Что не является формой подтверждения соответствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что не является формой подтверждения соответствия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  • Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.

При этом, если заказчиком не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

3.1 Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза представляет собой совокупность правил выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, участников и правил функционирования системы в целом.

3.2 Целью Системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза (далее — Система) является создание условий свободного перемещения продукции на всей таможенной территории Таможенного союза при обеспечении установленного техническими регламентами Таможенного союза уровня безопасности такой продукции.

Указанная цель достигается применением в Системе единого механизма оценки (подтверждения) соответствия, результаты которой признаются всеми участниками экономической деятельности государств — членов Таможенного союза без повторной проверки соответствия продукции установленным к ней единым требованиям.

Требования Системы едины и обязательны для выполнения всеми участниками подтверждения соответствия.

3.3 Создание и функционирование Системы основаны на следующих принципах:

— действие Системы распространяется на всей таможенной территории Таможенного союза;

— оптимальное сочетание дорыночной оценки продукции и контроля на рынке;

— использование стандартов для соблюдения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза и для оценки (подтверждения) соответствия;

— обеспечение единства методов испытаний и измерений при осуществлении оценки (подтверждения) соответствия;

— признание результатов работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

— гармонизация с международными и межгосударственными подходами в области подтверждения соответствия;

— открытость, доступность, объективность и прозрачность процедур подтверждения соответствия;

— независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей;

— защита имущественных интересов заявителей, в том числе путем соблюдения требований конфиденциальности сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

— недопустимость ограничения конкуренции аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении исследований (испытаний) и измерений;

— минимизация расходов времени и средств участников экономической деятельности на проведение оценки (подтверждения) соответствия.

3.4 Руководящим органом Системы служит Евразийская Экономическая Комиссия (ранее Комиссия Таможенного союза), которая согласно соответствующему соглашению [3] помимо работ, связанных с техническими регламентами Таможенного союза, выполняет следующие функции в области оценки (подтверждения) соответствия:

— утверждение порядка разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;

— утверждение перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов Сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

— утверждение порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формирования и ведения Единого реестра;

— утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия;

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

7.2.1 Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандар­там, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в от­ношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, если он предусмотрен соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
  1. Система добровольной сертификации может быть создана юриди­ческим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

  1. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представ­ляются:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
  • правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2;
  • изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
  • документ об оплате регистрации системы добровольной сертифи­кации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

7.2.2 Знаки соответствия

1. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

2. Применение знака соответствия национальному стандарту осуще­ствляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

3. Объекты, соответствие которых не подтверждено в установленном порядке, не могут быть маркированы знаком соответствия.

7.2.3 Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

2. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

7.2.4 Декларирование соответствия

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее – третья сторона).

Сертификат системы качества может использоваться в составе дока­зательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

7.2.5 Обязательная сертификация

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объекты добровольного подтверждения соответствия:

  • • продукция;
  • • процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;
  • • работы и услуги;
  • • иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Назначение добровольной сертификации отражено на рис. 3.2.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации и обязательной сертификации. Проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

Декларация о соответствии и сертификат имеют равную юридическую силу и действуют на территории России.

Рассмотрим формы обязательного подтверждения соответствия.

Декларирование соответствия (ст. 24 Закона «О техническом регулировании»). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Заявителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся изготовителем либо продавцом, которые для подтверждения соответствия принимают декларацию о соответствии. Третьей стороной могут быть орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44‑ФЗ

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия ), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.

Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия, под которым понимается прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемых к объекту. Другой формой оценки соответствия является, например, государственный контроль (надзор). Смыслом и целью всех этих форм оценки соответствия является установление соответствия объекта предъявляемым требованиям. Но способы и методы проведения оценки отличаются для разных форм оценки соответствия, также различны органы, проводящие оценку, и объекты оценки.
Другими целями подтверждения соответствия являются:

  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Указанные цели являются общими для всех объектов технического регулирования и направлены на то, чтобы придать потребителям продукции, работ и услуг уверенность в соответствии их показателей требованиям документов, которые указываются изготовителями, продавцами и исполнителями.
Работа по оценке соответствия начинала развиваться в РФ, а до этого в Советском Союзе еще с конца 70-х годов прошлого столетия (тогда она имела общее название – сертификация). С начала 90-х годов в РФ сформировалась нормативная и техническая база в этой области деятельности, которая основывалась на законах «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Следует отметить, что устанавливаемые ФЗ «О техническом регулировании» правила подтверждения соответствия во многом опираются на разработанные ранее в соответствии с упомянутыми законами нормы

Подтверждение соответствия осуществляется на основе следующих основных принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  • недопустимости принуждения к добровольному подтвержде-нию соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • установления форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны при осуществлении подтверждения соответствия;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
  • уменьшения сроков обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.

Прежде всего в указанных принципах подтверждения соответствия необходимо отметить четкое разделение подтверждения соответствия на обязательное и добровольное. Причем, обязательное подтверждение соответствия осуществляется только к объектам, требования к которым установлены в техническом регламенте.
Другим важным моментом является установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия для определенных видов продукции в технических регламентах. Ранее такие формы и схемы устанавливались в документах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти (Правительством РФ и Госстандартом соответственно). Как следует из положений Закона, решение этих вопросов упростилось и поднялось на законодательный уровень.
Не менее важным является принцип уменьшения затрат заявителя, т.к. практика работ по сертификации в части стоимости этих работ вызвала многочисленные нарекания заявителей. Имеет значение и принцип соблюдения коммерческой тайны заявителя, нарушение которого может причинить ему немалый ущерб. Оба эти принципа являются частями более общего принципа не причинения материального ущерба заявителю в результате подтверждения соответствия.

Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия имеет только одну форму — добровольную сертификацию.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. «Сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». Чтобы знать, что продукт сделан верно, нужно иметь инфор-мацию о том, каким требованиям продукт должен соответствовать и каким образом получить доказательство этого соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, видов деятельности, возможностей и средств, направленных на обеспечение соответствия продукции, процессов и услуг обусловленным или предполагаемым потребностям.
Сертификация систем обеспечения качества широко применяется в зарубежных странах, т.к. считается, что это дает предприятию явные выгоды и преимущества как при взаимодействии с партнерами, в том числе с банками, так и при поставке товара на рынок. Так, по оценкам специалистов на западноевропейском рынке уже в недалеком будущем не менее 95 % контрактов будут заключаться только с поставщиками, которые имеют сертификат на систему качества.
Требования к системам качества предприятий содержатся в международных стандартах серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000. Эти стандарты предусмат-ривают наличие элементов, обеспечивающих функционирование системы качества на предприятии.
В РФ была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества». Это система добровольной сертификации. В рамках данной системы осуществляется:

  • сертификация систем качества;
  • сертификация производств;
  • инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства;
  • международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания ее результатов.

Практическая работа по сертификации систем качества регламентируется стандартом ГОСТ Р 40.001–95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ».
Госстандарт утвердил блок из четырех стандартов серии ГОСТ Р 40.001(2,3,4)-96, составляющих нормативно-методичес-кую основу регистра систем качества.
В России в рамках регистра систем качества в 1997 г. зарегистрировано 170 сертифицированных систем качества предприятий, из них 27 зарубежных фирм, поставляющих товары на российский рынок.
Преимущества сертификации систем качества:

  • повышение конкурентоспособности;
  • повышение цены на продукцию;
  • льготное кредитование и страхование;
  • получение госзаказа;
  • улучшение качества продукции и работ;
  • сокращение издержек и проверок потребителем.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

  • заочная (предварительная) оценка системы качества;
  • окончательная проверка и оценка системы качества;
  • инспекционный контроль за системой качества.

При окончательной проверке определяется:

  • состояние и виды деятельности предприятия по управлению качеством;
  • состояние производственной системы;
  • качество выпускаемой продукции.

В России система сертификации систем качества включает сертификацию производств. При этом оцениваются четыре блока объектов:

  • готовая продукция (ее качество и анализ причин обнаруженных дефектов);
  • технологическая система (технологические процессы, погрузка-разгрузка, хранение, установка);
  • техническое обслуживание и ремонт (ремонт оборудования и оснастки, проверка контрольно-измерительных приборов);
  • система технического контроля и испытаний (входной, операционный и приемочный контроль, периодические испытания).

Положительные результаты подготовки к сертификации производства: повышение технологической дисциплины, усиление связи с потребителем, выявление слабых звеньев технологических процессов, разрабатываются критерии стабильности производства.

Закон «О техническом регулировании» вступил в силу с 1 июля 2003 г. В силу радикального характера этого Закона и большим объемом работ по его реализации, предусмотрен переходный период и ряд переходных положений:
1. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона, т.е. до 1 июля 2010 г. После этого обязательные требования к продукции и процессам ее оборота, на которые разрабатываются технические регламенты, утрачивают силу и прекращают действие.
2. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применяются обязательные требования, установлен-ные ранее правовыми актами РФ (законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (государственными стандартами, санитарными правилами и т.п.). Но обязательному соблюдению подлежат не все требования, а только те, которые совпадают с целями принятия технических регламентов: защиты жизни и здоровья граждан и имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В части, не отвечающей этим целям, все акты утрачивают силу с 1 июля 2003 г.
3. До вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ определяет и ежегодно дополняет перечень видов продукции, в отношении которой обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия. При этом схема декларирования на основании собственных доказательств может осуществляться только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Другие же заявители могут декларировать продукцию только с использованием доказательств, полученных с участием третьей стороны.
4. В области применения ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер до принятия технических регламентов регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом 2000 г. «О карантине растений» и законом РФ 1993 г. «О ветеринарии».
5. В области ядерной и радиационной безопасности до принятия технических регламентов регулирование осуществляется в соответствии с ФЗ 1995 г. «Об использовании атомной энергии» и ФЗ 1996 г. «О радиационной безопасности населения».
6. Выданные до 1 июля 2003 г. документы об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификаты и декларации о соответствии считаются действительными до окончания установленного в них срока.

Действующий закон 184-ФЗ устанавливает, что обязательный характер сертификации для тех или иных видов изделий определяется специальными нормативными документами. В их число могут входить:

  • техрегламенты Таможенного союза (ТР ТС);
  • национальные техрегламенты, которые действуют на территории Российской Федерации;
  • межгосударственные и национальные стандарты, входящие в систему ГОСТ Р;
  • специальные правовые документы, которые содержат требование об обязательной сертификации отдельных видов продукции.

При проведении процедуры обязательной сертификации исследуемый продукт проверяется на соответствие требованиям, установленным в конкретном правовом документе. Полученная документация действительна только при сохранении неизменных качеств и свойств изделия. В случае изменения состава, технологии производства и проч. потребуется переоформление документов.

При организации процедуры добровольной проверки качества система элементов оценки определяется самим заявителем. В этом качестве обычно используются зарегистрированные системы добровольной сертификации или техусловия самого производителя. Также для данной цели может использоваться участие в системах международной сертификации или другие комплексы характеристик. Например, производитель может оформить сертификат деловой репутации или пройти сертификацию в международной системе ISO.

Метрология, стандартизация и сертификация

Сертификаты и декларации применяются при прохождении сертификации по стандартам Таможенного союза и Российской Федерации. Получение сертификационной документации по нормативам ТР ТС дополняется специальной маркировкой продукции. На товар наносится знак ЕАС, который позволяет потребителю удостовериться в качестве изделия без изучения дополнительных документов. Такая маркировка выполняет ту же функцию, что и знак СЕ в Европейском союзе.

В дополнение к системам обязательной и добровольной сертификации для некоторых видов продукции устанавливаются специальные сертификационные требования. Например, при вывозе за рубеж для некоторых категорий продукции необходим сертификат происхождения, выданный по форме «А». Для материалов, которые будут использоваться в условиях высоких температур, оформляется пожарный сертификат. При вывозе продуктов растительного происхождения за пределы РФ необходим фитосанитарный сертификат. Перечень таких требований устанавливается специальными нормативными документами соответствующих ведомств.

Добровольная и обязательная сертификация схожи по процедуре проведения. Сертификация проходит в несколько этапов:

  • подается заявка на получение сертификата и пакет документов на продукцию;
  • орган по сертификации анализирует предоставленные документы;
  • проводятся испытания образцов;
  • проводится инспектирование производства, если оно включено в схему сертификации;
  • анализ результатов на соответствие нормативным требованиям;
  • если предыдущие этапы успешно пройдены, выдается сертификат и знак соответствия.

Самостоятельная сертификация продукции возможна, если в организации есть сотрудники с опытом получения сертификатов на продукцию или услуги. В противном случае, риск потратить время и финансы впустую очень велик.

Выбирая орган по сертификации, уточните, имеет ли он лицензионный договор с Госстандартом России и необходимое оборудование для проведения экспертизы.

Более 10 лет мы успешно оказываем помощь в обязательной и добровольной сертификации товаров и услуг. Наши специалисты помогут подготовить документы для подачи заявки, или просто возьмут все решения на себя.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Эта форма добровольного подтверждения соответствия регулируется статьей 21 Закона № 184-ФЗ.
С помощью сертификата продавец (изготовитель, исполнитель) может подтвердить, что объект отвечает требованиям национальных стандартов, стандартов организации, сводов правил, систем добровольной сертификации или условиям договоров.
На сайте Росстандарта можно ознакомиться с перечнем действующих систем добровольной сертификации.
Наличие документов добровольной сертификации заказчик может учитывать при оценке заявок и окончательных предложений претендентов на заключение контракта по критериям качественных характеристик объекта закупки и квалификации участника.
Вместе с тем требование предоставить копии этих документов нельзя установить ни в извещении о закупке, ни в контракте.

Характер и формы подтверждения соответствия

Согласно статье 23 Закона № 184-ФЗ обязательную сертификацию проводят на соответствие продукции или услуг обязательным требованиям законодательства в области технического регулирования (в первую очередь — требованиям качества и безопасности). Данной процедуре подлежат в основном те группы товаров, которые так или иначе могут повлиять на безопасность людей. Так, например, все оборудование, работающее от электросети, подлежит экспертизе безопасности в системе ГОСТ Р либо обязательной оценке безопасности с учетом требований тех или иных технических регламентов. Форма сертификата утверждена приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 53.
Список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Этот перечень можно найти также на сайте Росстандарта. Для каждого вида продукции приведен нормативный документ и указаны конкретные разделы, в которых содержатся подтверждаемые требования.
Как указано в статье 456 Гражданского кодекса РФ, в обязанности исполнителя контракта входит передача продукции вместе с относящимися к ней документами, включая сертификаты качества. В связи с этим раньше чем при приемке товаров, работ или услуг заказчик не сможет получить копии документов обязательной сертификации. Это правило действует в отношении конкурса и запроса котировок. Исключение составляют торги в форме аукциона. В данном случае копии могут быть представлены участником закупки в составе второй части заявки.

3172. Исследование стальных канатов 53.29 KB Исследование стальных канатов. Цель работы: Исследование конструкций и элементов стальных канатов, изучение схем их обозначений, определение основных параметров, ознакомление с методом браковки канатов. Исследование ко… 3173. Конкурсная коллекция современного женского костюма с использованием элементов этно-стиля 2.07 MB Актуальность: В наши дни этнический стиль уже завоевал ведущие позиции в мире моды и не собирается их уступать. Основными причинами этого являются свобода, многообразие, естественность, яркость, которые несет с собой этот стиль. Его последо… 3174. Хроническая артериальная ишемия конечностей 12.63 MB Введение Хронические артериальные ишемии конечностей доставляют много забот врачам различных специальностей. Каждый из них ощущает недостаточность имеющихся сведений об ишемиях конечностей, дающих возможность успешного лечения больного. Эти сведения… 3175. Статистическая точность цифровых регуляторов дискретных систем управления частотой вращения электропривода постоянного тока 11.66 MB Автоматизированные электроприводы являются главным средством приведения в движение большинства рабочих машин и технологических агрегатов в машиностроении, металлургии, станкостроении, транспорте и других отраслях промышленности. 3176. Розробка мультимедійного веб-сайту 5.08 MB Мультимедіа інтернет сайт виконує, як правило, промо функцію. Такі сайти довше вантажаться, їх складніше підняти в результатах пошуку, проте їх роль не можна применшувати. Мультимедіа сайт — це музика, динаміка, серйозний рекламний ефект 3177. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 112.12 KB Специфика нематериальных объектов состоит в том, что они не имеют вещественно-натуральной формы и это обстоятельство, в первую очередь, определяет трудность выбора методик анализа. 3178. Программа реализующая параллельную работу процессов 178 KB Задание. Необходимо написать программу, реализующую параллельную работу нескольких процессов. Каждый процесс может состоять из одного или нескольких потоков. Любой из потоков, работающих в составе этих процессов, может быть приостановлен и вновь зап… 3179. Программа с равномерным выполнением задач 145 KB Два потока: первый читает информацию из файла (например, стихи или текст программы) в буфер, второй эту информацию из буфера выдает на экран. При заполнении окна вывода до конца его содержимое. 3180. Исследование на моделях эффективности снижения шума в помещениях строительно-акустическими методами 211.5 KB Исследование на моделях эффективности снижения шума в помещениях строительно-акустическими методами. Цель работы: знакомство с методикой и приобретение практических навыков оценки эффективности снижения шума в производственных помещениях стоительно…

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Технические регламенты

Глава 3. Документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов

  • Вкусовой анализатор
  • Проволочники
  • 1 Бронхоспазмодилататоры
  • 3.11 Внешняя политика России в XVII в.
  • 5. Ответственность аудиторов

Формы подтверждения соответствия. Основные определения

Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров. Закон закрепил права потребителей на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг. Такие цели закона тесно связаны с целями сертификации, которые можно определить как защиту потребителя от недобросовестности изготовителя; контроль безопасности продукции для окружающей среды и др.

В Законе введено понятие обязательной сертификации, закреплена обязанность предпринимателя реализовывать товар (работу, услугу), подлежащий обязательной сертификации только при наличии знака соответствия. Кроме того, были определены меры для предотвращения продажи небезопасных товаров, установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) и их права налагать штрафы в пределах своей компетенции и в случаях, предусмотренных Законом.

Статьей 7 Закона определяется право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). В соответствии с пунктом 4 данной статьи Закона, товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, видно, что Закон содержит нормы непрямого действия. Так, в нем не содержится закрытого перечня таких товаров (работ, услуг), а установлено, что он утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 7 Закона, не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7.

Та же статья 7 Закона предусматривает комплекс мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде.

Безопасность товаров, работ, услуг, предусматриваемая Законом как основная задача сертификации, характеризуется конкретными требованиями к ним.

Как уже отмечалось, в Законе РФ «О защите прав потребителей» были заложены основы подтверждения соответствия в стране. Тем не менее, о появлении общей системы можно было говорить только после принятия ряда других нормативно-правовых актов, в первую очередь законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

Стандартизация является нормативной базой подтверждения соответствия. Стандартизация как область практической деятельности также очень тесно связана с сертификацией. И стандартизация, и сертификация призваны решать одну общую задачу – обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг.

Правовые основы стандартизации в России обеспечиваются Законом РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» (от 25.07.2002 N 116-ФЗ.). Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов, в частности таких, как Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

В соответствии с Законом, стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее – требований) в целях обеспечения:

– безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

– технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

– качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

– единства измерений;

– экономии всех видов ресурсов;

– безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (ред. от 10.01.2003) (далее – Закон) является базовым документом, обеспечивающим правовые основы сертификации в России. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее – продукции) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В статье 2 Закона записано, что отношения в области сертификации регулируются данным Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Это означает, что Закон является основополагающим актом в области сертификации. Все ранее принятые акты должны быть приведены в соответствие с его нормами и не применяются, если противоречат им.

Глава 4. Подтверждение соответствия

Статья 18. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно — технического сотрудничества и международной торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Когда речь заходит о соответствии, всегда должен быть какой-то эталон, с которым сравнивается представленный образец. В случае с сертификацией товары проверяются на соответствие требованиям, изложенным в нормативных документах — технических регламентах. В Российской Федерации существует две системы сертификации — согласно регламентам Евразийского экономического союза, в который входят также Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия, и система ГОСТ Р.

После проверки пакета документов и образцов заявители могут получить на руки официальное заключение о том, что данная продукция соответствует требованиям, изложенным в нормативной документации. Это означает, что продукт отвечает стандартам безопасности, принятым на территории ЕАЭС.

Двадцать седьмого декабря 2002 года был принят федеральный закон под номером 184. Его последняя редакция относится уже к 29.07.2017. В 20 статье этого документа, который носит название «О техническом регулировании», говорится о том, что в России подтверждение соответствия может проводиться на добровольной или обязательной основе. Существует перечень товаров, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме сертификата или декларации. Также есть возможность получить сертификат соответствия на добровольной основе, в качестве дополнительного подтверждения качества своей продукции.
Обязательное подтверждение соответствия проявляется в том, что при изготовлении продукции, реализации товаров отечественных и зарубежных производителей, прохождении таможни необходимо предоставлять контролирующим органам и покупателям декларацию либо сертификат соответствия, выданные аккредитованным органом сертификации. Если у вас нет этого документа, невозможно законно осуществлять торговлю, импортировать товары из других стран ТС, производить продукцию разного назначения.

Для подтверждения соответствия продукции, товаров или услуг достаточно обратиться в орган сертификации. После предварительной консультации и заключения договора заявителю предоставляется список документов и анкета, куда вносятся данные о компании. Затем, в соответствии с требованиями регламента, производится отбор образцов для исследования в лаборатории. Важно: проведение некоторых испытаний требует времени, а потому важно обращаться к профессионалам вовремя.

Наши специалисты обладают немалым опытом в сфере подтверждения соответствия, как обязательного, так и добровольного. Они с радостью подготовят для вас документ, где не будет опечаток, случайно потерянных важных реквизитов или других недочетов. Мы готовим и регистрируем все виды документов, подтверждающих соответствие товаров существующим нормам, зафиксированным в регламентах. Обращайтесь!

Отличием обязательного и добровольного сертификата (далее — ОС и ДС) является то, что обязательный оформляется для соблюдения законодательных норм. Оформление ДС — это способ получения конкурентного преимущества. Благодаря его присутствию компания подчеркивает качественные показатели продукции. Это увеличивает интерес потребителя к изделиям, способствует росту продаж, дает возможность выйти на новые рынки сбыта.

Получение ОС предусмотрено для определенного перечня товаров. Оформление ДС может проводиться для любого изделия.

Кроме целей обязательная и добровольная сертификация имеют следующие отличия:

  • Перечень проверяемых показателей. При получении ОС устанавливается соответствие требованиям ТР или стандартов. Их перечень закреплен законодательно. Добровольная процедура позволяет выбрать любой нормативных документов и даже выборочно оценить продукт по нескольким показателям ТУ, ГОСТа.
  • Препятствия в импорте, продаже, производстве. Разница в следующем: если на товар отсутствует ОС, все обозначенные действия с изделиями невозможно осуществлять легально. Отсутствие ДС не станет препятствием в организации бизнеса.
  • Бланк документа, который выдается заявителю. ОС оформляется на бланках утвержденной формы желтого или зеленого цвета. ДС выдают на утвержденной форме нац. системы подтверждения соответствия.
  • Вид знака соответствия, который используется в сопроводительной документации, наносится на этикетку или упаковку. При получении ОС это «ЕАС» или «СТБ». При предоставлении ДС это знак «СТБ» в черной рамке.

ДС не может заменять ОС. Если товар попадает под действие ТР ТС, Постановление Совмина РБ № 849, ДС может быть получен только после того, как пройдена обязательная оценка качества и безопасности.

Процедура добровольной и обязательной сертификации состоит из этапов:

  • Направление заявки в ЦС.
  • Предоставление документации и информации о продукте, его производителе.
  • Определение перечня документации, которая будет оформляться для заявителя.
  • Отбор образцов.
  • Проведение испытаний.
  • Получение протокола испытаний с результатами лабораторной оценки. Проведение производственного контроля с оформлением акта.
  • Оформление и утверждение ОС или ДС, его регистрация и предоставление клиенту.

Свяжитесь со специалистами нашего центра сертификации в РБ и получите те разрешительные документы, которые вам необходимы!

Процедура подтверждения соответствия осуществляется только специальными органами по подтверждению соответствия, а также испытательные лаборатории, имеющие право на проведение подобных исследований. Все расходы на проведение работ по подтверждению соответствия оплачивает заявитель, вне зависимости от того, какими будут результаты исследований, на основании договора.

Подтверждение соответствия продукции и услуг осуществляется через проверку характеристик продукции, используются различные методы исследования, благодаря которым проводится идентификация продукции, проверяется принадлежность к определенной группе, происхождение, соответствие технических документов и т.д. Также подтверждение соответствия качества дает возможность достоверно подтвердить соответствие изделий требованиям на основе законодательных актов. Состав других показателей для проверки зависит от целей сертификации и подтверждения соответствия продукции.

Подтверждение соответствия продукции производится через получения сертификата качества на продукцию, услугу, а также декларирование соответствия объекта оценки. Сертификация является формой подтверждения соответствия.

Порядок подтверждения соответствия проходит следующим образом:

  1. Подача заявления на сертификацию и рассмотрение заявки;
  2. Принятие решения и выбор схемы;
  3. Подписание договора на проведение сертификационных работ;
  4. Отбор образцов, идентификация, испытание;
  5. Оценка;
  6. Анализ результатов и принятие решения об отказе или выдаче Сертификата;
  7. Регистрация сертификата;
  8. Выдача Сертификата;
  9. Контроль инспекции за сертифицированной продукцией;
  10. Предоставление данных об итогах сертификации.

Порядок подтверждения соответствия указан в положениях нормативных документах. Также в них указаны методы испытаний, характеристики изделий, правила выбора продукции и образцов для контроля и мн. др.

Орган сертификации рассматривает заявку не более трех дней, в течении этого срока заявителю должны сообщить о решении. Процедура подтверждения соответствия для субъектов малого предпринимательства и физических лиц должна длиться не более одного дня.

Подтверждение соответствия товара должно быть через испытания образцов, состав и технология которых такие же, как и у продукции, поставляемой потребителю.

Сертификация, как и подтверждение соответствия, является для Российской Федерации достаточно новой областью деятельности. Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено понятие подтверждения соответствия.

Под подтверждением соответствия понимают документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в форме декларирования или обязательной сертификации.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, осуществляемого изготовителем (производителем, поставщиком). В этом случае ответственность несет сам изготовитель.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. За выданный сертификат соответствия ответственность несет орган по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться только в форме добровольной сертификации.

На рис. 1 представлена схема подтверждения соответствия объектов обязательным и добровольным требованиям.

ЦЕЛИ и ПРИНЦИПЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Цели подтверждения соответствия

Принципы подтверждения соответствия

соответствие продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ. СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация продукции, процессов, услуг и иных объектов может осуществляться только в какой-либо системе сертификации.

На рис.3 для примера представлена действующая организационная структура системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

Функции системы сертификации состоят в следующем:

  • сертификация продукции, услуг и иных объектов, в том числе систем качества;
  • аккредитация органов по сертификации продукции и органов по сертификации систем качества;
  • аккредитация испытательных лабораторий (центров);
  • участие в подготовке к аттестации аудиторов (экспертов)
    для юридических лиц, участвующих в деятельности системы сертификации;
  • участие в повышении квалификации специалистов в области качества, испытаний и сертификации;
  • оказание консультативно-методических услуг по подготовке предприятий к сертификации систем качества или
    сертификации продукции, а также аккредитации испытательных лабораторий (центров);
  • обеспечение взаимного признания сертификатов, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • взаимодействие с отечественными, национальными и
    международными организациями по сертификации.

Установлены основные функции участников системы.

Центральный орган по сертификации:

  • управляет системой, организует работу и устанавливает
    общие правила проведения сертификации в системе;
  • координирует деятельность и осуществляет методическое
    руководство органов по сертификации и испытательных
    центров (лабораторий);
  • организует по поручению Ростехрегулирования работу
    по аккредитации участников системы, осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;
  • готовит предложения по присоединению к другим системам и взаимному признанию документов соответствия;
  • при отсутствии аккредитованного органа по сертификации осуществляет его функции;
  • формирует совет по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;
  • организует информационное обеспечение о правилах и
    процедурах сертификации, аккредитованных участников
    системы и результатах сертификации;
  • взаимодействует с потребителями и другими организациями, получает от них необходимую документацию;
  • взаимодействует с техническим комитетом по стандартизации сертифицируемых видов продукции и услуг;
  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, применяемых при сертификации;
  • проводит по поручению Ростехрегулирования выборочный контроль органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий);
  • готовит для Ростехрегулирования вопросы, связанные с
    функционированием системы.

Орган по сертификации:

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Знаком соответствия системы добровольной сертификации могут маркироваться объекты сертификации, прошедшие процедуры добровольной сертификации или процедуры соответствия национальному стандарту. Порядок применения такого знака устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

Маркировка знаком соответствия (знаком сертификации) продукции, которая прошла обязательную сертификацию, отличается тем, что в данном знаке по сертификации отражена информация об органе по сертификации, который выдал сертификат соответствия.

Маркировка продукции знаком соответствия при обязательном декларировании отличается тем, что в знаке РСТ не указывается код органа по сертификации.

В соответствии со ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184) под подтверждением соответствия продукции понимается подтверждение в документарном виде того, что продукция соответствует требованиям техрегламентов, актов о стандартизации и положениям соглашений. При этом, помимо подтверждения соответствия продукции, документарное подтверждение может также касаться процессов производства, выполнения работ или оказания услуг.

Вопросам подтверждения соответствия посвящена гл. 4 закона № 184-ФЗ, в которой раскрыты цели и принципы подтверждения. В соответствии со ст. 18 закона № 184-ФЗ целями являются:

  • удостоверение соответствия;
  • помощь участникам оборота в выборе товаров;
  • содействие конкуренции;
  • поддержка свободного экономического пространства и сотрудничества.

В ст. 19 закона № 184-ФЗ определены принципы подтверждения соответствия продукции. Среди них, в частности, запрет принудительности относительного добровольного подтверждения соответствия, запрет подмены обязательного подтверждения соответствия добровольными формами подтверждения.

ВАЖНО! Принципы являются непосредственно применимыми в судебной практике, в частности принцип запрета подмены обязательного подтверждения добровольным (постановление ФАС ДО от 15.03.2010 № Ф03-1250/2010 по делу № А51-11303/2009).

Условия для отнесения товаров к продукции, являющейся объектом обязательного подтверждения соответствия, определены в п. 1 ст. 23 закона № 184-ФЗ. Они следующие:

  • обязательное подтверждение касается только продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ;
  • обязательное подтверждение производится, только если об этом прямо указано в техрегламенте;
  • подтверждение производится только на предмет соответствия требованиям техрегламентов.

ВАЖНО! Если организация не осуществляет выпуск продукции в обращение (то есть переход к потребителю), то привлечение ее к ответственности за невыполнение обязанности по подтверждению соответствия может быть оспорено (постановление арбитражного суда СЗО от 08.09.2016 № Ф07-7421/2016 по делу № А05-12510/2015).

В соответствии с п. 1 ст. 18 закона № 184-ФЗ одним из принципов осуществления подтверждения является принцип запрета применения к объектам, для которых не установлены требования в техрегламентах, обязательного подтверждения соответствия.

В ст. 33 закона № 184-ФЗ также определены объекты госконтроля за соблюдением требований техрегламентов. В то время как объектами контроля в силу п. 1 указанной статьи может быть не только продукция, но и связанные с ней процессы проектирования, изготовления и др., в отношении продукции согласно п. 2 указанной статьи контроль за соответствием требований техрегламентов производится только на стадии ее обращения.

  • Сертификация в России
  • Международная сертификация
  • Знак соответствия
  • Орган по сертификации
  • Технические регламенты
  • Техническое регулирование
  • Таможенное оформление
  • Таможенное декларирование
  • Таможенный брокер
  • Законодательство
  • Саморегулирование


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...