Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие налога и налоговой системы РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
- все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):
- Основная система налогообложения (ОСНО).
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
- Упрощенная система налогообложения (УСНО).
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
- Единый сельхозналог (ЕСХН).
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
- Патент (ПСН).
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
Принципы построения налоговой системы РФ
Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.
Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.
Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.
Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:
- справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
- определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
- равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
- доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
- удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
- обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.
Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.
Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:
- Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
- Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
- Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.
Однако положения, регламентированные местными и региональными властями, не могут противоречить федеральным нормам. То есть власти субъекта или муниципального образования могут снизить ставку, ввести льготу или освобождение, отменить или ввести отчетные периоды и авансовые платежи. Но дополнить или скорректировать налоговую систему, НК РФ и виды платежей не вправе. Подробно о действующей классификации мы рассказали в отдельном материале «Федеральные, региональные и местные налоги».
Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:
- виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
- права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
- совокупность способов и видов контроля;
- введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
- принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
- установленный порядок обжалования.
Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.
Основными участниками налоговых отношений с одной стороны выступают субъекты хозяйственной деятельности, а с другой – государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере.
Субъекты хозяйственной деятельности выступают в налоговых отношениях в качестве:
- налогоплательщиков (плательщиков сборов) – организаций и физических лиц;
- налоговых агентов – лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т. п. и содержатся в части первой НК РФ (табл. 1.7). Однако данные права и обязанности могут быть уточнены законодательством о конкретных налогах.
Таблица 1.7
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право |
Налогоплательщики обязаны |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом |
1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора). Налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнить обязанность по уплате налога (сбора). В противном случае налоговые органы направляют налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Налогоплательщик должен исполнить требование в течение 10 календарных дней с даты его получения. В противном случае производится приостановление операций по счетам налогоплательщика, а также бесспорное взыскание недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке или за счет иного имущества. Решение о таком взыскании должно быть принято налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При вынесении решения о принудительном взыскании в более поздний срок такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Взыскание налога за счет имущества организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу последовательно в отношении:
Обязанность по уплате налога прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора; При этом налог считается уплаченным:
2) со смертью физического лица. При этом задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя; 3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ; 4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов приведены на рис. 1.1. Пеня – денежная сумма, подлежащая взысканию в случае уплаты налогов (сборов) в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Изменение срока уплаты налога (сбора) – перенос установленного срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок. Формами изменения сроков уплаты налога (сбора) являются отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Право на изменение срока уплаты налога и сбора предоставляют:
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты региональных и местных налогов. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, устанавливаются Таможенным кодексом РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Проценты не начисляются в случаях, когда отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором, который должен предусматривать:
Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. К государственным органам, осуществляющим налоговый контроль в РФ, относятся: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел. Объектом налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений. Предметом налогового контроля могут выступать в каждом конкретном случае различные аспекты налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность и т. д. Формами проведения налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др. Одним из наиболее эффективных методов налогового контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, представленных налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику направляется требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления. Налогоплательщик, который дает пояснения относительно найденных ошибок и противоречий, вправе представлять в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию. Если после рассмотрения пояснений и документов все равно будет установлен факт налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Налоговые органы при камеральной проверке не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, за исключением следующих случаев:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам и охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев на основании и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом срок проверки не может превышать 1 месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки с целью: 1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию);
Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции. Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства. Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств; Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками; Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах. Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:
Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения. Налоги составляют определённый процент от дохода компании или гражданина, который заранее определён в налоговом законодательстве. Для разных категорий физических и юридических лиц процент от дохода, который выплачивается в казну, будет разным. Формы, принципы и методы взимания налогов в совокупности с их установлением или отменой являются основой налоговой системы государства. Согласно налоговому законодательству в Российской Федерации существуют 3 вида налогов: федеральные, региональные и местные. Государство не может вводить новые налоги или повышать ставки существующих налогов, поскольку это противоречит налоговому законодательству. Экономическая сущность налогов заключается в прямом изъятии некой части валового дохода с целью формирования государственного бюджета. Помимо финансовой функции, система налогообложения необходима для экономического воздействия страны на общество, на его развитие и производительность. Также она способствует:
Сущность налога – это взимание некой части валового внутреннего продукта в пользу государства. Оплата производится в виде обязательного взноса. Чтобы взимать плату с организаций, государству необходимо определить элементы налога. Этим занимаются представители законодательных органов власти. Элементы налога позволяют выстроить и организовать всю систему взимания налогов. К ним относятся:
Налоги бывают нескольких видов: прямые и косвенные; аккордные и подоходные; прогрессивные, регрессивные или пропорциональные. К прямым налогам относятся налоги на товары или услуги, включённые в стоимость товара. Косвенные налоги – это акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие. Аккордные налоги регулируются государством и не зависят от уровня дохода налогоплательщика. Подоходный налог предполагает отчисление определённого процента от дохода в пользу государства. Налоги осуществляют четыре базовые функции, основная из них – фискальная, она обеспечивает мобилизацию и формирование финансовых ресурсов государства. Три другие функции (регулирующая, распределительная, контролирующая) являются производными от первой. Они перераспределяют общественные доходы и отслеживают регулярность поступления платежей в казну государства. Налоговый уровень государства часто отображается в виде общей доли от валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому под налоговой нагрузкой принято понимать долю выплат, которые вошли в ВВП государства. Налоговая нагрузка на организацию – это соотношение общего количества выплат к общему количеству прибыли этой организации. Настоящим налогоплательщиком принято считать владельца и пользователя объекта налогообложения. Понятие «налоговая нагрузка» в РФ используется для анализа налоговых выплат, она рассчитывается как соотношение всех выплаченных взносов и выручки. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налоговВсе требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации. В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют. Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице. Сравнение налога и сбора
Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные. Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
Похожие записи: |