Пожарная безопасность зданий и сооружений в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарная безопасность зданий и сооружений в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации

(с изменениями на 21 мая 2021 года)

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» утверждены требования к оснащению ряда объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Документ касается, например, зданий и помещений, введенных в эксплуатацию до 29 апреля 2009 года включительно (т.е. до вступления в силу Техрегламента о требованиях пожарной безопасности).

Новые требования начнут действовать 1 марта 2022 года. Их будут применять вместо следующих документов:

— перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03);

— системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).

Рассмотрим, что изменилось по сравнению с этими нормами.

Так, если площадь здания или помещения превышает нормативный показатель максимум на 5%, его можно оборудовать сигнализацией без автоматических установок пожаротушения. Речь идет о показателе, от которого зависит оснащение объекта одной или двумя этими системами.

Кроме того, здания, сооружения и помещения разрешат не оборудовать данными установками, если выполняется одно из условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То же касается ситуаций, когда обеспечена безопасная эвакуация.

Помощник прокурора Суворовского района Апанасевич С.С.

В сфере монтажа слаботочных систем, а именно ОПС и эвакуации при пожаре, с 1 марта 2022 года появился новый вид работ, требующий получения лицензии. Звучит он как “Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ”.

В случае, если лицензия на данный вид работ не будет получена — это грозит серьезными последствиями. В их числе невозможность подписания акта по форме КС, снятие с тендера, штрафы, а в случае особо крупных объемов работ — уголовное наказание.

Стоит помнить, что работа в данной области без лицензии является незаконным предпринимательством, именно с этим связано столь суровое наказание.

Появление нового вида работ влечет за собой изменения в перечне необходимого оборудования (Приказ 571). А в связи с появлением новых требований к сотрудникам-вероятно появление реестра ответственных сотрудников. Подробнее об этом мы расскажем ниже.

Позвоните нам!

С 1 марта в перечне работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, появился новый (шестой) пункт.

Если раньше в нем шла речь о фотолюминесцентных эвакуационных системах, то сейчас его объединили с пунктом № 5, который теперь звучит так: “Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов”. В шестом же пункте говорится о монтаже, техническом обслуживании и ремонте автоматических систем (элементов автоматических систем) передаче извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведении пусконаладочных работ.

Проверки на соответствие лицензионным требованиями будут проходить раз в три года и с помощью выездной оценки через средства дистанционного взаимодействия. Исключениями будут случаи, когда объект режимный, когда проверяемый отказывается от дистанционного формата или отсутствуют условия для этого — например, обрывается связь более 5 раз, в помещении плохое освещение или средства связи ненадлежащего качества.

Если у вас есть лицензия на пункт 2 — монтаж охранной сигнализации — то, скорее всего, у вас также есть пункт 5 — оповещение об эвакуации. То есть, если имеется лицензия на два вида работ по пожарной безопасности, то стоит обязательно обратить внимание на новый шестой пункт и получить еще одну лицензию, ведь с 1 марта 2022 года такая работа будет признана незаконным предпринимательством.

Скачать перечень видов работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 2022 года

Новые НПА и НТД по пожарной безопасности, вступающие в 2022 году

Если раньше для получения лицензии МЧС сотрудники должны были иметь соответствующий стаж, а также получить образование и регулярно проходить курсы повышения квалификации, то сейчас, согласно новым правилам, произошло разделение. Теперь к одному из сотрудников, назначенному ответственным, и другим специалистам, выполняющим работы, предъявляются разные требования.

Хотим напомнить, что также будет дополнен перечень обязательного минимального оборудования для компаний, занимающихся выполнением работ и оказанием услуг в области пожарной безопасности.

Согласно приказу МЧС России № 571 от 31 июля 2020 года (в данный момент изменения дорабатываются) у компаний должен быть минимальный перечень оборудования, а именно:

  • мультиметр для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях и измерения силы тока в амперах;
  • мегаомметр для изменения значений сопротивлений;
  • термогигрометр для измерения влажности и температуры воздуха в помещении;
  • люксметр для измерения освещенности;
  • дальномер для измерения линейных размеров;
  • осциллограф для исследования (наблюдения, записи и измерения амплитудных и временных параметров электрического сигнала;
  • анализатор спектра для и проверки, настройки и ремонта антенн и антенно-фидерных трактов, тестирования и определения места повреждения кабелей, а также изменения коэффициента стоячей волны;
  • антенный сигнализатор для определения амплитуды и частоты спектральных компонентов, входящих в состав сигналов и измерения мощности сигнала в диапазоне частот от 35 до 4500 МГц и др.

Противопожарный инструктаж могут проводить:

  • руководитель организации
  • назначенный приказом ответственный за пожарную безопасность
  • привлеченное физическое лицо по договору гражданско-правового характера

Обязательным условием является наличие у инструктирующего дополнительной профессиональной подготовки в виде повышения квалификации. Ее периодичность определяет обучающая организация.

Обратите внимание! Иметь специальное пожарно-техническое образование в объеме колледжа, института или профессиональной переподготовки в данном случае не требуется в императивном порядке для организаций, которые не относятся к объектам с массовым нахождением людей и взрывопожароопасных объектов.

Но если организация обязана создавать на своей базе аварийно-спасательные формирования, службу пожарной безопасности, службу спасения, потому что эксплуатирует взрыво- и пожароопасные производства, то работники такой службы должны иметь специальную профессиональную подготовку.

Еще одним случаем, когда работник должен иметь специальную профессиональную подготовку, является наличие в штатном расписании должности специалиста по пожарной профилактике. В этом случае работник должен отвечать требованиям профессионального стандарта. До 1 марта 2022 года – по приказу Минтруда от 28 октября 2014 № 814н, с 1 марта 2022 года – по приказу Минтруда от 11 октября 2021 года № 696н).

Для всех остальных работников, которые будут проводить инструктажи, достаточно иметь среднее профессиональное или высшее образование и пройти курс повышения квалификации (72 часа) по пожарной безопасности.

Противопожарные инструктажи проводят по следующему алгоритму:

Шаг 1. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за проведение противопожарных инструктажей.

Шаг 2. Инструктирующего направляют на повышение квалификации в Учебный центр. Такая последовательность не случайна. В статье 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет именно работодатель. Следовательно, основанием для направления на курсы является предшествующее решение работодателя о назначении такого лица для выполнения определенной трудовой функции.

Шаг 3. После обучения инструктирующий разрабатывает программы вводного и первичного инструктажей, а также форму журнала регистрации инструктажа.

Шаг 4. Работодатель утверждает форму журнала и программу инструктажей.

Шаг 5. Работодатель закупает методические материалы, плакаты, тренажеры по заявке инструктирующего.

Шаг 6. Инструктирующий проводит инструктажи с заданной периодичностью.

Образец №1. Журнал учета противопожарных инструктажей для организаций, не отнесенных к объектам защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации (офис).

Вводный инструктаж — проводят до начала трудовой деятельности работника.

Повторный противопожарный инструктаж — проводят не реже 1 раза в год.

Повторный противопожарный инструктаж — проводят не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.

Вывод: Периодичность противопожарного инструктажа 1 раз в полгода станет обязательным не только для взрывопожароопасных объектов, но и для объектов с массовым нахождением людей.

Давайте посмотрим, кому какое обучение обязательно. Для наглядности мы подготовили удобную таблицу.

Таблица Перечень работников, которым нужна подготовка по пожарной безопасности в виде повышения квалификации или профпереподготовки.

Повышение квалификации Профессиональная переподготовка
1. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах с массовым нахождением людей

2. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах

3. Руководители эксплуатирующих и управляющих компаний (многоквартирных жилых домов)

4. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности эксплуатирующих и управляющих компаний (многоквартирных жилых домов)

5. Главные специалисты технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты с массовым нахождением людей

6. Главные специалисты технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах

7. Лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа

8. Лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике; иные лица, определяемые руководителем организации

1. Лица, указанные в левом столбце, не имеющие среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»

2. Лица, указанные в левом столбце, не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования

Внимание! Вы не можете назначить лиц, указанных в таблице, из числа работников, не получающих, как минимум среднего профессионального образования. Это будет противоречить закону об образовании.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

«3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Поэтому не назначайте инструктирующими или ответственными за обеспечение пожарной безопасности работников с школьным аттестатом, какими бы исполнительными и грамотными они не были».

Напоминаем, что, если организация не имеет объектов с массовым нахождением людей и взрывопожароопасных объектов всех категорий, и инструктирующему, и лицу, назначенному проводить инструктажи, достаточно пройти профессиональную подготовку в виде повышения квалификации, и не требуется профпереподготовка.

Шаг 1. Составьте перечень работников, которым нужна подготовка по пожарной безопасности (таблица) и утвердите его приказом.

Шаг 2. Заключите договор с обучающей организацией.

Шаг 3. Зафиксируйте прохождение обучения работниками, чтобы в дальнейшем вовремя проводить их периодическую проверку знаний. Периодичность может быть указана в удостоверении (например, не реже 1 раза в 5 лет).

Требования к организации учебного процесса по повышению квалификации, к программам обучения в обучающих организациях, к периодичности повышения квалификации, к необходимости или отсутствию необходимости согласовывать программы обучения в МЧС 65974 Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 не содержит. Поэтому, если МЧС или Минобрнауки примет нормативные правовые акты, касающиеся этих вопросов, мы вам незамедлительно об этом сообщим. Учебные центры, как как правило, проводят повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет, а профпереподготовку проводят бессрочно.

  • теоретическую и практическую части, при этом на основании п.4 Порядка №806 теоретическую часть допускается проводить дистанционно;
  • сроки обучения (единовременно, непрерывно, поэтапно (дискретно).
  • доведение обязательных требований пожарной безопасности;
  • изучение опасностей технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
  • изучения действий персонала в случае возникновения пожара.

Пожарное лицензирование МЧС: что изменилось в 2022 году

  • лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты22, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасное™, взрывопожароопасное™, пожароопасности23;
  • руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
  • ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасное™, взрывопожароопасное™, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
  • лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
  • лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
  • иные лица, определяемые руководителем организации.
  • Провести дополнительное профессиональное образование ответственным лицам (из числа руководителей и специалистов) за пожарную безопасность по новому Порядку №806, если на момент его вступления в законную силу у ответственных лиц закончился срок обучения по пожарно-техническому минимуму по старому Порядку №645. Новые обязанности ответственных лиц необходимо добавить в их должностные инструкции.
  • Составить и утвердить приказ об ответственных лицах за пожарную безопасность и проведение обучения по мерам пожарной безопасности.
  • Ответственные лица должны разработать программы проведения инструктажей, которые должны включать теорию и практику и быть составлены на основании требований Приложения №2 Порядка №806.
  • Разработать программы проведения обучения, включив теоретическую и практическую части.
  • При необходимости переработать форму журнала проведения противопожарных инструктажей, разбив его на части теоретической и практической подготовки.

Несмотря на введение новых требований, направленных на оптимизацию проведения обучения по мерам пожарной безопасности, суть осталась прежней – формализовать проведение обучения, донести знания и умения до обучающихся, провести их проверку знаний. Но как говорится, выводы делаем сами.

Нам же, ответственным лицам, в очередной раз остается полагаться на свою изобретательность в рамках изменения документации по пожарной безопасности в связи с выходом нового порядка по обучению.

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 117-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 234-ФЗ, от 03.07.2016 N 301-ФЗ, от 29.07.2017 N 244-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
4 июля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2008 года

1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 117-ФЗ, от 29.07.2017 N 244-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3) разработке технической документации на объекты защиты.

3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

5. В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 244-ФЗ)

Новый порядок обучения мерам пожарной безопасности

Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности»), а также следующие основные понятия: (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

1) аварийный выход — дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

2) безопасная зона — зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3) взрыв — быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;

4) взрывоопасная смесь — смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;

5) взрывопожароопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

6) горючая среда — среда, способная воспламеняться при воздействии источника зажигания;

7) декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;

8) допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

9) индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

10) источник зажигания — средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения;

11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных факторов пожара; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

13) наружная установка — комплекс аппаратов и технологического оборудования, расположенных вне зданий и сооружений; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

14) необходимое время эвакуации — время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

4. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

5. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 301-ФЗ)

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Руководители организаций также должны ознакомиться с изменениями, которые содержатся в новом Постановлении. Так, согласно новым правилам, они должны обеспечить наличие, исправную работу механизмов для самостоятельного закрывания противопожарных, противодымных, газодымонепроницаемых дверей, дверных ручек, замков, уплотнений, систем «антипаника», предусмотренных производителем. Запрещено монтировать какие-либо приспособления, которые будут создавать помехи для нормального функционирования противопожарных, противодымных дверей.

Руководители организаций медицинского профиля должны обеспечить в зданиях и сооружениях, где пребывают пациенты, ограниченные в возможностях самостоятельного передвижения, носилки в расчёте: одни носилки на пять человек, а также СИЗ для органов дыхания и зрения, количество которых должно соответствовать числу сотрудников смены. Согласно новым требованиям, расстояние между койками в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а центральный проход — шириной не менее 1,2 м. При этом запрещается группировать более двух кроватей.

  1. Теперь не нужно будет разрабатывать отдельные инструкции для каждого складского или производственного пожаро-, пожаровзрывоопасного помещения категорий А, Б, В1. Однако необходимо учитывать специфику таких площадей.
  2. Из правил пропало упоминание об обучении программам ПТМ, теперь в Документе используется формулировка «программа дополнительного профессионального образования».
  3. Назначение ответственных за пожарную безопасность ранее относилось к категории обязанностей руководителя организации, теперь это действие переведено в статус права руководителя.
  4. Из положения исключено требование о необходимости наличия табличек с номерами телефонов для вызова пожарного расчёта.
  5. Также из ППР исключено требование о необходимости разработки отдельных планов по эвакуации, действий персонала в дневное и ночное время.
  6. Теперь при проведении тренировочной эвакуации участвовать должны не только сотрудники организации, но и посетители.
  7. Руководитель организации обязан обеспечить не только наличие табличек по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений и класса зон, но и категорирование.
  8. Проведение эксплуатационных испытаний требуется теперь не только для пожарных лестниц, но и для наружных эвакуационных лестниц 3-го типа.
  9. Двери чердаков и подвалов должны быть заперты на замок, однако должно иметься указание о местонахождении ключей.
  10. Указатели ПГ должны быть обязательно со светоотражающим покрытием или световыми указателями, подключёнными к электросети.
  11. Складские помещения и производственные площади категории Д площадью менее 500 м² не нужно дополнительно оснащать переносными огнетушителями.

Ознакомиться полным перечнем Правил противопожарного режима 2021 можно в официальном Постановлении Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

  • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
  • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
  • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
  • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
  • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
  • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
  • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
  • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
  • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
  • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
  • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.

С 1 марта 2022 года, в развитие положений, вступит Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106 “О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию”.

“проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц, аттестованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию”

5114. Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии в случаях, установленных статьей 24 “Федерального закона ”О пожарной безопасности“.

5116. О принятом решении лицензирующий орган информирует лицензиата в течение рабочего дня в порядке, установленном пунктом 518 настоящего Положения, и вносит сведения о приостановлении действия лицензии в реестр лицензий. Уведомление должно содержать ссылку на сведения о приостановлении действия лицензии из реестра лицензий,размещенные в информационно-телекоммуникационной сети ”Интернет”.

5117. При получении уведомления от лицензиата об устранении выявленных нарушений лицензирующий орган проводит в течение 5 рабочих дней проверку достоверности сведений, указанных в уведомлении.

5118. Если по результатам проведенной проверки будет установлено, что сведения, указанные в уведомлении, достоверны, а нарушения, послужившие основанием для приостановления действия лицензии, устранены, лицензирующим органом принимается решение о возобновлении действия лицензии в порядке, предусмотренном пунктами 5115 – 5116 настоящего Положения.”

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31

Для каждого строения (здания, производственные комплексы и т.д.) действует ряд норм и требований по противопожарной безопасности. Они прописаны в Законах № 123-ФЗ и № 69-ФЗ, в приказах МЧС, в СП и ГОСТ. Соблюсти указанные нормы нужно при проектировании и строительстве, в процессе эксплуатации объекта, при проведении любых видов работ. При этом владелец объекта обязан подтвердить соответствие нормативным значениям. Именно с этой целью оформляется и регистрируется декларация.

Об этом сказано в статье 64 Закона № 123-ФЗ. Декларирование о соответствии пож. безопасности требуется:

  • для объектов, чьи проекты подпадают под экспертизу по ГрК РФ;
  • для всех объектов классов Ф1.3 и Ф1.4, даже если проекты на них не подпадают под экспертизу;
  • для всех объектов класса Ф1.1 и их частей.

Если на перечисленные объекты не сдать декларацию, МЧС возбудит административное дело, взыщет штраф. При повторном аналогичном нарушении штраф будет существенно выше, а эксплуатацию объекта могут приостановить. С помощью экспертов нашей компании вы устраните такие риски.

До заполнения основных разделов декларации нужно указать общие данные по строению и о его собственнике. Для этого в форме указываются следующие данные:

  • точное название строения, его тип;
  • функциональное назначение;
  • ФИО правообладателя или регистрационные данные юридического лица;
  • адрес;
  • контактные данные заявителя;
  • информация о вводе в эксплуатацию, завершении реконструкции или капремонта, об изменении класса пожароопасности.

Обращаем внимание на последний пункт их списка. Там нужно указать объем выполненных работ по капремонту и реконструкции, сведения о документах по ним. Это важно, так как после реконструкции и капремонта характеристики объекта могут существенно измениться.

Технические характеристики здания нужно учитывать при обеспечении безопасности и при возникновении, локализации и устранении пожароопасных ситуаций. С этой целью в разделе 1 декларации указывается информация:

  • о степени огнестойкости;
  • о классах конструктивной и функциональной пожароопасности;
  • о высоте, количестве этажей;
  • об объеме объекта;
  • о категориях по пожаровзрывоопасности (для складов и производств), наружных установок;
  • о типе и перечне систем.

Типы и перечни систем могут отличаться для разных видов зданий. В список может входить сигнализации, системы противодымной защиты, тушения, оповещения и управления эвакуацией, наружный и внутренний водопровод.

Для многих видов объектов нормативные значения риска определены Законом № 123-ФЗ. Если они не превышены, в разделе 2 декларации можно не заполнять данные. Но если проводились расчеты пожарных рисков для обеспечения допустимого уровня, в документе нужно указать расчетные показатели. Также вместе с расчетов указывается перечень мероприятий, выполненных для обеспечения надлежащего уровня защиты.

Расчет рисков – это одна из самых сложных процедур в сфере пожарной безопасности. Самостоятельно сделать расчеты невозможно, так как для этого привлекаются эксперты. Наша компания не только выполнит расчеты строго по законодательству, но и подготовит компенсирующие меры для обеспечения допустимого риска.

НОВЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА

На каждом объекте нужно выполнить ряд мероприятий по противопожарной безопасности. Большинство из них изначально указывается в проекте. В разделе 4 декларации могут заполняться данные о следующие мероприятиях:

  • о технических показателях противопожарных разрывов;
  • о пожарном водоснабжении;
  • о подъездах и проездах спецтехники;
  • о планировочно-объемных, конструктивных решениях;
  • о классе пожароопасности и степени огнестойкости;
  • об путях и выходах для эвакуации;
  • о мерах по безопасности людей при пожаре;
  • о системах защиты, установленных в здании;
  • об оборудовании защиты, местах его размещения;
  • о техническо-организационных мероприятиях на объекте.

По каждому пункты раздела 4 нужно сделать ссылку на нормативный акт, которым предусмотрено конкретное мероприятие. Также проставляется отметка о выполнении или невыполнении требований, так как это сказывается на общем уровне защиты.

Комментарий эксперта. Если декларация подается в добровольном порядке, для нее заполняются все перечисленные разделы по списку. При этом заявитель вправе указать дополнительные мероприятия, выполненные для обеспечения безопасности. Их перечень помогут разработать и описать наши эксперты.

Заказывая услуги по разработке декларации в ООО Смарт Вэй, вы можете быть уверены в правильности расчетов, информации в каждом разделе документа. Наши эксперты готовят декларации на объекты любой сложности и любого типа. Также к вашим услугам:

  • разработка внутренней документации предприятия по противопожарной безопасности;
  • сопровождение проверок госпожнадзора;
  • независимые аудиты, в том числе НОР;
  • оформление проектов на работы, на системы защиты.

Хотите узнать подробнее о наших услугах? Позвоните по нашим телефонам, либо оставьте вопросы в форме обратной связи. Примерные цены на некоторые услуги указаны ниже.

№ п/п Услуга, документ Стоимость
1 Проектирование систем пожарной защиты от 10 000 руб.
2 Разработка документов для обеспечения пожарной безопасности от 15 000 руб.
3 Помощь в устранении нарушений по предписанию МЧС от 20 000 руб.
4 Независимый аудит и оценка пожарных рисков от 22 000 руб.
5 Подготовка декларации по пожарной безопасности от 15 000 руб.
  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 №331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
  • ГОСТ Р 59580-2021 «Орошение водяное технологического оборудования и конструкций. Требования пожарной безопасности».
  • СП 505.1311500.2021 «Расчет пожарного риска. Требования к оформлению».
  • ГОСТ IEC 60695-4-2021 «Испытания на пожарную опасность электротехнической продукции. Термины и определения».

Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, разработанные достаточно давно (в 2003-м) и действовавшие до последнего времени, сейчас отменены. Вместо них приняты так называемые Правила противопожарного режима. Именно они на данный момент являются главным законодательным актом.

В указанном документе, утвержденном Постановлением российского Правительства №390 от 25.04.2012 г., содержатся наиболее значимые требования правил пожарной безопасности, а также необходимые и предписанные для всех хозяйствующих субъектов профилактические мероприятия. На них в нормативном акте сделан основной акцент. Это вполне логично, так как пожар значительно проще предупредить, чем заниматься его ликвидацией уже после возникновения.

Кроме того, в документе приведены главные нормы и правила пожарной безопасности организации, которые включают:

  • обеспечение достаточного уровня защиты здоровья и жизни людей;
  • разработку четкой и подробной системы необходимой и предусмотренной законодательством документации;
  • допуск к работе любого сотрудника только после проведения соответствующего инструктажа, для которого должна быть разработана инструкция по правилам пожарной безопасности;
  • проведение обучения, тренировок и аттестаций, связанных с вопросами соблюдения противопожарного законодательства;
  • обеспечение рабочих мест и других территорий организации средствами и системами сигнализации и пожаротушения, наличие которых предусматривают действующие правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Контроль над выполнением требований действующего противопожарного законодательства возложен на представителей государственной территориальной власти, а также местного самоуправления и соответствующие подразделения МЧС России.

Помимо основного документа, регулирующего сферу соблюдения законов о противопожарной безопасности, который называется «Технический регламент», принятого ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 года, существует множество других, более узкоспециализированных нормативных актов, касающихся рассматриваемой тематики. До утверждения указанного регламента их количество составляло более 2 тысяч наименований.

Естественно, разобраться в таком числе документов было достаточно проблематично. Именно поэтому введение в действие Технического регламента сопровождалось с одновременным утверждением 85-и национальных государственных стандартов, а также 12-ти вновь разработанных Сводов правил. Именно эти нормативные акты в настоящее время регулируют сферу противопожарного законодательства.

Новая нормативная база упорядочена и тщательно классифицирована. Она позволяет проще и эффективнее ориентироваться в основных вопросах рассматриваемой темы. Своды правил по пожарной безопасности зданий разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов, что также является их несомненным достоинством.

Компания «ТРИО» предлагает услуги по разработке всей предусмотренной законодательством документации, проведении необходимых работ по проектированию и монтажу систем сигнализации и пожаротушения. Кроме того, фирма обладает необходимыми разрешениями, приборами и оборудованием для проведения любых испытаний, связанных с выполнением противопожарного законодательства, а также огнезащитной обработки и пропитки конструкций и материалов.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...