Предел по соц. Отчисления в РК в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предел по соц. Отчисления в РК в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как менялись размеры оплаты труда в последние годы
  • Цели увеличения МРОТ
  • Правила расчета МРОТ
  • Размеры базовых ставок на 2022 год
  • Ставка отчислений на ОСМС увеличивается до 3%
  • Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 2022 года
  • Расчет заработной платы во время ЧП, при переходе на дистанционную работу или комбинированную дистанционную работу

Минимальный размер оплаты труда — это минимально допустимая заработная плата, которая положена сотруднику при условии выработки всех рабочих часов. Цель определения минимального размера оплаты труда — обеспечение защиты сотрудников от неправомерно низкой оплаты труда.

Медианный доход — это величина денежного дохода, относительно которой половина граждан получают выплаты ниже этой величины, остальная половина — выше данного значения. Медиана рассчитывается с учетом собранных статистических данных. Медианный заработной показатель условно делит граждан на две группы. Одна половина имеет доход выше медианного показателя, вторая половина — ниже.

Более 20 изменений внесены в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». 1 января 2022 года повысился прожиточный минимум и месячный расчетный показатель. Это привело к увеличению доходов 5,1 млн. граждан, которые получают пенсию и пособия из бюджета. Увеличение показателя минимальной заработной платы обеспечило рост доходов 1,6 млн. граждан.

Размеры прожиточного минимума и месячного расчетного показателя устанавливаются ежегодно с учетом уровня инфляции. При этом в 2020 году, с учетом эпидемиологической и экономической ситуации, эти показатели были увеличены два раза и в сумме составили 10%. В 2022 году они были проиндексированы на 5%. В результате прожиточный минимум составил 36018 тенге, а месячный расчетный показатель — 3063 тенге.

С 1 января 2022 года размер МЗП увеличился с 42,5 тысяч тенге до 60 тысяч тенге. Таким образом увеличение размеров минимальной заработной платы составило 41%. С учетом этого, работодатели обязаны выплачивать сотрудникам заработную плату не ниже, чем величина МЗП. В первую очередь увеличение МЗП коснется низкооплачиваемых сфер труда. К примеру, зарплата педагогов постоянно повышается и к 2023 году она увеличится в два раза.

Изменения в расчете ЗП в 2022 году коснулись увеличения заработной платы таких сфер труда, как лесничие, музееведы, библиотекари, учителя.

За изменением МРП следуют и увеличения привязанных к нему выплат. К примеру, пособие по рождению ребенка с 110 846 тенге увеличилось до 116 394 тенге. С января 2022 года на 7% увеличились пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет.

Интересным фактом является то, что размер минимальной заработной платы в Казахстане не повышался с 2018 года. Такое увеличение коснется одного миллиона трудящихся граждан, а косвенно затронет всех трудящихся в целом. Это уменьшит теневой зарплатный фонд, размер которого сейчас составляет 30%. Увеличение средней заработной платы положительно скажется не только на экономическом эффекте в виде роста внутреннего потребления, а и приведет к увеличению внутреннего валового продукта на полтора процента.

Немаловажным в расчете заработной платы является расчет в период ЧП и дистанционной работы.

Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 2022 года

  • Улучшение стандартов уровня жизни граждан Республики Казахстан и стабилизация экономической ситуации в стране
  • Сокращение социальных расходов государства за счет увеличения доходов бедных слоев населения
  • Стимулирование производительности труда. Работодатель также, как и сотрудник, напрямую заинтересован в получении большего выхода за большие деньги.
  • Мотивация сотрудников к улучшению работоспособности за счет увеличения оплаты их труда

Установка МРОТ происходит перед началом нового года. Эта величина зависит от размера заработной платы предыдущего года. Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении работы за все календарные дни. По законодательству Республики Казахстан продолжительность рабочего времени должна быть не более 40 часов в неделю. Главным критерием расчета МРОТ является условие, когда минимальный размер выплат не может быть меньше величины прожиточного минимума населения Республики Казахстан.

Важность величины МРОТ определяется прежде всего из-за размера заработной платы. Работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату, которая будет не ниже значения МРОТ, при условии выработки работником календарных часов. Если же сотрудник работает неполный рабочий график, зарплата может быть ниже значения МРОТ. Стоит иметь ввиду, что помимо республиканского значения МРОТ, устанавливается и региональное значение. Оно фиксируется исходя из социальных и экономических условий проживания граждан в каждом конкретном регионе Республики Казахстан.

Для ведения взаиморасчетов с сотрудниками, исчисления налогов и взносов по закону рекомендуем установить программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Плательщиками отчислений на ОСМС по законодательству Казахстана являются:

  • Государство
  • Сотрудники (исключение составляют военнослужащие, сотрудники органов правоохранения)
  • Индивидуальные предприниматели
  • Граждане, которые занимаются частной практикой
  • Физические лица, которые получают заработную плату в связи с законодательством Республики Казахстан
  • Физические лица, которые самостоятельно уплачивают взносы. Сюда входят и граждане Республики Казахстан, которые выехали за территорию государства.

При этом плательщиками ОСМС являются и иностранные работодатели, которые осуществляют деятельность в Республике Казахстан.

Страховые отчисления и взносы не уплачиваются в Фонд со следующих видов дохода:

  • Компенсация во время служебных командировок
  • Полевое довольствие сотрудников
  • Расходы на транспортировку сотрудников и обеспечение обучения
  • Пособие к отпуску на оздоровление
  • Стипендия
  • Страховые премии

Работодатель также освобождается от выплат для социально уязвимых граждан, военнослужащих и сотрудников специальных государственных служб.

п.1 Ст.27 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании»:

Отчисления работодателей, которые подлежат уплате в фонд, устанавливаются в следующем размере:

  • С 2017 года – 1% от объекта исчисления отчислений
  • С 2018 года – 1,5% от объекта исчисления отчислений
  • С 2020 года – 2% от объекта исчисления отчислений
  • С 2022 года – 3 % от объекта исчисления отчислений

При фиксировании работодателем заработной платы, которая будет ниже значения МРОТ, ему грозит административный штраф или предупреждение. А за повторное нарушение работодатель рискует получить дисквалификацию на свою деятельность сроком от 1 до 3 лет.

Для ведения взаиморасчетов с сотрудниками, исчисления налогов и взносов согласно законодательству рекомендуем установить программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Доход за месяц 45 000 тенге

ОПВ: 45 000 * 10% = 4 500 тенге

ВОСМС: 45 000 * 2% = 900 тенге

ИПН: (45 000 – 4 500(ОПВ) – 900(ВОСМС) – 42 882(14МРП)) = 0 тенге (корректировка дохода менее 25 МРП)

ИПН: (45 000 –4 500(ОПВ) – 900(ВОСМС) – 42 882(14МРП)) * 10% = 0 тенге ( — 3 282 тенге переходит на след.месяц при расчете ИПН)

СО: (45 000 – 4 500) * 3,5% = 1 471,5 тенге (меньше установленного min.предела), значит расчет соц.отчислений: 60 000 * 3,5% = 2 100 тенге

СН: (45 000 – 4 500 – 900) = 39 600 тенге (меньше чем 14 МРП), значит расчет соц.налога: 42 882 * 9,5% = 4 073,79 – 2 100(СО) = 1 973,79 тенге

ООСМС: 45 000 * 3% = 1 350 тенге

Для автоматизаций рутинных задач отдела кадров: от планирования занятости сотрудников до подготовки отчетов в ЕНПФ приобретайте программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана. Обращайтесь к менеджерам Первого Бита.

Социальный налог — один из видов налогообложения в РК. Это мобилизация средств для дальнейшего получения социальной и медицинской помощи, государственного пенсионного пособия. Законы и нормативные документы регламентируют, как рассчитывать социальный налог и объясняют, кто должен его платить.

Как рассчитать социальный налог в Казахстане

Государство как форма организации общества функционирует благодаря налоговой системе. Что такое социальный налог в Казахстане? Социальный налог (СН) в РК — это налог в государственный бюджет, который работодатель платит за себя и своих работников из собственных средств.

Расчет СН для юридических лиц и для предпринимателей разный. При расчете СН для юрлиц важно знать налоговую ставку, обязательный пенсионный взнос (ОПВ), ставку социальных отчислений (СО). Предпринимателям важно знать ОПВ, СО и МРП на текущий год. Как рассчитать социальный налог в Казахстане в 2022 году?

С 2018 года для юридических лиц существует стабильная налоговая ставка — 9,5%. В 2022 году эта цифра не изменилась. Чтобы получить итоговую сумму СН, проведите определенные вычисления (статья 486, п. 1–3):

  1. Вычтите из налогооблагаемой суммы пенсионный взнос.
  2. Рассчитайте сумму СН по ставке 9,5%.
  3. Вычислите социальные отчисления по ставке 3,5% (Закон «Об обязательном социальном страховании», статья 14).
  4. Отнимите от суммы СН социальные отчисления.

Социальный налог не вычитается из зарплаты сотрудника. Она лишь берется во внимание при вычислении СН. Продемонстрируем наглядно вычисление СН при минимальной зарплате в РК в 2022 году в 60 000 тенге:

  • 60 000—10% пенсионного взноса (6 000)=54 000;
  • 54 000×0,095=5130;
  • 54 000×0,035=1 890;
  • 5130—1890=3240 тенге — такой социальный налог платит работодатель при зарплате сотрудника в 60 000 тенге.

Согласно статье 485 Кодекса, с 1 января 2025 года налоговая ставка увеличится до 11%.

Индивидуальные предприниматели и занимающиеся частной практикой нотариусы, судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, согласно Кодексу (статья 485, п.2), платят социальный налог по следующей схеме:

  • 2 МРП (месячный расчетный показатель) за себя;
  • 1 МРП — за своего сотрудника.

С 1 января 2022 года МРП вырос и составляет 3063 тенге.

Например, заработная плата работника за январь составила 60 000 тенге. Сумма социального налога в данном случае также уменьшается на сумму социальных отчислений.

  • 60 000—10% пенсионного взноса (6000)=54 000;
  • 54 000×0,035=1890 (социальные отчисления);
  • СН=1 МРП–СО=3063–1890=1173 тенге.

В случае если сумма СН окажется меньше СО, то социальный налог считается равным нулю.

Такой расчет не касается ИП, которые работают по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации, что оговорено в Кодексе (статья 485, п. 2). Их ставка СН составляет 1,5% (статья 687, п. 2 Кодекса), если по итогам отчетного периода среднемесячная зарплата работников ИП составила минимум 23-кратный МРП, а у юридических лиц — минимум 19-кратный размер МРП.

Социальные отчисления в Казахстане на 2022 год

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

Упрощенная формула расчета СО = (зарплата — ОПВ) * 0.035
ОПВ (обязательный пенсионный взнос) = зарплата * 0.1

Основные исключения из этой формулы — расчет СО с объекта исчисления (зарплата — ОПВ) в размере 1 МЗП и меньше, а также расчет СО с объекта исчислений в размере 7 МЗП и больше.

  • Размер СО с 1 МЗП и меньше = 1 МЗП * 0.035 = 1488 тенге
  • Размер СО с 7 МЗП и больше = 7 МЗП * 0.035 = 10413 тг

Иными словами, минимальный и максимальный размер СО в 2021 году — соответственно 1488 до 10413 тг.

Для обычных читателей подойдет и формула выше, но если хотите влезть в дебри, то ниже — формула и подробности для утонченных ценителей законов и кодексов.

Социальные отчисления = (доход, выплаченный работнику — пункт 2 ст. 319 НК РК кроме подпунктов 3) 4) — пункт 1 статьи 341 НК РК, кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — подпункт 1) пункта 3 ст. 484 НК РК ) * 0.035

При расчете социальных отчислений не применяется корректировка в размере 90% по ИПН Пункт 5 главы 2. Порядок исчисления социальных отчислений. Постановление «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

1) пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

Примечание РЦПИ!
Абзац первый подпункта 2) предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 08.05.2019 № 263 (вводится в действие с 01.01.2029).
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 22), подпунктах 26), 32) и 53) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

При исчислении социальных отчислений не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные в подпункте 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

3) подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.

[свернуть]

Для лучшего понимания и структурирования информации — социальные отчисления не уплачиваются с этих доходов:

  • пункт 2 ст. 319 НК РК (годовой доход физического лица), кроме подпунктов 3), 4) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6091
  • пункт 1 статьи 341 НК РК (корректировка дохода), кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6436
  • подпункта 1) пункта 3 ст. 484 НК РК — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z8740
  • При расчете СО корректировка 90% по ИПН не применяется.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2022 году

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.
(0)

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

12 848 935 138

1

Налоговые поступления

8 919 134 985

01

Подоходный налог

2 562 168 336

1

Корпоративный подоходный налог

2 562 168 336

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

4 680 811 787

1

Hалог на добавленную стоимость

3 911 780 707

2

Акцизы

132 538 474

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

617 053 180

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 446 586

5

Налог на игорный бизнес

13 992 840

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 629 013 200

1

Таможенные платежи

1 601 164 120

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

27 849 080

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

47 141 662

1

Государственная пошлина

47 141 662

2

Неналоговые поступления

286 053 324

01

Доходы от государственной собственности

230 875 212

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 330 588

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

147 651 019

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

6 667 375

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 710 904

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 829 358

9

Прочие доходы от государственной собственности

8 685 968

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 837 895

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

121 204

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

5 943 266

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

I. Доходы

13 316 119 489

1

Налоговые поступления

10 208 239 910

01

Подоходный налог

2 929 358 007

1

Корпоративный подоходный налог

2 929 358 007

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

5 274 335 905

1

Hалог на добавленную стоимость

4 441 224 033

2

Акцизы

137 609 530

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

674 274 003

4

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

5 947 808

5

Налог на игорный бизнес

15 280 531

06

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

1 953 066 125

1

Таможенные платежи

1 920 678 201

2

Прочие налоги на международную торговлю и операции

32 387 924

08

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

51 479 873

1

Государственная пошлина

51 479 873

2

Неналоговые поступления

210 631 935

01

Доходы от государственной собственности

149 782 236

1

Поступления части чистого дохода государственных предприятий

5 761 425

3

Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности

65 197 742

4

Доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности

7 491 119

5

Доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности

58 783 203

6

Вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах

1 000 000

7

Вознаграждения по кредитам, выданным из государственного бюджета

2 074 968

9

Прочие доходы от государственной собственности

9 473 779

02

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

1

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

2 848 522

03

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

1

Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

133 627

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 542 665

1

Категория

Наименование

Сумма, тыс. тенге

Класс

Подкласс

ВСЕГО

2 549 892 064

1

Налоговые поступления

2 521 973 867

01

Подоходный налог

1 236 334 204

1

Корпоративный подоходный налог

1 236 334 204

05

Внутренние налоги на товары, работы и услуги

1 285 639 663

3

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 285 639 663

2

Неналоговые поступления

6 918 197

04

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан

6 918 197

2

Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, на организации нефтяного сектора

6 918 197

6

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

01

Поступления от продажи финансовых активов государства

21 000 000

1

Поступления от продажи финансовых активов внутри страны

21 000 000

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к Закону Республики Казахстан
«О республиканском бюджете
на 2022 – 2024 годы»
от 2 декабря 2021 года
№ 77-VII ЗРК

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

4

Образование

225

Министерство образования и науки Республики Казахстан

001

Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки

105

Обеспечение студентов, магистрантов и докторантов вновь вводимыми местами в общежитиях

099

Обеспечение доступности качественного школьного образования

100

Обучение и воспитание детей в республиканских организациях образования

101

Реализация государственного образовательного заказа в Назарбаев Интеллектуальных школах

110

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования

127

Размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования

5

Здравоохранение

226

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

067

Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

100

Трансферты Фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

106

Оказание медицинской помощи больным социально-значимыми заболеваниями, за исключением направлений, финансируемых через Фонд социального медицинского страхования

107

Оказание медицинской помощи в форме санитарной авиации

070

Охрана общественного здоровья

100

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

101

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов

102

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на пропаганду здорового образа жизни

104

Пропаганда здорового образа жизни

105

Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

Функциональная группа

Наименование

Администратор

Программа

Подпрограмма

106

Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД

6

Социальная помощь и социальное обеспечение

213

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

027

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам

100

Выплата солидарных пенсий за счет средств республиканского бюджета

101

Государственные базовые пенсионные выплаты за счет средств республиканского бюджета

103

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;

2) коэффициент количества иждивенцев – коэффициент, который определяется в зависимости от количества членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении;

3) кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода;

4) социальные отчисления – деньги, уплачиваемые плательщиками социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и не уплаченные в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени;

6) ставка социальных отчислений – фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений;

Примечание ИЗПИ!

Данная редакция подпункта 7) статьи 1 приостановлена до 01.01.2024 Законом РК от 26.12.2019 № 286-VI (действующую редакцию см. пп 1) п. 4 ст. 39 настоящего Закона).

7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) социальный риск – наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;

9) социальные выплаты – выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты;

10) получатель социальной выплаты (далее – получатель) – физическое лицо, за которое производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления случая социального риска и в отношении которого Государственным фондом социального страхования вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, – члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении;

11) коэффициент количества дней нетрудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе о временной нетрудоспособности, выданном в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

12) коэффициент утраты трудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

13) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;

14) инвестиционная декларация – документ, определяющий цели, стратегию, перечень объектов для инвестирования в рамках законодательства Республики Казахстан, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении активов Государственного фонда социального страхования, условия хеджирования и диверсификации активов Государственного фонда социального страхования;

15) инвестиционный доход – деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования активов Государственного фонда социального страхования;

16) коэффициент замещения дохода – коэффициент, который определяется в зависимости от случая социального риска;

Как изменились размеры социальных отчислений в текущем году в Казахстане

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

4. Приостановить до 1 января 2024 года действие:

1) подпункта 7) статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

«7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;»;

2) абзаца первого пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

«2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), обязан:»;

3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

4) пункта 1 статьи 17 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

«1. Суммы социальных отчислений, неуплаченные своевременно и (или) в полном объеме, взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пеней на счет фонда в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд), за исключением платежей физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).».

Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.01.2021 № 399-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

Если субъект малого бизнеса решил воспользоваться в работе услугами наемных сотрудников, это несколько усложняет налоговый и бухгалтерский учет. Во-первых, в случае, если количество наемных работников превысит количество 30 человек, ИП потеряет право на работу по упрощенной декларации. Во-вторых, малому предпринимателю необходимо будет дополнительно администрировать выплату зарплаты и отчисления из нее налогов в пользу государства.

О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

На руки

Как считает наш калькулятор разъяснение здесь Ознакомительный период закончен, зарегистрируйтесь, пожалуйста. Зарегистрироваться
Стоимость тарифа — 999 тенге/месяц

посмотреть все тарифы

Укажите зарплату

Вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается Индивидуальный Подоходный Налог.
Вычет может применятся только на одном месте работы, при наличии письменного заявления от сотрудника.

МЗП

60 000 тнг

МРП

3 063 тнг

КПН

20 %

ИПН

10 %

ОПВ

10 %

ОППВ

5 %

Социальный налог

9.5 %

Социальные отчисления

3.5 %

НДС

12 %

Ставка рефинансирования

13,5 %

OОCMC

3 %

ВOCMC

2 %

МЗП

42 500 тнг

МРП

2 917 тнг

КПН

20 %

ИПН

10 %

ОПВ

10 %

ОППВ

5 %

Социальный налог

9.5 %

Социальные отчисления

3.5 %

НДС

12 %

Ставка рефинансирования

9%

OOCMC

2 %

ВOCMC

2 %

МЗП

42 500 тнг

МРП c январь-март

2 651 тнг

Напомним, что предельная база по взносам — это такая сумма дохода физлица, после достижения которой страховые взносы уплачиваются по пониженным тарифам.

Предельную базу чиновники ежегодно индексируют.

На 2022 год установлены следующие лимиты (постановление Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1951):

  • по взносам на пенсионное страхование — 1 565 000 рублей;
  • по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) — 1 032 000 рублей.

В отношении взносов на медицинское страхование лимиты по-прежнему не устанавливаются.

Таким образом, в общем порядке организации и ИП исчисляют взносы по следующим ставкам:

Напишите свой комментарий ...