Реализация семейной политики в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация семейной политики в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Получить выплаты на первого и второго ребенка в возрасте до трёх лет в размере прожиточного минимума можно в 2022 году.

На первого ребенка средства приходят из федерального бюджета, а за второго из средств материнского капитала.

На третьего и последующих детей можно оформить выплату ЕДВ из местного бюджета, но только в регионах где проблемная демографическая обстановка и во всех областях: Сибирь, Урал и Дальний Восток.

Обращаться за оформлением детских пособий необходимо в МФЦ или удалённо в ПФР или через Госуслуги.

Вид пособий 2021 2022 Повышение
Минимальные декретные за 140 дней 58 878 руб 62 675 руб 3797 руб
Максимальные декретные за 140 дней 340 795 руб 360 164 руб 19 369 руб
При рождении ребенка 1 раз 18 886 руб 20 472 руб 1095 руб
Минимальное до 1,5 лет в месяц 7082 руб 7493 руб 411 руб
Максимальное до 1,5 лет в месяц 29 600 руб 31 283 руб 1683 руб
Пособие с 1,5 до 3 лет 1 ПМ 1 ПМ
Жене призывника 1 раз 29 908 руб 31 642 руб 1734 руб
Ребенку призывника в месяц 12 818 руб 13 561 руб 743 руб
Максимальные больничные за 1 день 2434 руб 2572 руб 138 руб
При усыновлении несколько детей 1 раз 144 307 руб 152 677 руб 8370 руб
Детские пособия 2022

Получать уведомление о всех полагающихся пособиях гражданам можно через портал Госуслуги. Можно узнать о региональных и федеральных пособиях.

Если требуется уточнение, на сайте заполняется короткая анкета и приходит уведомление о полагающихся льготах на почту.

В 2022 году по полису ОМС супружеские пары с диагнозом бесплодие могут два раза за год пройти бесплатную процедуру эко.

Для этого надо обратиться в женскую консультацию, прикрепиться к поликлинике и врач отправит на анализы и обследования.

Более 450 тысяч процедур проведут к концу 2024 года.

Льготный кредит на ипотеку под 6% годовых доступен семьям с детьми в 2022 году. Программа подходит и для рефинансирования имеющейся ипотеки.

Главное условие, ребенок должен быть рожден после 01.01.2018 года. В семье достаточно одного ребенка для участия в семейной ипотеке.

Собственные средства должны составлять 15% от стоимости квартиры. Квартира может быть на вторичном рынке или в строящемся доме. Дом в селе можно купить только в Дальневосточном округе.

Люди старшего возраста выйдя на пенсию могут снова почувствовать свою востребованность и значимость став волонтером.

Волонтеры помогают детским домам, интернатам, на спортивных мероприятиях. Например серебряные волонтеры побывали на Формуле — 1.

Обратиться с желанием стать волонтером и помогать в своем городе необходимо в соцзащиту.

Национальный проект «Демография» 2022

Бесплатные мобильные бригады на селе помогают пожилым добраться до квалифицированной медицинской помощи. Для этого поставлено 1580 единиц транспорта.

Диспансеризации пожилых проводятся ежегодно без очередей и без записи, за направлением обратитесь к терапевту.

Работают врачи гериатры, которые специализируются на здоровье людей после 60 лет.

Получить помощь в реабилитации, долговременном уходе пожилой человек может дома в рамкам проекта «Демография».

Для этого привлекаются сиделки, патронажные службы и семейный уход. Привлекаются частные медицинские организации для предоставления услуг пожилым людям на дому.

Подробности можно получить в соцзащите и в поликлинике по месту проживания.

  • Конференция «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан»
  • Предлагаем образец заявления отказа от заочного обучения
  • Не мытьём, так катаньем? Как наших детей загоняют на «дистанционку». Хроника
  • Обращение против принятия законопроекта «О едином федеральном информационном регистре»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2012 года N 695

О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы

Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (далее — Концепция) согласно приложению.

2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга до 01.12.2012 подготовить и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Концепции.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 627 «О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы»;

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 N 1749 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 627».

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:

  • для оплаты покупки жилого помещения;
  • для оплаты строительства жилого дома;
  • для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
  • для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
  • для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
  • для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
  • для оплаты участия в долевом строительстве.

«При выборе жилой недвижимости должен соблюдаться ряд условий. Жилье должно располагаться в том же регионе, где оформляется выплата субсидии, недвижимость не должна приобретаться у близких родственников. При этом семья не может пользоваться такой программой дважды», — прокомментировал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Сумма выплаты в рамках программы рассчитывается не от цены приобретаемого жилья по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ. РЖ — это расчетная площадь жилого помещения: 42 кв. м для семьи из двух человек, по 18 «квадратов» на лицо — из трех и больше человек. Н в формуле — это норматив стоимости 1 кв. м площади жилья. Региональные власти устанавливают его самостоятельно, поэтому расчетная стоимость различается в зависимости от того, где живет семья.

УДК 347.64

Зубарева О.Г.

КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 года

Статья посвящена анализу проекта Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года, подготовленного рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Автор выявляет в нем коррупциогенные факторы, обосновывает вывод о существовании предпосылок нарушения прав и интересов российских семей.

This paper gives the analysis of the State Family Policy Conception draft for the period until 2025 which was prepared by the working group № 1 of the Coordination Council under the President of the Russian Federation responsible for realization of National Strategy upon action in the interest of children for 2012-2017.

The author looks into corruption-causing factors, makes a conclusion on the prerequisite breaches of the family rights and interests in Russia.

Ключевые слова: семейная политика, коррупциогенные факторы, семья.

Key words: family, policy, corruption-causing factors, family.

Концепция государственной семейной политики (далее Концепция) [1] взаимосвязана с Концепцией демографической политики [2] и Национальной стратегией действий в интересах детей [3]. Авторы Концепции исходят из того, что семья является основой российского общества, а потому анализ проблем, угроз и вызовов современной семьи необходим. С данным выводом трудно не согласиться. Полагая, что Концепция содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, прежде всего семей с детьми, авторы предлагают комплекс законодательных решений, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных для России семейных ценностей.

Основными направлениями государственной семейной политики РФ в Концепции названы: укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, защита семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание содействия в осуществлении ее основных функций (и на этой основе повышение уровня семейного благополучия), улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства.

Названные направления семейной политики должны реализовываться посредством создания

единообразных правовых механизмов как на уровне отраслевого законодательства, так и в нормах права каждой конкретной отрасли. При этом эталоном должна служить Конституция РФ и правовые механизмы, провозглашенные международно-правовыми актами, такими, как Всеобщая декларация прав человека [4], Декларация прав ребенка [5], Конвенция о правах ребенка [6], Международный пакт о гражданских и политических правах [7], Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод [8].

Ситуация, когда законодательно создается возможность вмешательства в жизнь почти любой семьи на достаточно неопределенных, допускающих неоднозначные толкования основаниях, очевидно, не соответствует как указанным направлениям семейной политики, так и нормам международного права.

Ранее на страницах юридической литературы подвергались анализу на предмет наличия кор-рупциогенных факторов и недопустимости размытых формулировок как нормы федеральных законов «Об опеке и попечительстве», «Об основах системы профилактики», п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, так и нормы целого ряда нормативно-правовых актов [9].

Недавно разработанный проект Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года, подготовленный рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте Рос-

сийской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы (составитель Е.Б. Мизулина и др., далее Концепция), вызвал широкое обсуждение общественности.

Так, в Концепции отсутствуют ясные определения ключевых понятий, таких, как «эффективность защиты прав и интересов детей», «исполнение международных стандартов в области прав ребенка», «своевременное выявление нарушений», «организация профилактической помощи семье и ребенку» и т.д. Нет и критериев выявления неблагополучия ребенка в семье. В результате произвольного толкования этих понятий и критериев уже сегодня проводятся незаконные изъятия детей из семьи [10]. В первую очередь атаке подвергаются бедные и многодетные семьи. А в депрессивных регионах «неблагополучными», по мнению опеки, может оказаться большинство семей. Мы не увидели в Концепции положений, необходимых для исправления этой недопустимой ситуации.

Обычно на начало года планируется запуск новых льгот или выплат от государства. Например, с 2018 года в России появились так называемые «путинские» выплаты, а с начала 2020-го – пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет (хотя они и выплачивались с середины года «задним числом»).

Однако на этот раз на начало 2022 года не было запланировано новых выплат – уже существующие пособия будут назначаться в прежнем режиме, но существенного расширения социальной поддержки власти пока не обещают. Так, с 2021 года в России появилось несколько новых выплат, в том числе:

  • ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности до 12-й недели – в размере 50% прожиточного минимума в регионе;
  • ежемесячная выплата неполным семьям на детей в возрасте от 8 до 17 лет – в размере 50% прожиточного минимума на детей в регионе;
  • пересмотрен порядок выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет – теперь пособие может выплачиваться в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума в зависимости от доходов семьи (ранее было только 50%).

Тем не менее, надежды на то, что в России появится что-то новое из выплат, есть. Так, в СМИ неофициально пишут о том, что на очередной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин объявит о еще одной разовой выплате семьям с детьми – на это указывает разогнавшаяся инфляция, а также наличие свободных ресурсов в федеральном бюджете (профицит более 2 триллионов рублей). Возможно, на пресс-конференции будет объявлено и о других выплатах – но пока об этом остается только гадать.

Большинство социальных выплат индексируется на величину инфляции или другой установленный коэффициент, чтобы объемы помощи от государства не «съедала» инфляция. На 2022 год тоже запланировано повышение большинства соцвыплат, правда, величина повышения будет разной:

  • страховые пенсии – пока намечен рост на 5,9%, однако по факту он явно будет выше. Президент распорядился повысить пенсии так, чтобы индексация была выше инфляции, а рост цен на данный момент достигает 8% (то есть, индексация будет еще больше);
  • социальные пенсии – с 1 апреля 2022 года вырастут на 7,7%;
  • ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам – вырастут ориентировочно на 5,8% с 1 февраля 2022 года. Однако окончательный коэффициент индексации утверждается в январе, поэтому он тоже может быть выше;
  • материнский капитал – изначально его обещали повысить на 4% с начала года, но потом было решено повысить его на величину фактической инфляции 2021 года в первых числах января 2022-го;
  • «путинские» выплаты, пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, неполным семьям с детьми от 8 до 17 лет, а также беременным женщинам за раннюю постановку на учет по беременности – все это вырастет в зависимости от роста прожиточного минимума в регионах. По новой методике прожиточный минимум в регионах рассчитывается от общефедерального значения и двух коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от категории пенсионера). Так как прожиточный минимум в целом по России вырастет с 11 653 до 12 654 рублей, стоит ожидать повышения детских пособий примерно на 8,6% в 2022 году;
  • минимальная оплата больничного будет рассчитываться, исходя из МРОТ в размере 13 890 рублей (412,65 рублей за день больничного), а максимальная вырастет до 2572,6 рублей в день;
  • минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет вырастет с 7083 до 7493 рублей, а максимальное – с 29600 до 31282 рублей в месяц;
  • максимальное пособие по безработице вырастет с 12 130 рублей до 12 792 рублей.

Несмотря на то, что большинство выплат индексируются, некоторые все же остаются неизменными. Например, никак не вырастет сумма разовой субсидии на оплату ипотечного кредита многодетным семьям – она по-прежнему будет составлять 450 тысяч рублей, а также не изменится и величина ежемесячных компенсационных выплат по уходу за пожилым человеком или инвалидом I группы, выплата и дальше составляет 1200 рублей (по уходу за ребенком-инвалидом – 10 тысяч рублей, и тоже без изменений).

Особая мера поддержки – «Пушкинская карта» – позволяет молодежи ежегодно потратить определенную сумму на посещение музеев и театров. Если в 2021 году на нее зачислялось 3000 рублей (так как действовала она не с начала года), то в 2022-м школьники и студенты получат по 5000 рублей, потратить которые можно на посещение культурных заведений.

Однако выплаты повышаются, хоть и медленно, но каждый год, тем не менее, в 2022 году ожидаются изменения в процедурах выплат, а также в перечне тех, кто может на них претендовать.

В последние пару лет социальные выплаты в России стали более адресными – так, все пособия, начиная с выплаты беременным женщинам и заканчивая пособиями неполным семьям на детей до 17 лет, выплачиваются с учетом материальной обеспеченности семьи. Это означает, что у семьи должны быть доходы ниже определенного уровня, чтобы она могла претендовать на выплаты, а по некоторым – есть имущественный ценз и правило нулевого дохода.

Едва ли не больше всего нововведений касается не самих пособий или оснований для их назначения, а порядка и процедуры оформления выплат. Политика государства такова, что многие уже сейчас назначаются по одному заявлению на Госуслугах (все данные чиновники собирают сами), а функции оператора передают на один государственный орган.

Этим оператором, судя по всему, станет Пенсионный фонд России. С 2022 года в его ведение передаются сразу несколько видов выплат, в частности:

  • пособия гражданам, имеющим детей (но которые по какой-то причине не подлежат обязательному социальному страхованию). То есть, пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплаты беременным женам и на детей военнослужащих-срочников будет выплачивать не органы соцзащиты, а ПФР – но только тем, кто официально не работает и не вправе получать выплаты от ФСС;
  • компенсация страховой премии по ОСАГО инвалида;
  • выплаты и компенсации тем, кто подвергался воздействию радиации;
  • компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам.

До настоящего времени эти выплаты (а их получает более 2 миллионов граждан) нужно было оформлять через органы социальной защиты на местах и подразделения Роструда. Это слишком сложно и утомительно – везде свои правила, и обычно заявителям приходилось собирать массу документов. С переводом всех этих выплат в Пенсионный фонд они будут назначаться по единым правилам и по единому механизму на территории всей России.

Кроме того, продолжается внедрение системы социального казначейства и беззаявительное назначение отдельных выплат. Так, с 2022 года пособие по беременности и родам, а также единоразовое пособие по рождению ребенка будут назначаться проактивно – то есть, без заявления. Так, механизм был уже опробован – в России уже почти все регионы перешли на электронные больничные, а материнский капитал женщина получает автоматически после рождения ребенка.

А еще с 2022 года в России пенсии по инвалидности будут назначаться без заявлений – ПФР получит данные из федерального реестра инвалидов и автоматически назначит пенсию в течение 5 рабочих дней.

1. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Об этом свидетельствуют данные переписей населения 2002 и 2010 годов, опровергающие достаточно распространенное мнение о том, что семья перестала быть «ячейкой» российского общества[iii]. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов число россиян, живущих в семьях, увеличилось на 4%. Эти данные подтверждаются и результатами выборочного обследования, проведенного РОССТАТом в сентябре-октябре 2009 года, «Семья и рождаемость». Для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей.

2. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.

На протяжении почти тысячелетия традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Даже последнее дореволюционное поколение женщин (1914-1918 годов рождения) и уже в советское время сохранило верность традиции. 42,3% женщин этого поколения стали многодетными матерями, родив троих и более детей. Матерью с одним ребенком стала только каждая пятая женщина того поколения[iv]. Тогда как в современной России 2 из 3 матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более 7% женщин. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя. Эти отношения, возникающие между братьями и сестрами, невозможно заменить отношениями между ребенком и родителями[v]. Возможно и с этим связано то, что современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи, не взрослеют достаточно долго[vi]. Правда, согласно данным социологического опроса россиян, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады 23-26 июля 2010 года, более 1/3 россиян идеальной для себя считают семью с тремя и более детьми, которую они хотели бы иметь, если бы имели все необходимые для этого условия.

3. Меры демографической политики 2006-2013 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 % , по вторым рождениям — на 17, 5 %, по третьим – на 26, 3 %. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян, и составила в среднем 69,8 лет, для женщин – 75,6 года, для мужчин – 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс.человек.

Однако принятые меры демографической политики, обусловленные прежде всего задачами увеличения численности населения России, мало повлияли на современное состояние института семьи.

4. Общее число семей между переписями населения 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665 тыс.579 семей. При этом темпы сокращения числа семей чуть выше, чем темпы сокращения численности населения (2,4% против 1,9%), сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. По данным переписи населения 2010 года семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5% от общего числа семей. И если в 2002 году каждая 2-я российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году – только 2 из 5 семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7%.

Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года число бездетных семей выросло на 7,4%.

По прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 году). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых, и практически лишен полноценного общения с сиблингами (братьями и сестрами) [vii].

5. Современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 годом доля неполных семей выросла в 2,5 раза[viii]. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Между тем, социализация детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем.

6. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой совместно жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье — не анахронизм, а необходимое условие разрешения духовного кризиса семьи и общества.

Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях в непосредственном взаимодействии только с родителями. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в таких семьях значительно снижено.

1. Целями семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

1) повышение уровня семейного благополучия,

2) усиление социальной роли семьи в жизни общества (решении общегосударственных задач),

3) создание условий для выполнения семьей ее основных функций.

Благополучная семья опирается на традиционные семейные ценности, такие как союз мужчины и женщины, регистрация брака, авторитет родительской власти, рождение и совместное воспитание нескольких детей, любовь к детям, проявляющаяся в том числе в отказе от аборта как акта ненависти к ним.

2. В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:

1) единства и непротиворечивости семейной политики, включая федеральный, региональный уровни и уровень местного самоуправления,

2) учета российских семейных традиций, в том числе, традиции многодетной и многопоколенной семьи, авторитета родительской власти, устойчивости брака,

3) приоритета прав, обязанностей и ответственности родителей за воспитание и развитие детей, выбор методов воспитания, согласующихся с уровнем развития ребенка,

4) партнерства государства, общества и семьи в воспитании детей,

5) взаимодействия государства и церкви в принятии решений в сфере семейных отношений,

6) приоритета предоставления мер поддержки семьям, имеющим детей,

7) дифференцированного подхода в предоставлении мер государственной поддержки применительно к различным типам семей, в зависимости от количества детей и их возраста, материального положения семьи, состояния здоровья родителей и детей,

8) самоорганизации и самообеспечения семьи, самостоятельности семьи в принятии решений относительно своего развития,

9) признания воспитания детей не только частной, но и общественно значимой деятельностью,

10) социальной преемственности и стабильности мер государственной семейной политики.

3. Основными задачами политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

1) пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей,

2) укрепление института брака, сокращение числа разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака,

3) совершенствование системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулирование применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства,

4) усиление мер поддержки многодетных семей,

5) усиление мер поддержки семей с детьми инвалидами,

6) улучшение положения семей, в первую очередь семей с несовершеннолетними с детьми, в том числе сокращение числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми, улучшение жилищных условий семей,

7) развитие социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, в том числе позволяющих совмещать трудовую занятость и воспитание детей (в первую очередь обеспечивающих качественное и доступное дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование детей, все виды медицинской помощи семьям с детьми),

8) создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, включая создание семейных парков,

9) защита семьи от незаконного вмешательства в семейную жизни, социальная защита семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации,

10) расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений.

4. Решение задачи по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей включает в себя:

пропаганду благополучия полных семей с несколькими детьми, формирование позитивного образа многодетных семей, многопоколенных семей,

пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери,

формирование негативного общественного отношения к абортам как к проявлению ненависти к детям,

разработку системы мер оказания помощи россиянам в восстановлении родословных их семей,

усиление государственной поддержки в работе по формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к репродуктивному здоровью и поведению.

разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей,

стимулирование создания произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности.

организацию ежегодного всероссийского конкурса «Семья года».

Реализация семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться через:

1) внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и утверждение «Концепции семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»,

2) создание профильного федерального органа в структуре Администрации Президента Российской Федерации или в структуре Правительства Российской Федерации, к ведению которого должны быть отнесены вопросы, связанные с координацией деятельности в сфере реализации мер семейной политики, контролем за их реализацией, сбором информации и методическим обеспечением данной деятельности,

3) cовершенствование семейного законодательства в целях повышения статуса родителей в семье и в обществе, профилактики социального сиротства и защиты семей с детьми от произвольного вмешательства государственных и муниципальных органов, реализации мер семейной политики, а также совершенствование бюджетного, налогового, жилищного законодательства;

4) включение в качестве приоритетных задач и мероприятий, призванных укрепить институт семьи, возродить и сохранить традиционные семейные ценности, в государственную программу «Стратегия 2020», федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

5) учет задач семейной политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач семейной политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

6) методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на реализацию семейной политики;

7) мониторинг и анализ развития института семьи и на их основе конкретных мер семейной политики;

8) развитие научных исследований в сфере семейной политики.

Проект о дополнительной поддержке семей с детьми и ипотекой внесен в Госдуму

1. Реализация политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в 2 этапа: 2014-2017 годы и 2018-2025 годы.

На первом этапе (2014-2017 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций развития института семьи, и создание условий для повышения уровня семейного благополучия, будут созданы условия, позволяющие сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2018 года.

На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные программы, направленные на улучшение ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями в рамках ДП и НС.

Основной акцент будет сделан на улучшение положения семей с двумя и более несовершеннолетними детьми, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается

1) снизить темпы сокращения числа семей с несовершеннолетними детьми,

2) стабилизировать численность семей с двумя несовершеннолетними детьми, численность многодетных семей и создать условия для увеличения их численности,

3) стабилизровать численность семей с несовершеннолетними детьми, основанных на незарегистрированных браках, и создать условия для их сокращения,

4) сократить число рождений детей вне брака,

5) сократить число абортов за счет отказа беременных женщин от их проведения,

6) стабилизированность численность малоимущих семей с несовершеннолетними детьми и создать условия для сокращения их числа,

7) сократить численность детей-социальных сирот,

8) сократить число отобраний детей у родителей,

9) стабилизировать численность детей, оставшихся без попечения родителей, усыновляемых российскими гражданами детей и создать условия для увеличения их числа,

10) создать условия для модернизации детских домов.

2. На втором этапе (2018 — 2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации ситуации семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшение положения всех типов семей, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2025 году:

1) увеличить число многодетных семей;

2) сократить число неполных семей,

3) сократить показатель разводов,

4) сократить число абортов в 2 раза,

5) сократить число малоимущих семей с детьми,

6) сократить долю детей социальных сирот до 1/3 от общего числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

7) увеличить рождаемость,

8) сократить число «брошенных» престарелых родителей.

Под семьей авторы концепции понимают союз мужчины и женщины, регистрацию брака государством или религиозными институтами, совместное воспитание родителями нескольких детей, авторитет родительской власти внутри семьи и любовь к детям.

Положение об авторитете родительской власти вызвало немало вопросов. Оппоненты удивлялись — неужели авторы концепции призывают нас жить с родителями под одной крышей?
Елена Мизулина отметила, что мнение это ошибочное.

— Заставят жить вместе с родителями? Да нет. Анализируя, что характерно в истории России было для традиционной семьи, мы выявили такую закономерность: между переписями населения 2002-го и 2010 годов в России выросло в два раза число многопоколенных семей, то есть семей в которых несколько поколений живут вместе. А многопоколенная большая семья всегда была традицией России. Выросло в два раза — задумались, почему?

Каждая третья семья сегодня — семья многопоколенная в России. Это уже невозможно объяснить только недостатком жилья. Не могу ни опровергать, ни утверждать обратное. Мы просто фиксируем такую закономерность. И среди неполных семей — то есть один родитель с детьми — каждая вторая неполная семья сегодня является многопоколенной.

Почему многопоколенные семьи были распространены? И сегодня четкая совершенно тенденция увеличения числа таких семей?

Психологи говорят, что общение ребенка и бабушки-дедушки, внуков и бабушки-дедушки — это совершенно специфический опыт. Вот этот ресурс добра, открытости ребенок получает, прежде всего, от бабушки с дедушкой, ибо родители часто заняты, родитель все равно воспринимается детьми психологически как некоторый начальник, его надо слушаться. А с дедушкой-бабушкой более открыто, и дедушка-бабушка имеет больше возможности вот так беседовать, общаться с внуком. И этот ресурс добра очень важен. Если бы было больше это общение, то, возможно, наши дети были бы более добрыми, менее агрессивными.

Пункт о «нескольких детях» также вызвал недоумение. Все же сейчас больше распространена модель семьи с одним или двумя детьми.

Елена Мизулина пояснила, что концепция разрабатывалась во взаимосвязи с «Концепцией демографической политики РФ до 2025 года». Самый большой вызов России, по мнению авторов — демографический.

— Почему так стоит вопрос? Демографы утверждают, что для того, чтобы России справиться с демографическим кризисом и не исчезнуть с карты Земли, нам нужно выбрать, как рационально распределить те ресурсы денежные, которыми она располагает. Надо добиться не просто повышения рождаемости, воспроизводства населения, но семейного благополучия, чтобы дети росли в гармоничной обстановке.
По мнению большинства демографов, нужно делать ставку на многодетные семьи. Именно на многодетные.

На это существует много причин. Многодетные семьи — наиболее устойчивый тип семей. У нас из многодетных семей 87% семей являются полными и браки не расторгаются. Картина по однодетным, двухдетным совершенно другая.

Демографы и психологи отмечают еще один фактор, чем хороша многодетная семья. Фактически после третьего, особенно после четвертого ребенка — пятый или шестой ребенок обходится семье более дешево, чем, например, первый. Вот почему сложно первый ребенок, когда два ребенка. Это более дорого для семьи.

А в многодетной семье легче. Уже распределены внутри обязанности. То есть естественно, если массированно вложить на первом этапе (мы предлагаем на первом этапе, вот сейчас, до 2017 года, вложить как бы в поддержку многодетных семей), то естественно вот этот необходимый уровень рождаемости может быть очень сильно подвинут.

Не меньше споров вызвало и определение семьи как «союза мужчины и женщины». Ведь в жизни есть и одинкокие мамы с детьми, и одинокие папы, и воспитывающие осиротевших внуков бабушки — дедушки.
Елена Мизулина отметила, что основной целью, которые ставят перед собой разработчики Концепции, является семейное благополучие. А разных типов семьи много и, конечно же, нельзя утверждать, что неполные семьи — это не семьи.

— У нас много типов семей. Мы считаем, что меры поддержки каждого типа семей должны быть дифференцированные. Там, где семья, например, неполная, есть еще одна проблема, связанная с тем, как обеспечить гармоничное воспитание обоими родителями, доступ отдельно проживающего родителя к воспитанию, и так далее.

Поэтому должна быть дифференцирована поддержка каждого типа семьи.

В проекте Концепции свидетельство о венчании предлагается приравнять к свидетельству о заключении брака, получаемому в органах ЗАГС. Реакция общества была предсказуемой — «теперь только венчанные браки будут признаваться». Что на самом деле имели в виду авторы?

— Сейчас Церковь как делает? Если человек согласен перед обществом создать семью, то, наверное, надо ответственность, чтобы сказать перед Богом, потому что некоторые говорят: «Ой, мы не хотим в ЗАГС, мы хотим венчаться». То есть, это нивелирует ли венчание в обществе, что «мы в ЗАГС не пойдем, это ерунда, а вот так, по религии».
Власть должна реагировать на новые явления, которые есть в обществе? Должна. У нас сегодня новое явление — отмечают все священники, что растет число людей, которые венчаются в церкви без регистрации брака.

С точки зрения юридической, такая семья считается сожительствующей, то есть не признается акт венчания. И это и морально, и для самой женщины, особенно, если она принимает решение о рождении ребенка или не рождении, тоже очень важно.

Что мы предлагаем? Коль скоро такое явление, это уже тенденция, она устойчивая, она растет, это реальность. Не хотят люди идти регистрироваться — не надо заставлять. Но, если свидетельство о венчании будет включено в список документов, на основании которых выдается свидетельство о государственной регистрации, если венчанные супруги подадут об этом заявление? Не хотите? Остаетесь только венчанными, а захотели — написали заявление в ЗАГС: «Просим выдать свидетельство о регистрации брака». И без прохождения вот этих двух месяцев, специальной процедуры регистрации, где кольца и все прочее, вам выдают свидетельство о регистрации. Чего здесь плохого? Здесь ничего плохого нет. И самое главное, что это не принуждение. Это всецело зависит от самих людей: хотят — остаются в таком статусе, хотят — в другом.

На самом деле это просто упрощенная процедура регистрации брака, если ему предшествовало венчание.

Журналистов интересовал вопрос и о том, существуют ли другие варианты Концепции.

— Ваша рабочая группа — это единственная мощная общественная группа, которая работает над этой Концепцией? Или есть еще какие-то конкурирующие концепции?

— Оппонирующей была Голодец Ольга Юрьевна от Правительства, но у них нет пока Концепции. Некоторое видение она озвучила, что одна из острейших проблем, что у нас стареют первородящие женщины. Сегодня средний возраст 25 лет. И Правительство озабочено тем, как все-таки сделать, чтобы молодые девушки, чем моложе, тем лучше, рожали… В частности один из вариантов они предлагают: предоставление первоочередного права на поступление на подготовительные курсы в вузы таких молодых мам.

Но тот анализ, который мы делали, и социология показывает, что откладывают рождение не потому, что в вуз не могут поступить, а потому что нет семейного окружения.

Рассчитываешь только на себя, и естественно, если она хочет учиться, какой ребенок? Она будет учиться. Я не думаю, что эта мера сработает. Но я думаю, что Ольга Юрьевна предварительно пока озвучивала идею.

Но у нас еще есть оппоненты, которые считают, что действительно надо отказаться от традиционных семейных ценностей.

— Кто утверждает, что надо от них отказаться аргументированно?

Есть и в СМИ уже, и были возражения, когда я делала презентацию на экспертной группе Открытого правительства.

Есть те, кто считают, что слишком избыточно делается акцент на традиционных семейных ценностях. Но мы этого не придумали. Предшествовал анализ и сбор материалов, данных социологических исследований, статистики. Когда этот анализ был произведен, стало очевидно, что, что бы ни менялось, но что точно обеспечивает России будущее и воспроизводство населения, и обеспечивает людям благополучие — это семья с детьми.

На вопрос, реалистичны ли все предложения в финансовом плане, Елена Мизулина ответила утвердительно:

— По деньгам вообще все реалистично. Для того, чтобы не разрушить бюджетный баланс, существует поэтапное введение ряда мер, например, суммы пособий, их можно считать, по категориям вводить.

Допустим, в первую очередь, если многодетных семей меньше, их миллион, сначала, может, для многодетных. А может, из них сначала многодетные с пятью детьми, а потом с тремя и так далее. Существует масса приемов, где можно распределить эти средства так, чтобы все равно добиться желаемого результата, было бы желание.

Наша задача — максимально показать все, что может быть в этой сфере, а конечно, в самой Концепции останется то, что будет потом и посчитано, какое-то меньшое количество мер. Безусловно. Но очень важно сейчас высказаться, какие общество считает первичными.

Подготовила Ирина Кислина

« Март 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Поддержка семей с детьми в 2022 году

Специальные требования для приобретения паспорта российского образца предъявляются для родителей, которые имеют детей-граждан РФ. Условия следующие:

  • отец или мать являются недееспособными и нуждаются в уходе со стороны дочери или сына;
  • ребенок – гражданин РФ, который отнесен к группе недееспособных, а родители могут ему оказать необходимую помощь;
  • субъект имеет ребёнка, располагающего нужным гражданством и по какой-либо причине оставшегося без попечения.

Только наличие дополнительных условий даёт возможность родителям получить паспорт РФ в рамках воссоединения со своей семьей в России в 2022 году.

Программа воссоединения семьи в России в 2022 году как таковая не действует. Она находится в стадии разработки. Однако это возможность получения паспорта РФ в более короткие сроки и на «льготных» условиях. Субъекту не обязательно жить в РФ в течение 5-ти лет до даты подачи просьбы о приобретении гражданства.

[flat_ab id=”4″]

Остальные требования, которые выдвигает российский законодатель для получения иностранцем полного набора прав как жителя РФ надо выполнять:

  • подписать обязательство соблюдать законы, утверждённые в стране;
  • подтвердить владение государственным языком;
  • иметь доходы из источника, не противоречащего закону;
  • отказаться от другого гражданства (если этого подразумевает соглашение между державами).

Упрощённый формат требует:

  • наличия утверждённых законом определенных родственных отношений;
  • подготовленного пакета документов, подтверждающих возможность и необходимость воссоединения семьи.

К таким бумагам, согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, относятся:

  • паспорт;
  • квитанция, доказывающая уплату госвзноса;
  • обращение с просьбой предоставить гражданство РФ (два экземпляра);
  • фотография (3х4 см, три штуки);
  • копии бумаг принимающего лица (паспорт гражданина России, свидетельство о рождении);
  • документы, подтверждающие родство (свидетельства о рождении, о браке).

Свидетельство о браке потребуется для подтверждения смены фамилии матери или отца, если в бумагах ребенка они значатся под той, которая была у них до замужества/женитьбы.

Семейным законодательством в России за ребёнком признаётся обязательное право воспитываться в семье и общаться с обоими родителями. Поэтому для несовершеннолетних субъектов приобретение гражданства, если оно есть у отца или матери, максимально упрощено. Для этого кроме указанных документов необходимо:

  • заявление мамы или папы;
  • при раздельном проживании – согласие второго родителя.

Инвалидность иностранца при наличии родственных отношений с гражданином России может служить поводом для воссоединения семьи не всегда. Это возможно только в том случае, когда принимающая сторона является:

  • дееспособным родителем ребёнка-инвалида;
  • дееспособным совершеннолетним ребёнком родителя-инвалида.

В остальных ситуациях процедура приобретения гражданства носит стандартный характер.

Упрощенный порядок получения паспорта РФ предполагает прохождения всех тех же этапов, что и при стандартной процедуре, но в более короткие сроки. Действовать можно как пребывая в другой стране, так и приехав в Российскую Федерацию. Разница состоит лишь в том:

  • куда подавать документы – в отделение дипломатического представительства за рубежом или ГУВМ МВД;
  • прибытие на территорию РФ потребует заполнения миграционной карты.

В остальном порядок действий одинаков.

  1. Оформление права на проживание на определённое время.
  2. Получение вида на жительство.
  3. Приобретение российского гражданства при соответствии всем требованиям.

В целом весь процесс может занять два-три года. Тогда как при стандартном формате требуется более 5-ти лет.

Получение ВНЖ даёт возможность иностранцу пребывать в России долгое время и делает его более полноценным членом общества. Например, он может выбирать и избираться на должности на местном (но не региональном) уровне. Это необходимая ступень для получения гражданства РФ.

«Что делать дальше после получения вида на жительство?» – задаются вопросом субъекты, действующие в рамках воссоединения семьи. На это можно ответить:

  • не ждать установленных законом для стандартной процедуры пяти лет;
  • подавать заявление на вступление в гражданство страны.

Проект будет реализован в 3 этапа, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи.
На первом этапе (июнь – сентябрь 2021 года) будет осуществлен сбор статистической информации по текущим показателям демографической и семейной политики в субъектах РФ, проведены исследования по формированию сценарных условий для достижения целевых показателей демографического развития России СКР, ОПЖ, миграционного прироста в соответствии с посланием Президента РФ от 1 марта 2021 года, произведены расчеты показателей, позволяющих дать оценку эффективности принимаемых мер и направлений по достижению целевых ориентиров.
В июне – июле будет организован выездной семинар с участием представителей НКО и 10-15 ведущих экспертов в сфере демографической и семейной политики, на котором будут обсуждены сценарные условия для реализации «президентского» сценария и выработаны критерии результативности действий региональных и муниципальных органов власти. Будет подготовлен отчет по прогнозным сценариям демографического развития России.
Будет разработан Порядок проведения общественного мониторинга, определены сроки и его результаты в соответствии с действующим законодательством. Порядок будет согласован с субъектами общественного контроля – Общественной палатой РФ и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.
На втором этапе (июль – октябрь 2021 года)
Для обеспечения открытости и публичности общественного мониторинга будет разработан специальный интернет-ресурс «Общественный мониторинг демографической и семейной политики России «Семья и дети – благополучие и здоровье» (далее — Мониторинг), на котором будут размещены в открытом доступе социально-демографические показатели в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований. В данном проекте общественный мониторинг ограничится муниципальными образованиями – партнерами Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки».
В рамках интернет-ресурса «Мониторинг» органам исполнительной власти, отвечающим за реализацию демографической и семейной политики будет предложено заполнить специальные разделы с действующими мерами социальной поддержки семей с детьми и профилактики заболеваемости и смертности, а экспертам и представителям НКО будет дана возможность оценить влияние данных мер на демографическую ситуацию в регионах и муниципальных образованиях.

На третьем этапе (октябрь 2021 года — март 2021 года) будет осуществлена экспертная оценка социально-демографических показателей эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ . Будет подготовлен Доклад Общественной палаты РФ «Общественный мониторинг демографической и семейной политики России», в котором представлена интегративная оценка эффективности деятельности региональных органов власти. Доклад будет издан, а его электронная версия будет опубликована на информационных ресурсах ОПРФ, ИНОЭ, направлена в федеральные и региональные органы власти, а также вынесена на общественное обсуждение с участием СО НКО.

В советский период отечественной истории государством были созданы более-менее равные условия для обеспечения семей. Практическое отсутствие в стране безработицы гарантировало любой советской семье (не берем в пример исключения — асоциальные и маргинальные слои населения) пусть небольшой, но регулярный доход, и пусть невысокого качества и малой площади, но какое-никакое жилье. Дети были обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием, доступными местами в дошкольных образовательных учреждениях. Ситуация стала стремительно меняться в процессе рыночных реформ, последовавших за окончательным развалом советского государства. Поскольку в начале 1990-х гг. в стране, переживавшей политическую нестабильность и экономические трудности, резко снизилась рождаемость, детские сады стали продавать коммерческим организациям, переоборудовать под учреждения органов власти и управления. Постоянные задержки заработной платы и ее мизерный уровень способствовали оттоку кадров из сферы образования, а также свели к минимуму приток в средние школы молодых специалистов. В результате, уже в 1990-е годы сфера образования и воспитания подрастающих поколений оказалась в глубоком кризисе. Одновременно происходили негативные изменения и в сфере семейной политики государства. Произошла «маркетизация» семейной политики, государство поспешило свести к минимуму уровень заботы о семьях и детях, ограничиваясь лишь незначительной помощью наиболее обездоленным категориям семей. Фактически обеспечение качества жизни семьи стало заботой исключительно ее взрослых членов — есть деньги и социальный статус, значит возможно и обучение в хорошей школе, и поездки на каникулы на море, и хорошее питание, и игрушки. Нет денег — значит, гарантирован лишь самый минимум в виде обучения в районной школе и бесплатного обслуживания в районной поликлинике. В то же время, в 1990-е гг. государство свело к минимуму вмешательство в приватную жизнь граждан. Произошел специфический обмен отказа государства от социального патронирования граждан на предоставление возможности последним «жить, как они хотят», в том числе осуществлять неформальную трудовую деятельность, вести бизнес. Семьи и частная жизнь граждан получили гораздо большую автономию, чем в советский период, когда функционирование института семьи было подчинено интересам государства. В 1990-е гг. произошло практически полное разрушение государственной политики в сфере воспитания молодежи, что способствовало утрате ориентиров у молодого поколения российских граждан, девальвации прежних социальных ценностей и образованию ценностно-мировоззренческого вакуума. Семья и дети перестали быть ценностью для значительной части российских граждан, поскольку массовой культурой в рассматриваемый период отечественной истории задавался вектор поведения, мало совместимый с семейной жизнью.

На низкую рождаемость также влияет и то, что женщины берут на себя много мужских функций. Из-за этого они не хотят становиться матерями и долгое время сидеть в декретном отпуске. Отсюда и возникает низкая рождаемость.

Его можно потратить на улучшение жилищных условий, погашение ипотеки, образование ребёнка, здравоохранение или перевести в негосударственный пенсионный фонд для последующих выплат накопительной части пенсии родителю.

Брак представляет собой семейный союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный через уполномоченные государственные органы. Он определяет взаимные права и обязанности. Попутно граждане вправе заключить брачный контракт. Документ устанавливает правила совместного проживания и последствия прекращения отношений.

Анализ статистики показывает, что 67% бракоразводных процессов происходит по инициативе женщины, когда возраст инициаторов или истцов не достиг пятидесяти лет. После 50 лет семейные отношения прекращаются в основном по инициативе мужчины. Это объясняется тем, что дети, рожденные от брака, уже достигли совершеннолетия, материально их обеспечивать нет необходимости. При этом мужчины еще имеют крепкое здоровье и желание жить активной жизнью.

Семейная политика в России: направления и актуальные проблемы реализации

С 2021 г. рождаемость в России продолжает сокращаться. По итогам 2021 г. впервые за долгое время миграционный прирост не покрыл естественную убыль населения. Отчасти это объясняется тем, что в репродуктивный возраст входит немногочисленное поколение, рожденное в 1990-е гг. В результате демографы прогнозируют длительный период снижения числа рождений. При этом многие семьи принимают решение отложить рождение детей до улучшения экономической ситуации.

Сколько тратят на поддержку семьи развитые страны? В Великобритании расходы на поддержку семей составляют 4% ВВП. В числе лидеров также Дания, Франция и Швеция. В России доля семейных пособий составляет примерно 0,8% от ВВП. На дошкольные учреждения в 2021 г. приходилось около 0,8% государственных затрат, еще 0,4 % — это расходы на материнский капитал. Таким образом, суммарно от 0,8% до 2% расходуется на поддержку семей. Это средний уровень затрат. В то же время, мнения о достаточности финансирования расходятся, ввиду отсутствия единого стандарта.

Реализация Концепции намечена в два этапа (первый этап – 2021-2021 годы, второй этап – 2021-2025 годы). При этом сначала планируется создать механизмы реализации Концепции, обеспечить ее нормативное правовое обеспечение и усовершенствовать региональные программы по поддержке семей, а затем – реализовать мероприятия по стабилизации семейного благополучия.

  • уменьшить долю семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте РФ;
  • сократить число неработающих родителей, увеличить долю трудоустроенных граждан с семейными обязанностями;
  • увеличить численность детей в возрасте до трех лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;
  • уменьшить число разводов;
  • увеличить долю семей, улучшивших жилищные условия;
  • сократить долю детей, не получающих алименты в полном объеме;
  • уменьшить число отказов от новорожденных в родильных домах;
  • снизить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предполагается, что в этот период будет положено начало ежегодного повышения заработных плат на 2% — 3%. Пенсионеры получат надбавки к выплатам, которые должны стать в два раза больше, чем прожиточный минимум в России. Правительство продумало и методы, которые будут задействованы для того, чтобы получить достаточное финансирование для реализации социальной политики. Для этого будет увеличено финансирование регионов, но целевые средства пойдут на развитие стратегических промышленных проектов.

С 2021 года начнется трехлетняя программа, которая должна развить два важных направления. Прежде всего, это укрепления фундамента любой страны – экономики. И во-вторых, государство решило выполнить все свои социальные обязательства. Для того, чтобы стабилизировать российскую экономику, необходимо создать условия, при которых на нее минимально будут воздействовать внешние негативные факторы. Подобный план действий был осуществлен в 2021-2021 годах, когда весь мир был подвержен кризису и в 2021 году с началом санкций. Социальная и финансовая защита россиян будет обеспечена Фондом национального благосостояния, который впервые за время своего существования получит 7% от ВВП РФ.

  • Поиск по библиотеке
  • Аппликация, лепка
  • Воспитательная работа
  • Здоровый образ жизни
  • Информатика
  • Конструирование, ручной труд
  • Коррекционная педагогика
  • Логопедия
  • Математика
  • Материалы для родителей
  • Музыкально-ритмическое занятие
  • Обучение грамоте
  • Окружающий мир
  • Развитие речи
  • Региональный компонент
  • Рисование
  • Сценарии праздников
  • Управление ДОУ
  • Физкультура
  • Разное
  • Аудиозаписи
  • Видеозаписи

Г. Санкт-Петербург Концепция Семейной политики на 2012-2022 годы. — презентация

В основном федеральные программы поддержки молодых семей в 2020 году сводятся к сфере жилищной политики. Федеральные власти при софинансировании регионов выдают субсидии на покупку собственной жилплощади.

Принципы помощи в приобретении квартиры или дома содержит государственная программа поддержки молодых семей «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

Кроме того, осуществляется господдержка молодым семьям при ипотеке — это целый класс кредитов, отличающихся выгодными условиями, по которым государство частично субсидирует ставку. Подобные банковские предложения обычно носят соответствующие названия. В настоящее время действует программа, позволяющая семейным парам с двумя и более детьми оформить ипотеку по ставке 6% (постановление правительства №1711 от 30.12.2017). Еще ниже ставки для этой категории граждан по госпрограмме «Дальневосточная ипотека» — от 2%.

Молодые супруги вправе получить госпомощь для имеющих детей и для малообеспеченных граждан.

Кроме того, каждый регион разрабатывает собственные программы помощи. Существуют и благотворительные и волонтерские организации, которые предоставляют поддержку молодым семьям в трудных жизненных ситуациях.

Ранее действовавшая подпрограмма «Молодая семья» федеральной программы «Жилище» завершена. Государственная поддержка молодой семьи при покупке квартиры в 2020 году осуществляется в виде социальной выплаты (субсидии) на улучшение жилищных условий по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление правительства №1050 от 17.12.2010 с изменениями от 15.06.2020). Ее участником вправе стать семейная пара (или единственный родитель), соответствующая следующим требованиям:

  • состав — минимум 2 человека;
  • возраст супругов не превышает 35 лет;
  • граждане признаны нуждающимися в жилом помещении;
  • супруги имеют доход, позволяющий им оплатить оставшуюся часть стоимости жилья.

Размер выплаты не менее:

  • 30% стоимости жилья — для неимеющих детей;
  • 35% — для имеющих одного ребенка или более.

Данный закон о поддержке молодых семей позволяет использовать субсидию для оплаты части стоимости жилого помещения при покупке или для оплаты договора строительного подряда при возведении дома, уплаты паевого взноса ЖСК, оплаты договора долевого участия, первоначального взноса, погашения основного долга и процентов по ипотечному кредиту.

1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2022 — 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. ФАДН России осуществлять контроль за реализацией плана, утвержденного настоящим распоряжением, с представлением докладов о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации с 2023 года ежегодно, до 15 марта.

3. Финансовое обеспечение мероприятий плана, утвержденного настоящим распоряжением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет внебюджетных источников.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на очередной период.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Материнский капитал вправе получить семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после 1 января 2020 г. родился или был усыновлен первый ребенок.

Право на материнский капитал возникает:

  • у женщин, являющихся гражданами РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры господдержки; родивших первого ребенка начиная с 1 января 2020 г.;
  • у мужчин – граждан РФ, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.; являющихся единственными усыновителями первого ребенка начиная с 1 января 2020 г.;
  • у мужчин (отцов или усыновителей) независимо от наличия у них гражданства РФ или статуса лица без гражданства, если право женщин на дополнительные меры господдержки прекратилось. К таким случаям относятся:
    • смерть матери ребенка;
    • признание ее судом умершей;
    • лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого она получила право на материнский капитал;
    • совершение в отношении своего ребенка умышленного преступления, которое относится к преступлениям против личности, и за это ее лишили родительских прав или ограничили в них;
    • отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.

Если родители или усыновители ребенка имели право на материнский капитал, то это право может получить и сам ребенок, когда:

  • женщина, которая родила или усыновила ребенка, умерла или признана умершей, и при этом она его единственный родитель (усыновитель);
  • суд лишил родительских прав женщину, которая является единственным родителем ребенка; суд отменил усыновление, и при этом женщина является единственным усыновителем ребенка;
  • мужчина, к которому перешло право на получение маткапитала на основании ч. 3 ст. 3 Закона № 256-ФЗ, не может им воспользоваться.

При этом ребенок может быть несовершеннолетним или совершеннолетним, если ему нет 23 лет и он получает образование по очной форме обучения (ч. 4, 5 ст. 3 Закона № 256-ФЗ).

Для получения сертификата на маткапитал юридическое значение имеет наличие гражданства РФ у матери и ребенка. Верховный Суд РФ разъяснил, что право на дополнительные меры господдержки возникает при наличии гражданства РФ на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) его, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение этого права1. Тем самым судебная практика исходит из того, что если мать и ребенок были гражданами РФ на дату рождения ребенка (второго или последующих детей в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. либо первого ребенка после 1 января 2020 г.), то право на материнский капитал у женщины возникает. Если гражданство было приобретено матерью или ребенком уже после его рождения, суды отказывают в признании права на маткапитал.

Размер материнского капитала устанавливает закон. При этом сумму периодически индексируют с учетом инфляции.

В 2021 г. размер маткапитала составлял 483 881,83 руб. или 639 431,83 руб. – в зависимости от того, когда и какой по счету ребенок родился. 1 февраля 2022 г. маткапитал проиндексировали на 8,4%, и его размер увеличился:

  • 524 527,9 руб. – для семей с одним ребенком, рожденным или усыновленным с 2020 г.; в случае рождения второго ребенка семье доплатят 168 616 руб.;
  • 524 527,9 руб. – для семей с двумя детьми, рожденными или усыновленными в период с 2007 г. по 2019 г., а также с тремя или более детьми, если до их появления права на маткапитал у семьи не было;
  • 693 144,10 руб. – для семей, в которых второй ребенок появился с 2020 г., а также третий или любой следующий ребенок, если до его появления права на маткапитал у семьи не было.

В случае если часть материнского капитала была потрачена, индексация коснется его неиспользованной части.

Обратите внимание: в сертификате на материнский капитал ставят сумму, которая была актуальна в году, когда возникло право на него. Но размер маткапитала определяется на дату его использования.

Ответы на вопросы читателей о размере маткапитала

«Первый ребенок родился в 2016 г., второй – в январе 2022 г. Какой должна быть сумма материнского капитала?»

Право на материнский капитал у вас возникло в январе 2022 г. при рождении второго ребенка. Его размер в вашем случае в 2022 г. должен был составлять 639 431,83 руб. Но с 1 февраля 2022 г. маткапитал проиндексировали, и для вашей семьи его размер увеличился до 693 144,10 руб. На эту сумму вы вправе рассчитывать даже в том случае, если в сертификате на маткапитал указан меньший размер (без учета индексации).

«Первый ребенок родился в 2001 г., второй – в 2008 г. Материнский капитал мы использовали. После рождения третьего ребенка в 2021 г. полагается ли нам маткапитал или доплата к нему?»

Право на материнский капитал у вас возникло в 2008 г. при рождении второго ребенка.

Маткапитал при рождении третьего ребенка предусмотрен только для тех случаев, когда первые два ребенка были рождены до 2007 г. (т.е. до введения в России такой меры поддержки, как маткапитал) и у семьи не возникло ранее право на получение сертификата. Это не ваш случай. За рождение третьего ребенка надбавка или выдача маткапитала повторно законом не установлены. Однако в вашем регионе может быть предусмотрен региональный материнский капитал.

Индексация суммы маткапитала, право на который возникло ранее, в том числе в 2008 г., возможна в том случае, если материнский капитал полностью или частично не израсходован. Поскольку вы его использовали полностью, индексация в 2022 г. для вашей семьи произведена не будет.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...