям сиротам (ФЗ №159) в ч.7 ст.8 устанавливает, что жилье предоставляеися на условиях заключения договора социального найма (то есть в собственность не передается).

Такой договор заключается сроком на 5 лет, а по их истечению может продлеваться еще каждые 5 лет, если детдомовец и дальше будет нуждаться в жилплощади. То есть по сути жилье предоставляется в соцнайм бессрочно.

Однако данное правило действует только с 1 января 2019 года, а до этого – договор мог продлиться однократно еще на 5 лет и не более того.

В качестве жилья, предоставляемого сиротам, могут выступать следующие объекты:

  • жилые дома;
  • квартиры.

Они должны быть благоустроены и соответствовать нормам предоставления жилплощади применительно к конкретному населенному пункту. Комната в коммуналке сиротам не предоставляется, поскольку жилье обязательно должно быть отдельным.

Квартиры детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам не могут превышать 25% в одном многоквартирном доме. То есть нельзя заселить весь дом одними детдомовцами, поскольку это может негативно отразиться на их социальной адаптации.

Это правило не действует только в отношении:

  • населенных пунктов с численностью менее 10 000 человек;
  • многоквартирных домов с количеством квартир менее 10.

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Если говорить об обязательных для каждого случая бумагах, то ими выступают:

  • Заявление. Оно не имеет строго установленной формы, однако должно иметь все необходимые реквизиты и данные, которые должно содержать официальное обращение в госорганы. В следующем разделе будет приведен образец такого заявления.
  • Российский паспорт. Причем именно российский, так как отсутствие российского гражданства с 2019 года является основанием для отказа в постановке на учет. При подаче документов с собой должны быть оригинал и копия.
  • Справка о составе семьи. Выдается по форме №9 сотрудниками ЖЭКа. При этом в ней указываются все прописанные лица, а также указывается, с кем из них в родственных отношениях состоит сирота.
  • Документы, подтверждающие сиротство. Чаще всего в таких случаях это решение суда о лишении родительских прав, однако в зависимости от ситуации – это может быть и другая бумага. Если на руках нет судебного решения, скорее всего, оно продолжает хранится в органах опеки и попечительства. Обратитесь туда.
  • Документы, подтверждающие необходимость получения жилья. Если нет никакого жилья – то берется справка в Росреестре об отсутствии в собственности жилого помещения.

В отдельных случаях предоставление жилья детям сиротам осуществляется также при обязательной подаче следующих документов.

Документ Ситуация
Свидетельства о браке/рождении детей Детдомовец успел создать семью, родить ребенка.
Справка с места работы, из ВУЗА или службы занятости Заявитель трудоустроен, обучается на дневной форме или состоит на учете в ЦЗН.
Решение суда о лишении родительских прав Заявитель прописан в жилье, которое принадлежит его родителям, которые лишены родительских прав.
Заключение местных органов власти У заявителя есть жилье, но оно не пригодно для проживания или жилищные условия не соответствуют санитарным нормам.
Справка из больницы с диагнозом и рекомендации по отдельному проживанию ребенка У ребенка есть жилье, однако он вынужден делить его с тяжело больным человеком (свищи, психические заболевания, туберкулез и другие).
Документы, подтверждающие право собственности Площадь жилого помещения, в котором живет ребенок, из расчета на одного человека меньше нормы, установленной в регионе.

ШАГ 3. Подача заявления и документов. Заявление можно отправить в администрацию по месту жительства по почте заказным письмом с уведомлением.

Как вариант – может отнесите его лично в канцелярию администрации. В этом случае заранее сделайте копию заявления и проследите, чтобы на нем поставили отметку о принятии, а также указали дату. Начиная с этой даты Вам должны дать ответ в течение 30 дней.

Также можно направить документы через МФЦ. В этом случае они принимают пакет, а затем направляют его в администрацию. Преимущество данного способа заключаются в том, что не придется стоять в очереди. Несмотря на то, что по сути МФЦ является «лишним звеном», время решения вопроса не затягивается. Ответ также должен прийти не позднее 30 дней с момента подачи документов.

Администрация г. Гуково,
Ростовская область, г.Гуково,
ул. Шереметьева, 5
Алдонина Дмитрия Олеговича,
проживающего по адресу Ростовская обл.,
г.Гуково, ул.К.Маркса, 11/13

Заявление
о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей

Я отношусь к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2014 году году в отношении меня была установлена опека. На тот момент я проживал и имел право пользования жилым помещением по адресу: Ростовская область, г. Гуково, ул. Заречная, д.23, кв.17. Данное жилое помещение площадью 24,18 м2 предоставлялось в 2011 году на семью из трех человек. В ордер были вписаны я и мои родители.

После установления опеки я проживал совместно с опекуном, Сергеев Анатолиев Федоровичем, по адресу: Ростовская область, г. Гуково, ул. Криничная, 18.

По окончании опеки я неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении мне жилой площади как лицу, оставшемуся без попечения родителей, взамен утраченной (квартира по адресу г. Гуково, ул. Заречная, д.23, кв.17 была передана в муниципальную собственность и заселена другими лицами), однако до настоящего времени жилье мне не предоставлено.

Как лицо, оставшееся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», я имею право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

На основе вышеизложенного, прошу предоставить мне жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством.

21.02.2021
Алдонин Д.О.

Приложение:

(указываются прилагаемые документы)

ШАГ 4. Ожидание своей очереди. На это могут уйти годы, поэтому некоторые бывшие детдомовцы даже обращаются в суд, чтобы как-то ускорить процесс получения жилья. В отдельных случаях суд удовлетворяет такие иски, однако исполнить такие решение можно лишь в том случае, если у муниципалитета есть свободное жилье для предоставления. Отслеживать список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями можно на сайте местной администрации или во время личного визита в этот орган.

ШАГ 5. Выдача ордера. После выдачи ордера на имя заявителя он считается таким, что утратил право на улучшение жилищных условий на основании своего сиротства. То есть такое право предоставляется однократно.

В отдельных случаях сироту и приравненных к нему лиц могут снять с учета. Основания для этого перечислены ниже:

  • получение жилплощади по договору соцнайма или найма специализированного жилого помещения;
  • его смерть;
  • утрата «сиротского» статуса или ребенка без родительского попечения;
  • приобретение сиротой недвижимости, площадь которого превышает учетную норму жилплощади в регионе;
  • изменение места жительства (переезд в другой субъект РФ).

Законом четко не определены сроки, в которые жилье должно быть предоставлено. Говорится лишь о том, что:

Сироты или лица, лишенные родительского попечения, должны встать на учет в возрасте от 14 до 23 лет.

Если не сделать этого до 23 лет, лицо лишается права на улучшение жилищных условий.

В то же время непосредственно выдача квартир детдомовцам может осуществляться и через 10, и через 20 лет после того, как они встали на учет, когда подойдет их очередь, то есть после наступления 23 лет.

Как уже говорилось выше, жилье сиротам дает не государство, а муниципалитеты. Регионы выделяют из местных бюджетов средства на приобретение жилья для сирот, которое впоследствии предоставляется им на условиях соцнайма (юридически оно является муниципальной собственностью). Однако из-за дефицита бюджетных средств недвижимость закупается в тех объемах, которых явно недостаточно для улучшения жилищных условий всех нуждающихся. А иногда — и вовсе не закупается.

Поэтому очереди двигаются так медленно, а сроки предоставления помещений становятся такими большими.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

В Югре расширены варианты решения проблем по обеспечению детей-сирот жильём

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья. Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:

  1. отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
  2. соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
  3. условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.

Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:

  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
  • ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную процедуру составления списков детей-сирот, которые остались без родителей, подлежащих обязательному обеспечению жильем. Данные списки формируются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъектов РФ. Именно по указанным спискам в последующем будет устанавливаться очередь предоставления жилых помещений в зависимости от даты рождения либо, при их совпадении – по дате принятия решения о включении в список ребенка-сироты. Единственным основанием для исключения ребенка-сироты из списка на получение жилплощади может являться осуществление этого действия государством.

С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.

Жилье положено выдавать в районе нахождения службы, поставившую ребенка на очередь. Квартирам полагается быть отдельными, а также санитарно и технически соответствовать разработанным нормам.

Помещения выделяются в зависимости от состава семьи:

  • один человек – 36 кв.м.;
  • два – 42 кв.м.;
  • три и более – 42 кв.м. + 12 кв.м. на жильца.

Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.

Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2022 году

Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:

  • 1 человек – 36 кв.м.;
  • 2 – 42 кв.м.;
  • 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.

Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.

В Российской Федерации права детей, лишившихся родительского попечения, в части обеспечения их жильем регулируются законодательно, в том числе следующими законами:

  • ст. 155.3 Семейного кодекса РФ;
  • ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ);
  • Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон № 159-ФЗ) и др.

Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства

ребенка.

В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства.

Регионы самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы с указанной категорией граждан и устанавливающие перечни документов, необходимых для реализации права детей-сирот на жилье.

Квартиры, предназначенные для детей-сирот, выделяются из специализированного жилищного фонда местной администрации. При этом предоставляются не просто объекты недвижимости, а квартиры, соответствующие определенным требованиям. Вот самые основные из них:

  • жилое помещение должно быть обособленным и полноценным, заселение его по типу коммунальной квартиры или общежития недопустимо;
  • полное соответствие установленным санитарным нормам, оборудование всеми необходимыми инженерными коммуникациями;
  • выдача квартир осуществляется в регионе по месту проживания.

Квартира в обязательном порядке должна иметь нормативную площадь, параметры которой зависят от общего количества проживающих. Сегодня установлены следующие показатели:

  • 36 м2 на 1 человека;
  • 42 м2 на двоих;
  • 42 м2 + 12 м2 на каждого третьего и последующего.

Чтобы получить подобное соответствующее требованиям жилье, необходимо подготовить определенный пакет документов.

Если вы столкнулись со сложностями и нужна бесплатная юридическая консультация в разъяснении вашего конкретного случая, позвоните по любому бесплатному номеру или оставьте заявку на сайте. Москва и область:+7

Санкт-Петербург и область:+7

Федеральный номер:+7

Предоставление жилья детям сиротам, как форма государственной поддержки, регулируется следующими законами и положениями:

  • Жилищный Кодекс РФ — ст.109;
  • ФЗ 159 ст.8;
  • ФЗ 267.

Это особые, принятые на официальном уровне нормативные акты, в которых отражается порядок получения квартир детьми-сиротами. Прежде чем подробно писать, какие квартиры предоставляются и на каких условиях, стоит отметить, кто может быть признан сиротой.

Официально понятие прописано в No 159-ФЗ. Здесь указано, что сиротами могут признать несовершеннолетних, если их родители:

  • по какой-то причине отсутствуют;
  • лишены родительских прав;
  • отказываются забирать детей из воспитательных и медицинских учреждений;
  • уклоняются от своих прямых обязанностей, связанных с защитой и воспитанием детей;
  • отбывают наказание в СИЗО;
  • официально объявлены умершими;
  • считаются без вести пропавшими;
  • находится в лечебных и реабилитационных учреждениях;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • не в состоянии воспитать детей в иных предусмотренных законом случаях.

Важно. Все перечисленные выше категории лиц могут получить собственное жилье до 23 лет. Но при условии, что родители был потеряны до 18 лет.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...