Состояние коммунальных сетей в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состояние коммунальных сетей в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, износ коммунальных сетей в некоторых регионах достигает 60-70%. Исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева называет еще более катастрофическую цифру — до 80%, особенно в небольших населенных пунктах.

— Во многих регионах мы продолжаем пользоваться советским наследием, — рассказала она «КП». — Кроме большой степени износа, это влечет еще одну проблему. Инфраструктура тех времен создавалась без учета энергоэффективности и экономии ресурсов. У нас, к сожалению, километры труб, которые просто плохо изолированы.

Да-да, где проходит по двору та труба, по которой подают тепло в нашу девятиэтажку, в конце марта было особенно хорошо заметно. Это полоска, где уже начала зеленеть трава, а через недельку, наверное, зажелтеет мать-и-мачеха — хотя по обе стороны еще не дотаял снег. И это тот случай, когда ранняя зелень не радует. Потому что парник на улице мы из года в год оплачиваем через растущие тарифы на отопление. А еще что-то периодически течет в подвале, из-за чего до самого снега у нас в квартире рой комаров. И что, подозреваю, тоже включено в плату через какие-нибудь завышенные нормативы.

-Не заменив эту трубу, из которой течет все, мы не сможем привести услуги ЖКХ к нормальной стоимости, — рассказывал недавно в программе «Познер» на Первом канале Марат Хуснуллин.

Сложно поспорить. Только возникает ощущение дежавю. Ведь сколько лет уже примерно такое же рассказывают…

Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в стране на 58%

Вообще-то нам с самых первых постсоветских лет объясняли: ЖКХ надо переводить на рыночные рельсы, чтобы отрасль модернизировать и старые текущие трубы победить.

В платежках в 90-е и начале 2000-х рыночные рельсы все заметили. Например, в 2005-м рост тарифов на услуги ЖКХ составил более 30%, в 2006-м — почти 25%, в 2009-м — около 20%… А что с трубами? Нашла тут свой старый материал с форума работников ЖКХ в 2011 году. Там тоже говорили об износе сетей в среднем в 60% (какая-то вечная цифра). А еще о том, что за 2009-2010 из одного только Центрального федерального округа 25 млрд рублей, которые должны были пойти на поправку дел в коммунальном хозяйстве, почему-то улетучились на Кипр и в прочее офшорное заграничье.

К 2014 году власти признали, что реформы в ЖКХ идут все-таки в странном направлении, которое в народе иначе как «коммунальным грабежом» не называют. Было принято решение регулировать тарифы, устанавливая предельные индексы их повышения (это те проценты подорожания коммуналки, про которые мы слышим каждый год накануне 1 июля). Для управляющих компаний, которые обслуживают дома, ввели обязательное лицензирование. Чуть позже жильцам разрешили переходить на прямые договора с водоканалами, теплосетями и прочими. Это когда платежи за коммуналку собирает не управляющая компания, а они напрямую переводятся поставщикам воды, тепла и т. п. (предполагалось, что при такой схеме меньше денег будет попадать на Кипр).

Сами же водоканалы и теплосети стали передавать в концессии. Тут суть в том, что трубы остаются в государственной собственности, но чинит и меняет их инвестор за счет своих частных средств и государственных субсидий, за что и доход с этих труб тоже забирает себе.

По сведениям Минстроя, по стране ежегодно меняется порядка 2% труб систем водоснабжения и теплоснабжения с высокой степенью износа. А надо — не менее 5%. Так было в последние годы до пандемии. С ней ситуация еще ухудшилась, поскольку упала собираемость платежей (не столько за счет забивших на них граждан, сколько из-за финансовых сложностей у организаций — с них-то деньги за ЖКХ тоже идут).

-Коммунальная сфера привлекательна для инвесторов в крупных городах, где большое количество потребителей, — объясняет Светлана Разворотнева. — Особая головная боль — сфера водоснабжения, где тарифы низкие, а износ велик. Ассоциация водоканалов как-то подсчитала, что для того, чтобы окупить инвестиции в водоканал города Щекино Тульской области, придется ждать 150 лет. А сколько у нас таких мелких городов и поселков…

-Инфраструктура ЖКХ в упадочном состоянии, для ее модернизации нужны большие вложения за короткое время. Поэтому часто выбор делают в пользу точечного ремонта, а не полноценной реконструкции. Но это только оттягивает момент, когда трубы приходят в полную непригодность, — Эльвира Кунакова, юрист компании P&P Unity, которая занимается сопровождением проектов государственно- частного партнерства (те самые концессии), рассказывает, как выглядит ситуация с другой стороны барьера. — Есть и совсем специфические сложности. Многие коммунальные объекты не поставлены на кадастровый учет, не зарегистрированы. Для инвесторов это дополнительные сложности и расходы.

Иными словами, та же проблема, что и со строительством жилья. Всем хочется инвестировать в Москву и еще в несколько мегаполисов. А на остальной территории страны… некому даже оформить по действующему законодательству водопроводы.

Жильцам МКД приходит счет по адресу проживания. Документ кроме реквизитов собственников жилья и исполнителя услуг, содержит следующие данные:

  • сумму начислений за коммунальные услуги, полученные в прошлом месяце, с указанием вида, объема, единицы измерения и размера оплаты;
  • информацию об объеме и стоимости услуг, касающихся общедомовых нужд;
  • сведения о переплате или задолженности по ЖКХ.

Статистика ЖКХ России показывает, что в стране отсутствует адекватная система технического учета. Это препятствует эффективному информационному обеспечению федеральных жилищных программ. Другой проблемой является отсутствие системы учета таких данных, как:

  • объем предоставляемых коммунальных ресурсов;
  • правила контроля способов их начисления;
  • организации сбора информации.

Без этого невозможно эффективное планирование инвестиционных проектов, а также объективная оценка результатов функционирования отрасли. Начисление платы за услуги ведется по существующим тарифам, нормативам по площади, среднему числу жителей в различных МКД. Необходимо наладить поступление данных со счетчиков ЖКХ в единую систему в онлайн режиме, создав прозрачный механизм начисления платы за коммунальные услуги.

В 2018 году отрасль ожидают перемены. Уже заработала Государственная информационная система, в которой обязаны размещать данные о результатах своей работы все предприятия коммунально-жилищной отрасли. В системе уже зарегистрировано:

  • 15,8 млн. МКД (97,3% от общего количества);
  • 83% индивидуального жилья;
  • 93% ТСЖ и ЖСК;
  • 97% ресурсоснабжающих компаний;
  • 32 млн. приборов учета ЖКХ;
  • 220 тыс. чел.

ГИС позволяет:

  • знакомиться с информацией по своему дому и тарифами за коммунальные услуги;
  • контролировать квитанции ЖКХ, видеть, за какие услуги сделаны начисления;
  • узнать долг по ЖКХ;
  • вводить показания приборов по ЖКХ;
  • заключать договора с ЖКХ;
  • производить оплату ЖКХ.

Доступ на сайт ГИС ЖКХ осуществляется автоматически после регистрации на портале Госуслуг.

Наиболее популярные киноленты:

  1. 82 жильца (1982).
  2. Фонтан (1988).
  3. Новоселье в старом доме (1988).
  4. Вам что, наша власть не нравится? (1988).
  5. Простые вещи (2007).
  6. Коммунальный детектив (2013).
  7. Дурак (2014).

Также в сети есть несколько сериалов о работе жилищно-коммунального хозяйства. Среди них – «Квартира», «Коммуналка», «Соседи», «Наши соседи».

Популярные произведения:

  1. «Все о ЖКХ 2018». С. Шевченко.
  2. «Азбука для потребителей услуг ЖКХ»
  3. «Как создать и управлять ТСЖ» С. Сохранов.
  4. «Управление многоквартирным домом» П. Кузнецов.
  5. «Заставьте коммунальщиков работать» В. Лойер.
  6. «Жилищно-коммунальное хозяйство. Вся правда о том, как нас обманывают» А. Нариньяни.

Специальная литература по теме жилищно-коммунального хозяйства – «Основы функционирования ЖКХ» Е. Султанова, «Экономика городского хозяйства» И. Ильина, «Государственная поддержка жилищного строительства…» С. Сиваев, «Раскрытие информации в сфере ЖКХ» В. Коряковцев.

Коммунальный тупик: реформирование ЖКХ требует еще больших денег

По протяженности инженерных сетей Россия занимает одно из первых мест в мире. Общая протяженность наружных инженерных сетей составляет около 2 млн км, в том числе в системе ЖКХ эксплуатируется свыше 1 млн км подземных трубопроводов. Кроме того, насчитывается около 3 млн км внутридомовых трубопроводов. Состояние инженерных коммуникаций определяется возрастом и материалом трубопроводов, условиями их эксплуатации, качеством строительства, степенью агрессивности грунтов и транспортируемой среды, другими местными условиями.

Значительная часть инженерных сетей в жилищно-коммунальном, промышленном и аграрном секторах экономики страны характеризуется высокой степенью физического износа. Это обусловлено как сверхнормативными сроками эксплуатации трубопроводов, так и особенностями их структуры, условиями работы.

Характеристика наружных коммунальных инженерных сетей по видам материалов труб показана на рис. 1.1. Основная часть инженерных коммуникаций в нашей стране выполнена из металлических труб (75%), большая часть которых имеет лишь слабое наружное покрытие без внутреннего антикоррозионного слоя.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

Неизбежность обновления инженерных сетей очевидна и признается на уровне правительства и местных властей. При этом текущие тенденции направлены не просто на замену коммуникаций. Эффективности использования ресурсов и внедрению инноваций отводится значительная роль. В этой связи первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Леонид Ставицкий заявил об обновлении законодательно-нормативной базы с учетом применения современных технологий и материалов.

Один из таких материалов – это полимерные трубы, которые по всем показателям превосходят металлические. Но отсутствие достаточного финансирования не обещает быстрых перемен. Коммунальным службам тяжело найти средства на планомерную замену всех сетей. Тем не менее, работы ведутся, и локальные примеры свидетельствуют об успешности технологии и перспективности ее внедрения.

Первый масштабный проект по замене устаревших трубопроводов на современные стартовал в Москве еще в 2008 году. За первый год работ при участии Группы ПОЛИПЛАСТИК было заменено 400 км тепловых сетей. Из-за кризиса в 2009 и 2010 годах темпы сократились и составили 200 км ежегодно. По словам заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова за период с 2011 по 2016 годы общий износ коммуникаций сократился на 2,5%.

Эту информацию озвучил Максим Егоров, заместитель главы Минстроя России, в рамках ПМЭФ.

РИА цитируют чиновника: «Самое плохое состояние инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе – там ситуация тяжелая. Плохо дело состоит в некоторых регионах в Сибири, в том числе в регионах, вошедших в Дальневосточный федеральный округ. Число аварий и инцидентов во время осенне-зимнего периода это подтверждает. Тяжелая ситуация в Хакасии, в Алтайском крае, Красноярском крае, Томской области.»

Он констатировал, что отрасль ЖКХ нуждается в значительных инвестиционных вложениях. Так как даже средний показатель износа коммунальных сетей по России превышает 60%. А это гигантские цифры.

Стоит отметить, что замминистра не стал рассказывать про общий объем инвестиций, в рамках программы находящейся в разработке Минстроя. Он лишь сообщил, что разные регионы по-разному подошли к определению износа. Кто – то подошел к проблеме ответственно и провел полный технологический аудит. А кто-то наоборот, посчитали только бухгалтерский износ.

Минимальный износ коммунальных сетей в Центральном и Северо – Западном округе. Самый лучший показатель в Уральском округе.

При формировании подпрограммы по замене коммунальных сетей буде учитываться ряд фактором. Первое это технологический эффект от принимаемых решений. Например, как реально и насколько эффективно будут бороться с прорывами труб. И второе, это то, что получит потребитель только увеличение тарифа или коммунальные услуги совершенно иного качества.

Глава 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ


Галина Лабус: Мурманские дорожники заплатят за вред экологии

С 2016 года тянется это принуждение, а воз и ныне там. …


Виктор Буянов: В Заполярье начали капремонт 151 дома

Через год люди опять придут с претензиями, а они опять зимой швы заделают….


микола: Названы самые высокооплачиваемые вакансии февраля в Мурманске

…..да…..уж.!…


Виктор Буянов: Мурманская область может получить субсидии на строительство дорог к туробъектам

Колвицу не забудьте, там тоже есть туристический объект: экологическая тропа….


Евгений Ефремов: В отношении главы ковдорских депутатов возбуждено уголовное дело

Вор, должен сидеть в тюрьме !!!!!!!!!…

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

[flat_ab id=»5″]

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.


По словам полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло, отопительный сезон 2018­2019 годов в регионах округа прошел «в штатном режиме» — объекты энергетики и коммунального хозяйства работали устойчиво. Но без громких аварий не обошлось, не мог не напомнить полпред. И перечислил города и поселки разных регионов округа, где во время отопительного сезона, а проще говоря, в сибирские морозы — без тепла оставались сотни и тысячи жителей.

Так, из-за неполадок оборудования происходили сбои в работе на котельной в поселке Белогорск Тисульского района. На особом контроле находилась ситуация в городах Байкальске и Вихоревке Иркутской области, Новокузнецке и Юрге Кемеровской области. В октябре и ноябре 2018 года с дефицитом нормативного запаса топлива столкнулись энергетики Киселевска Кемеровской области. Не удалось избежать проблем Барнаулу и Томску, а ситуации в поселке Юрты Иркутской области был присвоен статус «чрезвычайная». Впрочем, не только ей.

Перечисления населенных пунктов, которым не удалось пережить зиму без аварий, на совещаниях по подведению итогов отопительного сезона по весне — традиционно коротки и не изобилуют подробностями. Причины инцидентов могут быть разными, но все они, как правило, меркнут перед главной бедой отечественного теплосетевого комплекса — неплатежами, изношенностью сетей и общим недофинансированием отрасли. Об этом, к слову, регулярно говорят крупные теплосетевые компании, имеющие в зоне ответственности не один регион.

Между тем, если внимательней взглянуть на статистику аварий, получивших статус ЧС этой зимой, можно выяснить, что истории про лопнувшие в котельных вентили и выстуженные дома, нехватка угля в шахтерском городе и затянувшиеся спасательные операции — в большей степени связаны с отсутствием системного подхода и своевременной адекватной оценки ситуации. И нередко с плохой координацей между муниципалитетом, теплоснабжающей организацией и выступающей посредником управляющей компанией.

Отчасти подтверждением тому является факт, что ряд муниципальных образований в Иркутской, Томской областях и Республике Хакасия не успели вовремя получить паспорта готовности. А с учетом серьезной аварии в Черногорске Республика Хакасия вообще стала одним из самых проблемных регионов отопительного сезона 2018­2019 годов не только в Сибири, но и в России — с начала отопительного периода здесь был зафиксирован 71 инцидент.

«Отопительный сезон в этих населенных пунктах прошел в штатном режиме, однако многие проблемные вопросы теплоснабжения городов остаются нерешенными», — вынужден был признать Сергей Меняйло.

По мнению полномочного представителя в СФО, во всех муниципальных образованиях регионов Сибири, помимо прочих мер, должны быть созданы резервные источники питания, дополнительные усилия необходимо направить на обеспечение своевременной доставки топлива в населенные пункты с ограниченными сроками завоза в Красноярском крае, Иркутской, Томской областях, в труднодоступные кожууны в Республике Тыва. А для преобразования коммунального комплекса Республики Хакасия, прославившейся этой зимой затяжным конфликтом с энергетиками всех уровней, нужен системный подход. В идеале — «передать котельные Черногорска в эксплуатацию надежного инвестора и установить экономически обоснованные тарифы для вновь создаваемых ресурсоснабжающих организаций».

Отсутствие нормативного запаса топлива, недокомплектация штата рабочих, неполадки оборудования — самые популярные причины сбоев в работе котельных и снижения температуры теплоносителей в регионах Сибири, особенно в маленьких городах и селах, где нет крупных энергетических компаний.

«Основная головная боль — это именно разводящие тепловые сети, которые находятся в собственности муниципальных образований, за которыми меньше всего надзор, уход», — еще в феврале констатировал начальник отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями Ростехнадзора Роман Кутаси.

В ходе рабочего совещания под руководством вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, где обсуждались итоги прохождения осенне-зимнего периода и планы по подготовке к предстоящему отопительному сезону и модернизация сфер ЖКХ и энергетики, основной причиной ЧС прошедшего сезона была названа высокая степень износа объектов ЖКХ.

В среднем количество аварий в сибирских городах за минувший отопительный сезон увеличилось на 5%. При этом энергетики стали больше выявлять дефектов, устранение которых не требует отключения от отопления жилых домов. Если в Новосибирске в 2014 году было зафиксировано 2,2 тыс. повреждений, то в 2018‑м — уже 2,8 тыс. В минувшем осенне-зимнем сезоне СГК (обслуживает 3 тыс. км теплосетей города) выявила и устранила 1 978 дефектов.

Энергетический холдинг СГК, который осуществляет свою деятельность на территории Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской и Кемеровской областей, республик Хакасия и Тыва, намерен инвестировать в подготовку к предстоящему отопительному сезону около 5 млрд рублей. По словам заместителя директора дивизиона «Тепло» СГК Антона Баева, средства пойдут на замену и реконструкцию изношенных участков теплотрасс, приобретение необходимого для ремонтов оборудования, техники, замену насосных устройств, устранение последствий дефектов, а также восстановление благоустройства после разрытий и другие мероприятия.

Во всех городах присутствия СГК предстоит переложить и капитально отремонтировать 115 км теплосетей. «Сейчас наша задача — качественно провести гидравлические испытания. В каждом регионе присутствия созданы диагностические группы для оценки состояния сетей, ведем диагностику», — отметил Антон Баев.

В Красноярске ремонтные работы перед началом очередного отопительного периода затронут почти 12 километров (в однотрубном исчислении) тепловых сетей. При этом свыше восьми километров будет заменено в ходе капитального ремонта, на оставшихся участках пройдет текущий ремонт. В 2019 году финансирование всей программы Сибирской генерирующей компании по ремонтам трубопроводов и оборудования тепловых сетей Красноярска превысит 511 млн рублей.

Еще больше потребуют ремонты теплосетей в Новосибирске — в текущем году СГК направлено на эти цели 720 млн рублей (в полтора раза больше, чем в предыдущем году). В Новосибирске планируется заменить 12 участков теплосетей общей длиной 5 км, практически все отрезки — магистральных теплотрасс. На этот раз компания решила сконцентрироваться на магистралях, эффект от ремонта и перекладки этих участков выше, чем внутриквартальных (если зимой порывы происходят на магистралях, для ремонтов от тепла отключают целые микрорайоны). Плюс, естественно, начались ремонты по итогам гидравлических испытаний. За вторую неделю с момента опрессовки уже выявилось более 150 дефектов.

Не улучшается техническое состояние тепловых сетей и в других городах Сибири, свидетельствуют итоги отопительного сезона. Суммарная протяженность теплосетей, обслуживаемых СГК в Кемерове — более 950 км (в однотрубном исчислении). Средний возраст магистральных и внутриквартальных теплотрасс перевалил за 20 лет, износ трубопроводов превышает 40%. Уже сегодня ежегодно в Кемерове необходимо менять не менее 4% общей протяженности тепловых сетей. Но из-за нехватки средств получается только 1% в год. А риски год от года возрастают.

По мнению экспертов Ассоциации производителей качественной продукции для теплоснабжения, уровень износа сетей в 70% — большая угроза теплосетевому комплексу и жизнеобеспечению региона в целом. А по словам директора теплосетевого подразделения Сибирской генерирующей компании в Новокузнецке (Межрегиональной теплосетевой компании) Константина Дьячкова, на сегодня износ сетей составляет все 80%. И решить проблему можно только при увеличении объемов ремонтных работ до нормативных, а именно 3% от общей протяженности сетей — это 14­15 километров в год, что возможно только при росте инвестиций.

Власти Алтайского края после совещания по итогам отопительного сезона сообщили, что принято решение о необходимости значительного увеличения финансирования работ в сетевом комплексе. Администрация краевого центра увеличила финансирование ремонтных работ 2019 года в два раза со 100 до 200 млн рублей, заявил глава Барнаула Сергей Дугин 22 мая.

Как сообщили в городском комитете по энергоресурсам и газификации, ведется работа по переходу столицы Алтайского края в единую ценовую зону теплоснабжения. Это позволит привлечь значительные инвестиции и выполнить работы по переключению, газификации и автоматизации котельных, перекладке 27 километров магистральных сетей, 26 километров внутриквартальных сетей и 16 километров линий рециркуляции горячего водоснабжения.

Желание менять больше теплосетей на новые, учитывая существующий износ коммуникаций, сегодня есть и у властей, и у энергетических компаний. И вроде бы каждой стороне очевидно, что для этого необходимо: средства. Департаменты по тарифам в регионах уполномочены учитывать в тарифном регулировании расходы на капитальный ремонт тепловых сетей, однако на практике суммы, заложенные чиновниками в тариф, оказываются мизерными для решения объема проблем, накопившихся за долгие годы.

Закладывать средства на срочно требующуюся модернизацию сетей в текущий тариф — значит ударить по нетяжелым и без этого кошелькам основной части населения, привлекать средства из бюджетов страны или региона — означает примерно то же: без пересмотра объемов поддержки других жизненно важных сфер не получится. Учитывать при тарифном регулировании минимум на капремонт и требовать от бизнеса инвестиций в модернизацию отрасли, где сроки окупаемости исчисляются десятками лет, — бессмысленно.

Но даже принятые в середине 2017 года поправки к Федеральному закону «О теплоснабжении», наделяющие региональные власти правом добровольно отказаться от жесткого контроля тарифов теплоснабжения для населения в обмен на обязательства энергетиков увеличить инвестиции в ремонт станций и сетей, до сих пор не начали работать на восстановление теплосетевого комплекса в стране. Ремонтная программа теплосетей в сибирских городах, не говоря о глобальной модернизации, по-прежнему остается ограниченной существующим тарифом на тепловую энергию, констатируют представители рынка.

Цель новой модели, узаконивающей расчет тарифов на тепло по методу «альт-котельной» — зафиксировать договоренности и установить такую стоимость, чтобы тарифа было достаточно для возврата инвестиций, и в дальнейшем он бы поднимался только на уровень инфляции.

«Это дает возможность бизнесу улучшать экономику внутри. Все становится прозрачным», — рассказал директор Алтайского филиала СГК Игорь Лузанов после завершения компанией масштабного инвестиционного проекта по модернизации системы теплоснабжения Рубцовска — города, прославившегося на всю страну. Сначала тем, что там едва не был сорван отопительный сезон 2016­2017 года. А затем, в 2018­м, — став первым населенным пунктом, который перешел на новую целевую модель рынка — «альт-котельную».

Казалось бы, история с Рубцовском как нельзя лучше иллюстрирует, что повышение тарифа на тепло — не самое страшное, что может ожидать город с изношенными тепловыми сетями и, тем не менее, власти сибирских регионов пока не спешат проводить активную разъяснительную работу среди населения. Между тем, не секрет, что в Новосибирске по-прежнему один из самых низких в стране тарифов на тепловую энергию — 1 290 рублей за гигакалорию с НДС. Даже по сравнению с соседями-сибиряками: в Кемерове — 1 469 рублей, в Красноярске — 1 750 рублей, в Барнауле — 1 858 рублей. Чего нельзя сказать о состоянии коммуникаций.

В любом случае, законом предусмотрено, что целевая модель будет внедряться исключительно на добровольной основе на территории отдельных поселений и городских округов. Для реализации модели необходимы совместное заявление органов местного самоуправления и ЕТО, а также согласие органов власти регионов РФ. Конечное решение о внедрении модели остается за Правительством РФ. На нынешний день на новую модель помимо алтайского Рубцовска перешел только поселок Линево в Новосибирской области. Ведется работа по переходу «в единую ценовую зону теплоснабжения» Барнаула.

«Несмотря на все сложности, которые есть, несмотря на проблемы, которые были озвучены в части тарифообразования, надо переходить, безусловно, на долгосрочный тариф, более активно регионам использовать метод «альтернативной котельной», — заявил в конце апреля на Всероссийском совещании по прохождению отопительного сезона 2018­2019 года министр энергетики РФ Александр Новак, поддержав таким образом позицию как минимум двух крупных производителей энергии, взявших на себя обязательства модернизации сетей в формате новой модели — СГК и «Т плюс».

В конце апреля стало известно, что помимо сибирских пионеров «альт-котельной» — Рубцовска и Линева, еще шесть городов России в 2019 году могут перейти на новую модель рынка тепла — в обмен на инвестиции «Т плюс». А СГК сообщила, что если все города присутствия компании будут использовать метод «альтернативной котельной», холдинг готов инвестировать в тепловое хозяйство 48 млрд рублей в течение ближайших пяти лет. В случае сохранения текущего регулирования эта сумма окажется в восемь раз меньше.

Износ сетей: актуальные вопросы ЖКХ в регионах. Варианты решений

По данным аналитической службы «Реального времени», в 2017 году протяженность внутриквартальных и внутридворовых водопроводных сетей Татарстана оказалась наибольшей в Приволжском федеральном округе. Их длина в регионе составляет 2 276 километров, при этом за последний год показатель вырос на 0,95%, а за 10 лет — на 48,35%. В целом по Приволжскому федеральному округу протяженность водопроводных сетей составила 14 280 километров, за год показатель снизился на 0,18%, а за 10 лет вырос на 9,1%. Соответственно, темпы строительства водопроводов в Татарстане оказались более чем в 5 раз выше, чем в среднем по округу.

Также в лидерах по протяженности водопроводных сетей еще четыре региона с примерно одинаковыми показателями. Это Самарская область с 1 586 километрами, Башкортостан с 1 569 километрами, Нижегородская область с 1 471 километром и Оренбургская область с 1 351 километром. В Башкортостане и Самарской области за последний год показатель увеличился (на 3,82% и 0,5%), в Оренбургской области — едва заметно снизился, а в Нижегородской области снизился значительно, на 12%. Еще год назад этот регион занимал второе место. С чем связана деградация водопроводов в Нижегородской области, неясно.

За прошедшие 10 лет рекордный рост, как уже говорилось, у Татарстана — почти в полтора раза. Значительный рост также у Пензенской области — почти на четверть. А снизилась по итогам десятилетия протяженность водопроводных сетей в двух регионах — Саратовской области (на 19%) и в Башкортостане (на 17%), ситуацию в Нижегородской области со снижением за год еще можно было связать с какими-то конкретными локальными событиями, но в указанных регионах, судя по всему, коммунальное хозяйство приходит в упадок.

А вот самое значительное среднесуточное потребление воды в расчете на одного жителя зафиксировано в Самарской области. В среднем каждый житель этого региона потребляет в год около 141 литра воды. За год показатель снизился, но незначительно — менее чем на 1%. В списке лидеров по потреблению также Кировская область со 132 литрами (показатель почти не изменился по сравнению с 2016 годом) и Нижегородская область со 126 литрами (потребление сизилось на 3,4%). Татарстан тут расположился на седьмом месте со 115 литрами на человека и годовым ростом на 0,1%.

Меньше всего воды тратит среднестатистический житель Чувашии — 85 литров в год (по сравнению с 2016 годом цифра снизилась на 3,4%), а также житель Мордовии — около 87 литров в год. За 5 лет почти во всех регионах потребление воды значительно снизилось: в Башкортостане, Чувашии и Нижегородской области примерно на 14%, а в Самарской области — на 13%. В Татарстане потребление снизилось на 3,8%. А единственным регионом, где потребление выросло, причем довольно значительно, стала Кировская область. Тут рост составил 21%.

Если по общей протяженности водопроводных сетей Татарстан в лидерах, то вот по показателю одиночного протяжения уличной канализационной сети регион уступает Нижегородской области. Здесь длина составляет 2 322 километра, при этом за 10 лет она увеличилась всего на 2,5%, а за последний год даже уменьшилась, причем сразу почти на 3%.

В Татарстане канализационные сети становятся длиннее. За 10 лет их протяженность выросла на 21%, причем за последний год — на 1,5%, показатель достиг 1 849 километров. Третье место занимает Пермский край с 1 849 километрами, но динамика здесь отрицательная: снижение за 10 лет на 2%, за последний год — на 1,9%. Отметим, что регион — единственный в ПФО, в котором за 10 лет произошло снижение протяженности.

В лидерах по увеличению длины за 10 лет — Ульяновская область. Тут показатель вырос более чем на четверть, причем за последний год на 1,6% — до 964 километров. Также значительный рост — в Удмуртии, за 10 лет на 20,6%, до 868 километров.

Ситуация с нуждающимися в замене тепловыми и паровыми путями несколько лучше, чем в случае с водопроводом и канализацией, но показатели здесь тоже далеки от идеальных. При общей протяженности тепловых и паровых сетей в Приволжском федеральном округе в 31 млн километров (в двухтрубном исчислении) замены требуют 9,6 млн километров (около 31%).

Наименьший процент износа тепловых и паровых сетей — в Саратовской области. Тут замены требуют всего около 10% сетей. Показатель около 15%, кроме того, в Мордовии, 16% — в Оренбургской области, 20% — в Башкортостане. Больше всего изношены теплосети в Чувашии — на 47%. Плохие показатели также у Самарской области (40%), Удмуртии, Кировской и Нижегородской областей, Пермского края (около 37%). В Татарстане ситуация лучше, но незначительно — замена нужна 34% тепловых и паровых сетей.

Проблемы ЖКХ — одни из самых чувствительных для населения страны. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. В настоящее время в системе ЖКХ действует более 52 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс.

муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия являются убыточными.

жилищный коммунальный экономика российский

Существующая схема управления ЖКХ порождает следующие проблемы: в России используется прямое нормативное регулирование тарифов на услуги естественных монополий, т.е. тарифы пересматриваются и утверждаются непосредственно органами регулирования, поэтому существующая система управления по формированию рынка ЖКУ крайне неэффективна.

В России растет число недовольных работой ЖКХ

Характеристика жилищных условий включает показатели: жилищный фонд, его движение, капитальный ремонт и реконструкция, благоустройство жилищного фонда, обеспеченность населения жильем. Рассмотрим состав перечисленных групп показателей.

  • 1. Жилищный фонд:
  • 1) общая площадь жилищного фонда, кв. м;
  • 2) жилая площадь, кв. м;
  • 3) удельный вес жилой площади в общей, %;
  • 4) общее число квартир — всего (единиц), в том числе отдельных, коммунальных;
  • 5) распределение квартир по числу комнат, %;
  • 6) распределение квартир по среднему размеру, %;
  • 7) распределение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;
  • 8) распределение жилищного фонда по времени постройки, %;
  • 9) распределение жилищного фонда по степени износа, %.
  • Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специальные дома (общежития, приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, детские Дома, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, интернаты при школах, школы-интернаты специализированные), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.

Жилой площадью считается площадь жилых комнат в жилых Домах и помещениях.

Общая (полезная) площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, санузлов, ванных или душевых, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общежитиях к подсобным помещениям, кроме перечисленных, относятся помещения культурно- бытового назначения и медицинского обслуживания.

При оценке комфортабельности жилищного фонда имеет значение соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади свидетельствует о низкой комфортабельности жилища, низкий — может свидетельствовать как о плохой планировке, недостаточности жилой площади, так и о высокой комфортабельности жилищного фонда.

Жилищный фонд учитывается по типам жилых помещений. Статистика выделяет следующие типы жилых помещений: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие рабочих, служащих, учащихся, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом и т.д., прочие институционные учреждения, другое жилое помещение, отсутствие дома.

  1. Учет жилищного фонда ведется по видам собственности:
  2. * частный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в том числе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);
  3. * государственный жилищный фонд — ведомственный федеральный и ведомственный республиканский (в составе России), краевой, областной, жилищный фонд городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. * муниципальный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности района, города, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  5. * общественный жилищный фонд — фонд, состоящий в собственности общественных объединений;
  6. * жилищный фонд в коллективной собственности — фонд, находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Жилищный фонд может группироваться и по типам расселения: жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в домах коридорного типа, общежитиях коечного типа, жилищный фонд в бараках, подвалах и полуподвалах.

Очевидно, что такая группировка скорее отражает мрачную картину распределения жилищного фонда в недавнем прошлом и может быть не вполне актуальна для настоящего.

С этих позиций интереснее в жилищном фонде выделять площадь квартир с улучшенной планировкой и т. д.

  • 2. Движение жилищного фонда:
  • 1) убыль жилищного фонда, всего, кв. м:
  • в том числе по причинам выбытия:
  • * по ветхости и аварийности;
  • * от стихийных бедствий;
  • * в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;
  • * в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;
  • 2) жилищное строительство:
  • * ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, кв. м);

* число построенных квартир — всего, ед., в том числе с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;

  1. * средний размер построенных квартир, кв. м;
  2. * ввод жилья по источникам финансирования, кв. м;
  3. * структура нового жилищного строительства по этажности, %:
  4. * ввод в действие жилых домов по формам собственности;
  5. * ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;
  6. * ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов.
  7. 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
  8. 1) капитальный ремонт, кв. м общей площади;
  9. 2) реконструкция жилищного фонда, кв. м;
  10. 3) источники финансирования капитального ремонта,
  11. реконструкции жилищного фонда.

Эта система показателей особенно актуальна для городов с большим удельным весом жилищного фонда дореволюционной постройки. Капитальный ремонт жилищного фонда показывается в целом (отремонтировано всего, кв. м) и отдельно по принадлежности: государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд и т. д.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную многофункциональную систему жизнеобеспечения и безопасности населения, состав и структура которой специфичны для каждого региона.

В рамках жилищных и муниципальных услуг можно выделить несколько подсекторов:

  • жилищный фонд;
  • снабжение ресурсами (тепло, электричество, водоснабжение, канализация);
  • благоустройство населенных пунктов (дорожное и мостовое хозяйство, благоустройство, санитарная очистка, утилизация отходов).

Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.

По признаку собственности выделяются следующие виды жилищного фонда:

  • частный — включает жилые помещения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
  • государственный — собственником жилья является субъект Российской Федерации или Россия в лице уполномоченных органов;
  • муниципальный — собственником является муниципальное образование: город, поселок и т.д.

Таким образом, объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилищный фонд, управляемый муниципальными образованиями, и оборудование, которое должно быть предоставлено, чтобы в совокупности оказывать жилищные и коммунальные услуги населению.

Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:

  • сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с производством материальных товаров и оказанием услуг;
  • особая социальная значимость, которая усиливает необходимость государственного регулирования и надзора за потребителем;
  • сочетание коммерческой (ориентированной на прибыль и некоммерческой) организации;
  • сочетание крупных (производство электроэнергии, водоснабжение, коммунальные услуги, трубопроводные сети и т.д.) и малых предприятий;
  • особая важность экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
  • необходимость обеспечения предоставления минимальных услуг независимо от платежеспособности населения.

Состояние и проблемы ЖКХ в России

1. Общие положения.

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, действующему на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Фонд ЖКХ), уполномоченным органам субъекта Российской Федерации по выявлению в субъектах Российской Федерации муниципальных образований, в которых необходимо проведение работ по реконструкции (модернизации) и (или) строительству новых систем водо-, теплоснабжения и водоотведения (ресурсоснабжения).

Настоящие методические рекомендации могут быть применены на этапе принятия решения о выделении бюджетных и (или) внебюджетных средств.

1.2. В настоящих методических рекомендациях изложены основные подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при оценке состояния муниципальных образований субъектов Российской Федерации (далее — потребители), на предмет показателей качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения.

Состояние муниципальных образований субъектов Российской Федерации на основании данных о показателях качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется оценивать в соответствии с порядком, утверждаемым решением правления Фонда ЖКХ по согласованию с Минстроем России.

1.3. Методические рекомендации направлены на решение следующих задач:

определение фактических значений обеспеченности муниципального образования качественными услугами водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение фактических значений показателей качества очистки сточных вод, сбрасываемых в бассейн водного объекта;

определение фактических значений аварийности на системах водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение экономической составляющей муниципального образования в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение наличия свободной мощности водозаборных сооружений, очистных сооружений канализации, источников тепловой энергии.

2. Рекомендации по определению субъектов и участников оценки состояния муниципальных образований.

В качестве субъектов оценки состояния муниципальных образований рекомендуется рассматривать:

— Минстрой России;

— Фонд ЖКХ;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующие данное направление.

В качестве участников оценки состояния муниципальных образований рекомендуется рассматривать:

— органы местного самоуправления муниципальных образований, курирующие данные направления;

— ресурсоснабжающие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований;

— специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния объектов водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения.

N п/п Наименование муниципального образования Общая численность населения муниципального образования Численность населения, обеспеченная питьевой водой Доля населения, обеспеченная качественной питьевой водой Удельный показатель аварийности МО Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО Тип источника Полезный отпуск услуги потребителю Выручка ресурсоснабжающей организации от оказания услуг водоснабжения (поставка ресурса потребителю) Объем субсидии: на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя Проектная мощность существующих водозаборных сооружений Физическая мощность существующих водозаборных сооружений Наличие свободной мощности водозаборных сооружений
из ЦСВ из не ЦСВ привозная вода
Качественная Некачественная Качественная Некачественная Качественная Некачественная
чел. чел. чел. чел. чел. чел. чел. % чел*час. чел*час тыс. м3 тыс. руб. тыс. руб. руб/м3 тыс. м3/сут. тыс. м3/сут %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации м.п.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по оценке муниципальных образований,
утвержденных приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от “ “ 2021 г. N

№ п/п Наименование муниципального образования Общая численность населения муниципального образования Численность населения охваченного услугами централизованного водоотведения Численность населения не охваченного услугами централизованного водоотведения Доля населения охваченная услугами централизованного водоотведения Объем отведенных сточных вод Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений Удельный показатель аварийности МО Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО Объем реализации услуг водоотведения Выручка ресурсоснабжающей организации от оказания услуг водоотведения (услуга потребителю) Объем субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя Проектная мощность существующих очистных сооружений канализации Фактическая мощность существующих очистных сооружений канализации Наличие свободной мощности очистных сооружений канализации
Всего в том числе численность населения, обеспеченного вывозом жидких бытовых отходов Всего Загрязненных вод (без очистки) Загрязненных вод (недостаточно очищенных с превышением норматива допустимого сброса) Номативно очищенных вод (с соблюдением норматива допустимого сброса)
чел. чел. чел. чел. % тыс. м3 тыс. м3 тыс. м3 тыс. м3 % чел*час чел*час тыс. м3 тыс. руб. тыс. руб. руб/м3 тыс.м3/сут. тыс.м3/сут. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации м.п. Ф.И.О.

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по оценке муниципальных образований,
утвержденных приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от “ “ 2021 г. N

№ п/п Наименование муниципального образования Общая численность населения МО Численность населения, обеспеченного централизованным теплоснабжением Доля населения, обеспеченного качественной услугой теплоснабжения Удельный показатель аварийности МО Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО Объем полезного отпуска тепловой энергии потребителю Выручка теплоснабжающей организации от оказания услуг теплоснабжения (поставки ресурса) потребителям Объем субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя по субъекту РФ Проектная мощность существующих источников тепловой энергии Фактическая мощность существующих источников тепловой энергии Наличие свободной мощности источников тепловой энергии
Всего в т.ч.:
соответствующим нормативному качеству НЕ соответствующим нормативному качеству
чел. чел. чел. чел. % чел*час. чел*час. тыс.Гкал тыс. руб. тыс. руб. руб/Гкал руб/Гкал Гкал/час. Гкал/час. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Ф.И.О.

Составлен Рейтинг проблем в сфере ЖКХ по итогам второго квартала 2020 года

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Федеральной службой государственной статистики РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Формой статистического наблюдения являются годовая, квартальная статистическая отчетность, а также выборочные обследования.

Сводка данных по жилищной статистике производится в следующих разрезах:

— в целом по России и ее регионам;

— по городской и сельской местности;

— по формам собственности.

Информационной базой статистики ЖКХ являются: форма федерального статистического наблюдения №1-водопровод, форма №1-канализация, форма №1-КР «Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда», форма федерального статистического наблюдения №26-ЖКХ, форма федерального государственного статистического наблюдения №22-ЖКХ (реформа), форма федерального статистического наблюдения №1-КХ.

Форму федерального статистического наблюдения №1 — водопровод предоставляют органы местного самоуправления, юридические лица, отпускающие воду населению и (или) бюджетофинансируемым организациям (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг).

Форма №1-водопровод предоставляется с годовой периодичностью. Если водопроводное предприятие (организация) снабжает водой несколько населенных пунктов, водопроводное хозяйство в которых находится на его балансе, то оно составляет отдельные отчеты по каждому населенному пункту и предоставляет их статистическому органу по месту своего нахождения.

Форма №1-канализация предоставляется с годовой периодичностью.

В форме №1-КР «Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда» (формы представлены в приложении А) приводятся данные о размере общей площади капитально отремонтированных жилых домов, которая определяется как общая площадь всех квартир (сумма площадей жилых и подсобных помещений квартир, веранд, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов и террас, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5; для балконов и террас — 0,3). В нее не включается площадь вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров (кроме внутриквартирных), площадь встроенных и приспособленных помещений, а также отдельно стоящих строений нежилого назначения.

Форма федерального статистического наблюдения №26-ЖКХ составляется ежеквартально в сроки, указанные на бланке формы, и предоставляется органу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по месту, установленному территориальным органом Росстата в субъекте Российской Федерации.

Данные по численности граждан приводятся по состоянию на конец отчетного периода (в отчете за I квартал на 1 апреля, в отчете за I полугодие на 1 июля, в отчете за 9 месяцев на 1 октября, в отчете за год на 1 января) в целых числах.

В случае единовременных денежных выплат, численность граждан показывается во всех отчетах за те отчетные периоды, в которые входит месяц, когда была произведена единовременная выплата.

Показатели формы №22-ЖКХ (реформа) — краткая служат базой для расчета относительных показателей (индикаторов)реформы.

“Общая площадь обследуемого жилищного фонда” представляются балансодержателем жилищного фонда по состоянию на 1 число после отчетного месяца.

“Сложившаяся (фактическая) величина расходов на производство жилищно-коммунальных услуг по обследуемому жилфонду” рассчитываются на основании данных о расходах предприятий на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.

Форма федерального статистического наблюдения №1-жилфонд предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность по техническому учету и инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду независимо от целей его использования и формы собственности.

В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем — краткое наименование (в скобках). По строке «Почтовый адрес» указывается наименование территории, юридический адрес с почтовым индексом. В кодовой части в обязательном порядке проставляется код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО органами государственной статистики.

Сведения предоставляются отдельно по городской и сельской местности. Информация заполняется в единицах измерения, указанных в форме. При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и соответствие предоставляемых сведений данным архивных фондов организаций технической инвентаризации.

  • Основные направления статистического анализа жилищно-коммунального хозяйства

    Понятия, информационная база и категории в статистике жилищно-коммунального хозяйства; система показателей. Статистическая оценка тенденций развития ЖКХ. Анализ динамики и структуры жилищного фонда РФ, ценовая политика. Социальная поддержка граждан.

    курсовая работа [63,2 K], добавлен 29.04.2014

  • Основные тенденции развития ЖКХ в России

    Основные понятия статистики жилищно-коммунального хозяйства, роль информационного обеспечения и организации контроля в структуре управления ЖКХ. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства, факторы роста коммунальных платежей в городах России.

    курсовая работа [42,9 K], добавлен 30.04.2019

  • Совершенствование жилищно-коммунальных отношений «собственник-заказчик»

    Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.

    дипломная работа [283,0 K], добавлен 06.07.2010

  • Состояние жилищно-коммунального хозяйства

    Социально-экономическая сущность жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Состав и структура жилищной сферы. Жилищные проблемы ЖКХ и пути их решения. Реформа жилищно-коммунальной сферы, ее основные цели. Новая система оплаты жилья и коммунальных услуг.

    курсовая работа [61,0 K], добавлен 27.01.2015

  • Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги

    Современное состояние и концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия по системе обеспечения стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.

    курсовая работа [55,8 K], добавлен 17.11.2009

  • Анализ объёма и структуры платных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства за последние 5 лет (на основе статистических сборников)

    Понятие жилищно-коммунальных услуг как комплекса взаимоотношений, связанных с осуществлением эксплуатации жилища с наполнением его коммунальными услугами. Объем платных жилищно-коммунальных услуг в Республике Беларусь, анализ динамики их развития.

    реферат [580,6 K], добавлен 03.12.2012

  • Значимость жилищно-коммунального хозяйства

    Динамика стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства для домашних хозяйств в Российской Федерации в текущих ценах. Расходы населения на ЖКХ. Динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги. Основные направления повышения эффективности ЖКХ.

    курсовая работа [268,4 K], добавлен 03.05.2015

В середине марта глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин сообщил, что в целом по стране в сфере ЖКХ заключено 2,5 тыс. концессиональных соглашений, которые предполагают инвестиции на 504 млрд рублей. Однако, по одной из экспертных оценок, для нормального обновления коммунальной инфраструктуры такую сумму необходимо вкладывать ежегодно в течение пяти лет. Уместно предположить, что никакие частные инвесторы с этой задачей не справятся, либо они будут менять сети за счёт кредитов в крупных государственных банках.

Масштабная прокладка труб водо- и теплоснабжения происходила в нашей стране в 1960–80-е годы. В большинстве городов сети с тех пор не перекладывали, при том, что срок службы стальных труб – 25 лет, а полимерные тогда не применялись. По данным за март прошлого года износ коммунальных сетей в среднем по России составил 58% при общей протяжённости коммуникаций более 900 тыс. километров. В некоторых регионах доля ветхих коммунальных труб может достигать 85%.

  • 1 Централизованные системы канализации
  • 2 Индивидуальные системы канализации
  • 3 Очистные сооружения
  • 4 Оборудование жилья
  • 5 Уборные
  • 6 Регионы
  • 7 Возраст оборудования
  • 8 Тарифы
  • 9 Регулирование
  • 10 Износ канализационной сети
  • 11 Аварийность
  • 12 Проблемы небольших населённых пунктов
  • 13 Строительство объектов канализации
  • 14 Показатели
  • 15 Ссылки
    • 15.1 Росстат
    • 15.2 Федстат
    • 15.3 Рунет
    • 15.4 Прочее
  • 16 Примечания

Россияне назвали главные проблемы ЖКХ

316

411

14640

25194

Износ сетей ЖКХ в стране всерьез обеспокоил Минстрой

5652

4208

Проблемы пресной воды гораздо шире сферы ЖКХ. Риски кризиса питьевой воды — это следствие загрязнения водоемов, расточительного водопотребления и изменения климата.

  • ООН прогнозирует дефицит воды в мире: к 2050 году более 5 миллиардов населения Земли столкнутся с нехваткой питьевой воды.

Водный кризис не означает, что водоемы пересохнут. Просто вода в них станет настолько загрязнена, что сделать ее пригодной для питья станет дороже, чем опреснять морскую воду, объяснил научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук (ИВП РАН) Виктор Иванович Данилов-Данильян.

Вода — общее достояние. Состояние всей системы водоснабжения влияет на каждого потребителя и наоборот — заботиться о водных ресурсах в быту может каждый: экономить воду, не сливать в канализацию опасные вещества (не злоупотребяйте бытовой химией), фильтровать водопроводную воду, а не покупать бутилированную, установить систему очистки стоков, если вы живете в индивидуальном жилом доме. Данилов-Данильян также призывает жителей самим проявлять активность, например, заняться «уборкой мусора с прибрежных территорий».

Пока вы читаете этот материал, канализационные стоки по изношенным трубопроводам продолжают поступать на очистные сооружения в Дмитриадовке. Когда они будут отремонтированы, чтобы трагедия не повторилась? К 1 октября 2021 компания областного депутата Сергея Рожкова должна была разработать и согласовать проект реконструкции очистных сооружений. Информации о результатах этой работы пока нет. А Таганрогский водоканал на запрос «Экосферы», к сожалению, не ответил.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...