Выезд на полосу встречного движения при повороте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на полосу встречного движения при повороте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания. Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их. Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.

Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом. Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен. Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».

Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод — знание теории для водителя крайне важно.

ВС разъяснил, когда можно выезжать на встречку

А вот этот вопрос едва ли вызовет сложности с ответом. Все автолюбители знают и могут объяснить, что это такое. Ведь все они, каждый раз садясь за руль, видят других людей, которые едут во встречном направлении. Итак, как это уже ясно, полоса встречного движения — это полоса проезжей части, по которой автомобили двигаются во встречном направлении. Все знают, что выезжать на «встречку» опасно, делать это можно только при обгоне, если позволяет дорожная разметка, и то, убедившись, что до впереди идущего автомобиля достаточное расстояние, и водитель сможет успеть завершить маневр и перестроиться обратно в свою полосу.

Также большинство автомобилистов знают, что лобовое столкновение на встречной полосе чревато трагическими последствиями, и если не уверен, то лучше на нее не выезжать. А выезд на «встречку» на перекрестке не разрешен даже для поворота налево или разворота. На встречную полосу нельзя в таком случае выезжать, ее можно только пересекать по кратчайшей траектории.

Следует помнить, что объезд препятствия на перекрестке по встречной полосе может трактоваться сотрудниками ДПС как обгон на перекрестке, что является грубым нарушением правил. Ведь объезд препятствия осуществляется с правой стороны.

Во-первых, водитель всегда должен руководствоваться правилами дорожного движения, поэтому первое, о чем надо думать при желании совершить выезд на встречную полосу, — это разрешен ли такой маневр в данном месте и в данное время.

Во-вторых, автолюбитель всегда должен помнить о бдительности и внимательности. Прежде чем совершить то или иное действие за рулем, тот или иной маневр, он должен убедиться, что не создает помеху движению другим автомобилям и не создаст аварийную ситуацию. Для этого нужно убедиться, что до ближайших автомобилей на полосе встречного движения достаточное расстояние, проверить по зеркалам заднего вида или просто визуально через окно водителя в «мертвой» зоне зеркал, не обгоняет ли его другой автомобиль, чтобы не допустить «подрезания» или бокового столкновения, и только после этого включить «поворотник» и выполнить выезд на встречную полосу для обгона, учитывая все вышеописанные нюансы, но не ограничиваясь ими.

Ситуации всегда разные, и в каждом конкретном случае, в зависимости от разных обстоятельств, нужно поступать по-разному. Главными принципами должны оставаться: безопасность, уважение прав других участников дорожного движения и отсутствие риска создания аварийной ситуации.

При выезде на встречную полосу при повороте налево водитель рискует попасть в ДТП, поэтому так делать нельзя. За это предусмотрена административная ответственность. А при правильном повороте налево обязательно нужно удостовериться, что поворот разрешен, траектория движения верна, и что помех для других транспортных средств этим маневром водитель не создаст. Встречную полосу нужно пересекать почти под прямым углом, а не двигаться по ней. Очень важно заблаговременно включить сигнал поворота, чтобы автомобили, идущие сзади, были готовы притормозить и ушли на необходимую дистанцию, чтобы не въехать поворачивающему автомобилю в задний бампер. Резкое торможение перед поворотом может обернуться ДТП.

Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней. Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может. Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.

В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:

  • Простой поворот — это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
  • Сложный поворот — это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
  • А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.

Когда выезд на встречку не карается лишением прав

Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.

  • Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
  • Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
  • И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.

Всех законопослушных водителей терзает вопрос: почему другие постоянно нарушают ПДД? Например, совершают выезд на встречную полосу на перекрестке. Это же риск и для себя, и для окружающих! Увы, здесь могут разобраться только психологи. Они говорят, что у некоторых людей подсознательно есть желание нарушить правила. К тому же многие нарушают правила не просто потому, что им этого хочется, а потому, что ситуация заставляет, они спешат, опаздывают или есть какие-то другие экстренные обстоятельства. А есть еще категория людей, которая таким образом самовыражается, им нравится этим привлекать внимание людей. Тем не менее ничто, кроме крайней необходимости, не может послужить оправданием нарушению ПДД.

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

Указанный маневр разрешается осуществлять только на перекрестках при отсутствии запрещающих знаков. Иначе инспектор в праве выписать вам штраф от 1500 рублей.

Действие разрешено только из крайней левой полосы движения (при наличии нескольких линий разметки). Если во время выполнения разворота на многополосной дороге была «зацеплена» встречная линия, то штраф за нарушение составит от 1000 до 1500 рублей.

Зачастую наступает, когда водитель решает проехать под запрещающим знаком, именуемым в народе «кирпичом». В случае, если это было нарушение регулировки движения на территории АЗС, стоянок ТЦ и других прилегающих территорий, штраф будет составлять не более 500 рублей.

За езду по дороге с односторонним движением — лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, так как считается езда по встречке. В случае повторного нарушения время, на которое у вас отберут права, увеличивается до 1 года.

При выезде на полосу встречного движения предназначенного для реверсивного направления:

  • если светофор не работает
  • если выезд на полосу реверсивного движения запрещен (горит красный сигнал )
  • не перестроились при предупреждающим сигнале светофора (горит желтый сигнал (стрелка вправо)).

Штраф за выезд на встречную полосу движения составит 5000 рублей или лишение водительских прав.

На дорогах выезд на встречку считается обыденным явлением. Причин для выбора данного стиля вождения может быть несколько. Так, водитель хочет обогнать транспорт, который движется слишком медленно. Однако этот маневр сопряжен с риском не только, лишится прав, но и попасть в серьезное ДТП.

Существует желание припарковать машину на свободном участке по другой стороне улицы. Не на всех дорогах это разрешается. Более того, нарушитель рискует тут же попасть в поле зрения камер наблюдения.

В то же время, появление на встречной полосе может быть и вынужденной мерой. Допустим, водитель хотел объехать препятствие – сломанный транспорт или перекрывшее проезд дерево. Тогда не остается иного выхода, как нарушить ПДД.

Административное законодательство построено таким образом, чтобы нарушителей закона могли не только привлекать к ответственности, но и иметь возможность предупреждения правонарушений.

Для автолюбителей предупреждением выступает разметка, нанесенная на дорогу, для того чтобы он не совершил выезд на полосу встречного движения.

Нарушив установленные предписания, неотвратимо последует ответственность. Дорожная разметка, разделяющая полосы для встречного движения и служит тем предупреждением.

В ПДД выезд на полосу встречного движения расценивается как опасный маневр, связанный с возможностью столкновения со встречным транспортом.

Это считается грубым нарушением правил, так как лобовое столкновение влечет наступление тяжелых последствий для участников дорожного движения. Поэтому водитель может лишиться удостоверения.

Наказание судом в виде лишения ву либо штраф за выезд на встречку, будут зависеть от ряда факторов, установленных административным законодательством.

Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?

На самом деле существует три основных. Первый заключается в остановке транспорта экипажем ДПС. При этом составляется на месте протокол о правонарушении. В свою очередь у водителя существует право предоставить пояснения, приобщаемые к материалам административного дела.

Второй вариант заключается в выявлении нарушения дорожными видео- и фотокамерами. Протокол в таком случае не предусмотрен. Вместо него сразу приходит постановление о штрафе вместе с фотографиями проступка.

Наконец, на гражданина вправе пожаловаться другие водители. Особенно это актуально тогда, когда автомобиль провоцирует аварийную ситуацию и быстро оставляет место ДТП. К обращению в ГИБДД в этом случае прикладываются снимки или запись нарушения.

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет.

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу, и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

  • пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.

Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.

Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:

  1. Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
  2. При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.

Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:

  1. Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
  2. Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
  3. При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
  4. Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
  5. Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.

Конечно всех водителей интересует вопрос: сколько же составит штраф в случае правонарушения автомобилиста и выезда на встречную полосу? Сумма штрафных санкций не является фиксированной.

Она зависит от того, как произошло правонарушение, и что оно повлекло за собой. При переезде водителем встречной полосы могло произойти ДТП, и тогда наказание не ограничится штрафом, и даже лишение водительских прав не станет заключительным этапом.

Возможно открытие уголовного дела, и по результатам его расследования можно и в тюрьму угодить.

Рассмотрим правонарушения, которые влекут за собой штрафные санкции:

  1. Объезд препятствия. Ситуация совершается, когда на пути автомобилиста появляются преграды движению в виде аварийных ситуаций, поломок другого автотранспорта, разрушенных частях дороги и т.д. Размер штрафной выплаты за выезд на встречку составляет 1000-1500 руб.;
  2. При неверных поворотах налево и с заездом на встречную полосу. Ситуация происходит, когда на нерегулируемых перекрестках или при наличии запрещающих дорожных знаков, водителями совершается поворот или разворот с заездом на встречку. Сумма штрафа 1000 – 1500 руб.;
  3. Преднамеренный заезд или переезд встречной полосы карается штрафом равным 5000 или даже лишением прав;
  4. Объезд или обгон машины, в результате чего был совершен заезд на встречку. Не допускается также обгон пробок и заезд на трамвайные линии встречного направления. Данное нарушение ведет к взиманию штрафа суммой 5.000 руб., либо водителя лишают прав на полгода.

В случае, когда сотрудник ГИБДД останавливает водителя и указывает, что он совершил нарушение, заключающееся в выезде на встречную полосу, можно попытаться оспорить выдвигаемые обвинения и штрафные санкции. Чтобы отстоять свои права и оградить себя от наказания необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Основным документом, фиксирующим совершенное правонарушение, является протокол. В нем описываются все детали неправомерных действий нарушителя. При уверенности в своей правоте и законности своих действий, подписывать этот документ ни в коем случае нельзя. Иначе судебный орган не будет разбираться с этим делом, а наложит на автомобилиста штрафные санкции. Протокол нужно изучить и вписать свое несогласие с указанными в нем данными. Причем, сделать это максимально детально, т.к. этот документ является основным доказательством на судебном процессе. Водителю должна быть предоставлена его копия, и при наличии иных доказательств вся документация передана в суд. Передача документов производится в течение 10 дней со дня совершенного нарушения. При уважительной причине этот срок может быть продлен;
  2. Попробуйте собрать доказательства вашей невиновности. Можно взять записи с видео регистратора – это самое неоспоримое доказательство, подтверждающее невиновность. При наличии с собой фотоаппарата, смартфона можно заснять на камеру ту ситуацию, при которой произошел выезд на встречное движение. Детальные снимки помогут опровергнуть обвинение. Хорошо, если имеются снимки, подтверждающие, что движение происходило по ПДД;
  3. Водитель транспортного средства обязательно должен сказать инспектору дорожной полиции о своем несогласии с обвинением и планируемом обращении в суд для обжалования. Это может дать почву для размышлений сотруднику ГИБДД. Ведь отправлять в суд псевдонарушение не стоит. Это может повлечь наказание для сотрудника транспортной полиции. Поэтому правонарушение и составление протокола может быть пересмотрено;
  4. При действительном нарушении автомобилист может также оспорить свое обвинения, исходя их ситуации. Возможно, что выезд на встречку был совершен в месте, где отсутствовала разметка, или произошли непонятки с разметкой. На дороге существует непрерывистая разметка 1.6, которая является сигналом о скором появлении сплошной полосы. У разметочной полосы длина штриха в три раза меньше расстояния между штрихами, а у предупреждающей линии все наоборот. Длина такой линии равна 50 метрам в населенных районах и 100 метрам на трассе. При отсутствии на шоссе разметки 1,6 можно делать акцент на это при наложении штрафа. Ведь водителя никто не оповестил о запрете обгона. Неправильность разметки может помочь избежать ответственности.

Обгон на участках с ограниченной видимостью

Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией.

Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу.

Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.

Выезд на встречную полосу при повороте налево на перекрестке

Давайте рассмотрим одну конкретную историю, которая произошла на бескрайних просторах нашей страны.

Краснодарский автолюбитель был приговорен к лишению права управлять автомобилем на полгода. Основанием для вынесения приговора стала четвертая часть статьи 12.15. КоАП РФ.

Как обычно, судом первой инстанции стал мировой суд. Именно он вынес обвинительный приговор.

Водитель, недовольный подобным исходом, обжаловал вынесенный приговор вначале в районном суде, а затем и в краевом. В обоих случаях, приговор устоял.

Но наш автолюбитель не сдался, и дошел до Верховного Суда с просьбой отменить данный приговор. Рассматривая данное прошение, ВС РФ пришел к выводу, что отсутствовала необходимость лишать водителя прав.

В вынесенном по результату рассмотрения этого дела постановлении, указывается: «Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, Давыденко М.Н.

привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он 13 февраля 2016 г. в 09.00 часов, управляя автомобилем …, государственный регистрационный знак…, и двигаясь на 90 км+450 м.

автодороги Джубга-Сочи, допустил выезд на полосу встречного движения».

Действующее законодательство РФ предусматривает, что ответственность за выезд на полосу встречного движения наступает только в том случае, когда такой выезд произошел с нарушением ПДД.

Однако в данном конкретном случае, на участке, где было зафиксировано правонарушение, не было ни знаков, запрещающих такой выезд, ни дорожной разметки.

Исходя из этих обстоятельств, Верховный Суд принял решение об отмене приговора, который был вынесен судом первой инстанции, и устоял при двух обжалованиях.

Логика, которая легла в основу данного решения, очевидна. Исходя из нее, наказание за выезд на встречку, может применяться лишь в тех случаях, когда такое деяние входит в прямое противоречие с ПДД, то есть запрещено ими.

Так как в этом конкретном деле не содержалось никакой информации о наличии на месте происшествия, на момент его совершения, знаков либо разметки, а приговор суда первой инстанции не содержит в себе указаний на нарушение конкретных пунктов ПДД, то означает это лишь одно — нарушений не было.

Кроме этого, решением ВС РФ установлен исчерпывающий список знаков или разметок, за нарушение которых водитель будет привлечен к ответственности за выезд на полосу встречного движения:

  • 20 «Обгон запрещен»;
  • 22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»;
  • 11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»;
  • 15.7 «Направление движения по полосам»;
  • 3 «Круговое движение»;
  • нарушение разметки 1.1, 1.3, 1.11.

В то же время большинство автомобилистов почему-то убеждены, что при выборе меры наказания, судья назначит штраф. Это не так. В суде, напротив, подтверждается факт выбора более жесткой взыскательной меры по статье. Помимо прочего, в ходе изучения материалов, определяются моменты, которые смягчают ситуацию либо отягчают ее.

К последним можно отнести информацию о назначении штрафа в прошлом. Если есть отягчающие моменты, почти наверняка судья вынесет распоряжение о лишении водительских прав за встречку. Но, даже невзирая на то, что отягчающих обстоятельств не обнаружилось, сам по себе факт такого несоблюдения ПДД можно квалифицировать как угрозу жизни окружающих.

Как следствие, избежать изъятия прав будет тяжело.

Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, где водитель едет по дороге объезжая какое-то препятствие, например припаркованный автобус, он проезжает мимо. Слева у него сплошная линия разметки, его останавливают и вменяют ему нарушение пункта правил 11, то есть неправомерный выезд на полосу встречного движения.

Соответственно сотрудники ДПС уверяют его в том, что он выехал на дорогу, предназначенную для встречного движения, и тем самым нарушил требования правил дорожного движения и составляют протокол. Сотрудник ДПС составляет протокол и отправляет на разбор в ГИБДД, пишет в протоколе объяснения и дальше идет все по процедуре. Сразу по вопросу, являться ли в ГАИ?

Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен

Сейчас на 2020 год практика потихоньку меняется. И в случае если у лица нет жестких нарушений правил дорожного движения и штрафы оплачены, то они могут назначить штраф прямо в ГАИ. Это относительно радует. Потому что чем меньше дел и меньше водителей, которым требуется помощь, то соответственно проще работать и можно заниматься более тяжкими делами, а не тратить на некоторые дела, которые более простые, свое время.

Так как в данной статье мы описываем правонарушение административного характера, рекомендуем вам обратить внимание на материал Административное правонарушение: административная ответственность за нарушение правил дорожного движения размещенный на нашем сайте.

Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.

По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.

№ п/п Вид нарушения Пояснение Штраф, р. (ст. — ч. КоАП)
1 Обгон по встречной Запрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта. 5000 (12.15 — 4)
2 Объезд препятствия по встречке Пункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором. 1000–1500 (12.15 — 3)
3 Разворот через сплошную полосу с выездом на встречную Запрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей. 5000 (12.15 — 4)
4 Встречное движение по односторонней дороге Приравнивается к заезду на встречку. 5000 (12.16 — 3)
5 Выезд на реверсивную полосу Не разрешается совершать под неработающий светофор. 5000 (12.15 — 4)
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора 1000 (12.12 — 1)
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса 1000–1500 (12.15 — 3)
6 Выезд на встречные трамвайные пути При обгоне приравнивается к заезду на встречку. 5000 (12.15 — 4)
При объезде препятствия санкция смягчается. 1000–1500 (12.15 — 3)

Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.

Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.

Подробно о повороте налево с трамвайных путей читайте по ссылке.

Вид и размер наказания при движении по встречной полосе зависит от дорожной ситуации и действий водителя, характера нарушения, требований дорожных знаков и разметки, положений ПДД. В КоАП РФ есть сразу несколько статьей, по которым может последовать ответственность. Рассматривать дела, связанные с выездом на противоположную сторону движения, могут должностные лица ГИБДД. Если статья предусматривает наказание в виде лишения прав, дело передается на рассмотрение в суд.

Иногда перемещение по встречной части дороги допускается. Традиционно не карается кратковременное пересечение линии или проезд по ней. Это возможно при возникновении следующих условий:

  1. Обгон тихоходных ТС. Для предотвращения скопления машин разрешается пересекать сплошную линию разметки. Тихоходные ТС отмечаются специальными символами (треугольниками) и способны развить скорость не выше 30 км/ч. К подобным средствам относится специальная дорожная техника для ремонта.
  2. Объезд препятствий по встречной. Закон не устанавливает точный перечень возможных ситуаций. Легальный объезд происходит в случае, если нельзя продолжить перемещение в прежнем направлении по указанной полосе. Причиной может стать неподвижный объект, обвал грунта и т. д. Запрещен объезд на дороге с 4 полосами или более. При наличии 3 частей нельзя выезжать на левую. Запрещается выезд на встречку, если рядом располагается железнодорожный переезд.
  3. При наличии временной (желтой) разметки. Если она проходит через чужие полосы движения, водитель может двигаться по ней, не создавая помехи. Традиционно такая разметка оставляется при проведении дорожных работ или наличии иных препятствий, которые невозможно быстро устранить.
  4. Обгон. Разрешается совершать при отсутствии запрещающей линии. Обгон по встречке можно сделать, если есть прерывистая разметка. В ряде случаев маневр запрещен. Например, при наличии знаков. Водитель должен грамотно оценить время и расстояние. Нельзя совершать двойной обгон, если другая машина уже выехала на встречку.

Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.

В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.

Езда по встречной стороне на перекрестке возможна в 2 случаях. Водитель может совершить обгон до того, как повернул, или переместиться на чужую полосу после маневра. В первом случае при отсутствии пересечения сплошной линии и пешеходных переходов неподалеку действия владельца ТС могут быть законными. Разрешается совершать обгон, если машина едет по главной дороге и нет регулировщика или светофора.

Если автомобиль оказался на чужом полотне дороги после поворота или был совершен нелегальный обгон, штраф за встречку составит 5000 руб. в случае, если водитель не создал аварийную ситуацию. Максимальное наказание – изъятие прав на 4-6 месяцев.

Разворот может выполняться на перекрестке или вне его. В первом случае необходимо занять крайнее левое положение. Совершать разворот на перекрестке, если сходятся дороги с 2 полосами, нельзя, т. к. водителю придется сместиться на крайнюю правую часть или использовать задний ход. На прямых дорогах допускается использование пространства возле обочины, если места для маневра недостаточно. При этом водитель должен пропустить других участников и убедиться, что он никому не мешает.

Нельзя совершать разворот в тоннелях, при наличии пешеходных переходов неподалеку, через сплошную разметку, в условиях ограниченной видимости, на остановках и т. д.

При развороте выезд на встречную носит кратковременный характер, т. е. отсутствует движение по чужому полотну дороги в течение продолжительного времени. Штраф за данное нарушение не превышает 1500 руб.

Движение в обратную сторону при одностороннем перемещении является грубым нарушением ПДД. Легкое наказание (размер штрафа – 5000 руб.) применяется, если водитель раскаивается и время транспортировки было относительно небольшим. Такое может произойти при развороте и последующей парковке, если дорога была пустой. Чаще водителей лишают прав на 6 месяцев. При повторном нарушении действует новый штраф – отстранение от вождения на год.

Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет

Для предотвращения спорных ситуаций и получения наказания за езду по чужой стороне рекомендуется использовать видеорегистратор. Зафиксированные доказательства помогут при судебном разбирательстве. Это важно в тех случаях, когда мнение сотрудника ГИБДД не совпадает с указанным в ПДД РФ или может трактоваться двусмысленно.

Правилами предусмотрено существование крайней необходимости нарушения норм. Наказание может быть смягчено, если водитель докажет, что иного способа решения проблемы не было, а причиненный вред оказался меньше, чем возможный при стандартном соблюдении ПДД. Однако судебная практика показывает, что такие случаи редки.

Не забирают водительские права при относительно небольших нарушениях правил. Например, при объезде препятствий, если факт наличия помехи был установлен. Лишение прав происходит лишь в том случае, если человек ошибочно принял обгон за объезд. Подобное может произойти при выезде на встречную часть из-за остановившегося автобуса или медленного ТС.

Разворот с перемещением на чужую часть дороги предусматривает штраф. Это связано с отсутствием факта движения в обратном направлении. При совершении нарушения водитель лишь пересекает разметку.

Если факт нарушения очевиден, рекомендуется не пытаться доказать свою невиновность. Не следует принимать агрессивную позицию и приводить доводы для смягчения наказания, если их уже рассмотрели. Традиционно раскаяние позволяет сменить санкции с изъятия прав на штраф (5000 руб.).

С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.

Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:

  • систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
  • нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.

В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.

Проезд перекрестка изначально сопровождается заездом на территорию встречной полосы. Это не противоречит ПДД, если водитель движется по своей полосе попутного движения. Однако есть и ряд дополнительных нюансов, которые нужно соблюдать участникам дорожного движения:

  • на любых типах перекрестков запрещен обгон с перестроением, в том числе с выездом на встречную полосу (если нужно выполнить такой маневр, необходимо дождаться окончания перекрестка);
  • как указывалось выше, при поворотах на перекрестке нельзя создавать ситуацию, когда машина после завершения маневра окажется на полосе встречного движения;
  • при выполнении разворотов в пределах перекрестка нужно убедиться, что этот маневр не запрещен знаками.

В статье 12.13 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушением правил при проезде перекрестков, нет специальных составов по выезду на встречку. Поэтому при выявлении нарушений и рассмотрении административных дел будут применяться общие нормы КоАП РФ.

Наказание за выезд на встречку является одним из наиболее распространенных нарушений ПДД, с которыми сталкиваются водители. Выявить такой факт могут следующими способами:

  • на основании записей или фото с камер автофиксации, установленных на дорогах;
  • при оформлении документов после ДТП (местонахождение машин и траектория их движения перед столкновением обязательно фиксируются в схеме извещения, материалах ГИБДД);
  • при надзоре за безопасностью дорожного движения, который осуществляют сотрудники ГИБДД.

От способа выявления нарушения зависит порядок рассмотрения дела, перечень возможных санкций, тактика защиты. В любом случае, если вам привлекают к ответственности за выезд на встречку через одну сплошную, либо при иных обстоятельствах, сразу обращайтесь к юристам. За наиболее серьезные нарушения, связанные с заездом на разграничительные линии или встречные полосы, может грозить лишение прав.

Если сотрудник ГИБДД выявил факт нарушения правил, в том числе противоправный выезд на встречную полосу, составляется протокол. В зависимости от вида нарушения и возможных санкций, дело будет рассмотрено на месте проступка, в отдельном разбирательстве должностным лицом ГИБДД, либо в суде. Ниже расскажу, что грозит за выезд на встречку впервые, какие способы защиты можно предпринять при рассмотрении дела.

Штраф за выезд на встречную полосу в 2022 году

За некоторые нарушения, предусмотренные статьями 12.15 и 12.16 КоАП РФ, водителя могут лишить прав. Такое решение может принимать только суд, причем факт выезда на встречную полосу должен быть подтвержден протоколом сотрудника ГИБДД. Если проступок отмечен только на камерах автофиксации, дело закончится только наложением штрафа. Лишить прав могут:

  • при любом выезде на встречную полосу или трамвайные пути, если суд посчитает недостаточным взыскание штрафа – срок лишения составит от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
  • при повторном выезде на встречную полосу или трамвайные пути – прав лишат на 1 год, а заменить его штрафом могут только при рассмотрении дела по записям камер.

Как суд решает, какое наказание назначить за выезд на встречную полосу, если в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ есть штраф и лишение прав? В этом случае оцениваются все обстоятельства дела, личность водителя, потенциальная опасность маневра для других участников движения. Например, суд нередко сразу выдает лишение прав, если водителя часто привлекали за другие нарушения ПДД. Это логично, так как нарушитель сознательно игнорирует правила, ставит под угрозу себя, других водителей и пешеходов.

Если у вас возникли вопросы, связанные с привлечением к ответственности за движение по встречной полосе, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Прямой формулировки понятия встречной полосы в ПДД РФ нет. Но она относится к достаточно очевидным понятиям, легко выводимым из других правил и логики организации дорожного движения.

Полосой встречного движения (встречной полосой, «встречкой») – называется часть проезжей части – полоса движения, предназначенная для перемещения транспортных средств в направлении противоположном тому, в котором в настоящее время передним ходом перемещается рассматриваемое транспортное средство.

При этом понятия «проезжая часть», «разделительная полоса», «полоса движения» точно определены в п.1.2 ПДД России.

В случае повторного нарушения законодатель предусмотрел ответ непосредственно в ч.5 ст.12.15 КоАП, где указано, что при фиксации правонарушения камерой может быть применен только штраф в размере 5000 рублей (лишение прав не используется).

В случае первого нарушения такого пояснения нет, однако есть другие нормы законодательства, дающие ответ на этот вопрос. В частности, ч.3 ст.28.6 КоАП устанавливает, что при фиксации камерами нарушения ПДД протокол не составляется, а ч.3.1 ст.4.1 указывает, что в случаях, обозначенных ч.3 ст.28.6 может быть применен только штраф.

Соответственно, при оформлении правонарушения сотрудником ГИБДД, наиболее вероятным наказанием будет лишение прав. Если нарушение зафиксировано камерами, возможен только штраф размере в 5000 рублей.

Перейдем к практической стороне вопроса. Если с наказаниями все очевидно, то с классификацией случаев нарушения ситуация менее однозначная. Внешне схожие происшествия могут как являться выездом на встречку, так и определяться по другим статьям (правилам), а значит приводить к другому типу санкций. Более того, существует и немало мифов, расплодившихся вокруг вопроса. С них и начнем.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...