Организационно правовые формы ведения бизнеса 2022 в ГК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационно правовые формы ведения бизнеса 2022 в ГК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Изменения 1/2013 ОКОПФ, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.06.2013 N 266-ст, Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст, Изменения 3/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2018 N 781-ст, Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст, Изменения 5/2021 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 10.09.2021 N 944-ст)

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах»

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст

ВВЕДЕН ВЗАМЕН Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-99

Дата введения 2013-01-01

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

Абзац. — Исключен. (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; (в ред. Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

— общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; (в ред. Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

(в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст, Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст, Изменения 5/2021 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 10.09.2021 N 944-ст)

Организационно-правовыми формами юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями, признаются организационно-правовые формы, в которых создаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ГК РФ, ст. 50, п. 1) и учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формирования их высшего органа (ГК РФ, ст. 65.1, п. 1).

Хозяйственными товариществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на вклады участников складочным капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) (ГК РФ, ст. 66).

Хозяйственные товарищества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (ГК РФ, ст. 68).

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст. 69).

Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 82).

Хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (ГК РФ, ст. 66).

Хозяйственные общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (ГК РФ, ст. 68).

Акционерными обществами признаются хозяйственные общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст. 96).

Публичными акционерными обществами являются акционерные общества, акции которых и ценные бумаги которых, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ГК РФ, ст. 66.3).

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (ГК РФ, ст. 97).

Непубличными акционерными обществами признаются акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги публично не размещаются (путем открытой подписки) и не обращаются (ГК РФ, ст. 66.3).

С 1 марта 2022 года в ГК РФ появятся положения о личных фондах

В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.

Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.

Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.

Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.

Основанием для разработки КИСЭ являются:

а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;

Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:

— Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);

— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).

1.1 Экономическая территория Российской Федерации — находящаяся под административным управлением Правительства Российской Федерации географическая территория страны, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капитала.

В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.

1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.

Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.

Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.

К резидентам Российской Федерации, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты — граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.

(справочная информация к Классификации институциональных секторов экономики)

Экономика в целом включает все институциональные единицы — резиденты Российской Федерации.

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов;(пп. 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 287-ФЗ)

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;9) автономных некоммерческих организаций;

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст

ВВЕДЕН ВЗАМЕН Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-99

____________________________________________________________________

Примечание изготовителя базы данных:

ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018), N 5/2021 (ИУС N 11, 2021).

____________________________________________________________________

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).

(Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).

Далее мы более подробно поговорим о всех существующих формах организации предпринимательской деятельности в нашей стране. Из прошлого раздела вы узнали, что все компании можно разделить на две большие группы: коммерческие (основная цель которых — это получение прибыли) и некоммерческие (для которых прибыль не является главной целью).

Также существует третья форма ведения деятельности — без образования юридического лица. Полная классификация всех организационно-правовых форм представлена в таблице ниже.

Коммерческие организации Некоммерческие организации Без образования юридического лица
Товарищества
  • Полные товарищества
  • Товарищества на вере

Общества

  • Общества с ограниченной ответственностью

Акционерные общества

  • Публичные акционерные общества
  • Непубличные акционерные общества

Унитарные предприятия

  • Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
  • Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Прочие

  • Производственные кооперативы
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
  • Хозяйственные партнерства
Потребительские кооперативы

Общественные объединения

  • Общественные организации
  • Общественные движения
  • Органы общественной самодеятельности
  • Политические партии
  • Профсоюзы

Фонды

Учреждения

Государственные корпорации

Некоммерческие партнерства

Автономные некоммерческие организации

Общины коренных малочисленных народов

Казачьи общества

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

Территориальные общественные самоуправления

Товарищества собственников жилья

Садоводческие или дачные некоммерческие товарищества

Паевые инвестиционные фонды

Простые товарищества

Представительства и филиалы

Индивидуальные предприниматели

Инвестиционное товарищество

Самозанятые

Как было сказано ранее некоммерческие организации, во-первых, не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А, во-вторых, не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками. В России существует довольно много различных форм НКО, рассмотрим основные из них.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает два вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях).

Фонд — организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них).

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Это единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциация (союз) – добровольное объединение юридических лиц, созданных в целях координации предпринимательской деятельности и защиты своих имущественных интересов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и имеют право вступать в другие объединения.

Существуют и другие виды общественных организаций: общественные и благотворительные организации, некоммерческое партнерство, религиозные организации и др. Все эти организации создаются либо для достижения «возвышенные» целей, либо для защиты и координации деятельности граждан и организаций.

Организационно-правовые формы предприятий и виды организаций в России

«Ретейлер «Лента» сменит юрисдикцию с Британских Виргинских островов на Кипр. Решение о «переезде» одобрило подавляющее большинство акционеров. Также меняется организационно-правовая форма компании — она была частной, а станет публичной. На смену названию Lenta Ltd приходит Lenta Plc».

(Из новости 2019 года.)

«Процедуру раздела бизнеса во многом определяет его организационно-правовая форма. Если муж или жена — индивидуальный предприниматель, при разводе будет поровну делиться всё имущество, приобретённое в ходе бизнес-деятельности. При этом бывшие супруги станут долевыми участниками средств предпринимательской деятельности, например цеха или оборудования, и для продолжения работы им придётся договариваться о совместном управлении. <...> Если один из супругов — совладелец ООО, при разводе его доля также подлежит разделу. Самый негативный для бизнеса сценарий — если разводящийся супруг владеет 100% активов. Раздел компании поровну неизбежно приведёт к спорам относительно управления ООО (решения, кто будет генеральным директором, и т. д.). Если конфликты и не развалят бизнес, то точно парализуют работу компании хотя бы на некоторое время».

2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия
2.3. Типы предприятий
2.4. Организационно-правовые формы предприятий
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.

Факторы внешней среды можно разделить на две группы.

Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:

  • состояние экономики, в условиях которой функционирует предприятие;
  • политическая система страны;
  • состояние законодательства, регулирующего и хозяйственную деятельность;
  • научно-технический прогресс;
  • социокультурные факторы;
  • коммуникации;
  • природно-климатические и др.

Вторая группа факторов, которая также формируют внешнюю среду, отличается тем, что на них предприятие может оказывать определенное воздействие. Эти факторы образуют деловую среду предприятия. К ним относятся:

  • поставщики;
  • потребители;
  • инфраструктура;
  • конкуренты;
  • местные органы власти;
  • население;
  • СМИ;
  • контрагенты по внешнеэкономическим связям.

Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:

  • производственно-технические;
  • персонал;
  • финансы;
  • информация.

Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.

Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.

Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.

Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.

Таблица 1. Типы организаций

Классификационный признак

Виды предприятий

1

По отраслевой принадлежности и виду хозяйственной деятельности

  • производственные;
  • строительные;
  • торговые и др.

2

По форме собственности

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • смешанные

3

По характеру правового режима собственности

  • индивидуальные;
  • коллективные:
  • с общей долевой собственностью;
  • с общей совместной собственностью

4

По мощности производственного потенциала (размеру предприятия)

  • малые;
  • средние;
  • крупные

5

По преобладающему производственному фактору

  • трудоемкие;
  • капиталоемкие;
  • материалоемкие

6

По принадлежности капитала и контролю над ним

  • национальные;
  • иностранные;
  • смешанные

7

В зависимости от пределов ответственности

  • с полной ответственностью;
  • с ограниченной ответственностью

8

По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество;
  • производственный кооператив
  • унитарное предприятие

9

По виду производимой продукции

  • предприятия по производству товаров;
  • предприятия по оказанию услуг

Источник: Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. — М.: Юристъ, 2002. – С.47-48.

Из классификации предприятий следует, что прежде всего они различаются по принадлежности к той или иной отрасли экономики страны. Для определения отраслевой принадлежности в ходе регистрации предприятия используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Отнесение предприятия к той или иной отрасли основывается на определении назначения выпускаемой продукции, особенностях материально-технической базы и технологических процессов, на степени однородности используемого сырья, на профессиональном составе кадров и т. д.

Одной из важных характеристик предприятия является его размер. В основе этого признака лежит число занятых работников на предприятии. По этому признаку предприятия делятся на малые – до 50 чел., средние – от 50 до 500 чел., крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000 чел. Уточнение размеров предприятия основывается на определении объема продаж, величины активов, получаемой прибыли и т. п. Сложилась тесная связь между размерами предприятий и их отраслевой принадлежностью. Как правило, предприятия металлургии, машиностроения являются крупными. А предприятия легкой, пищевой промышленности средние. В рыночной экономике весьма важную роль играют малые предприятия. Их роль проявляется в следующем:

В Гражданском кодексе РФ определен состав организационно-правовых форм предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности. Юридические лица могут создавать как коммерческие организации, так и некоммерческие. Деятельность коммерческих организаций направлена на извлечение прибыли, т. к. это один из основных принципов хозяйственной деятельности в условиях рынка.

Деятельность некоммерческих организаций не ставит своей целью извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками.

Ниже приведена схема, отражающая структуру организационно-правовых форм коммерческих предприятий в соответствие с законодательством России.

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

  • Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.
  • Субъектами предпринимательства могут быть отдельные частные лица, объединения частных лиц. Для осуществления предпринимательской деятельности следует, как правило, образовать юридической лицо
  • Предприятие – основное звено рыночной экономики. Оно выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
  • Предприятия различают по условиям, целям, характеру функционирования. Классифицируются предприятия по виду и характеру деятельности, по формам собственности, по принадлежности капитала и контролю над ним и другим признакам.
  • Основными организационно-правовыми формами коммерческих предприятий являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  1. Дайте определение предпринимательству и раскройте его признаки.
  2. Что такое юридическое лицо, какими чертами оно характеризуется?
  3. Дайте определение предприятия как основного хозяйствующего субъекта рыночной экономики.
  4. Какие принципы лежат в основе деятельности предприятия?
  5. Какие задачи решает предприятие в процессе хозяйственной деятельности?
  6. Назовите организационно-правовые формы организации хозяйственной деятельности коммерческого предприятия.
  7. Какие черты характеризуют хозяйственное товарищество (ХТ)?
  8. В чем особенность положения коммандитистов в товариществе на вере?
  9. Дайте характеристику обществу с ограниченной ответственностью (ООО).
  10. Какие черты характеризуют акционерное общество (АО)?
  11. В чем отличие открытого акционерного общества от закрытого общества?
  12. Какие черты характеризуют производственный кооператив (артель)?
  13. Дайте характеристику унитарному предприятию.
  14. Какие формы объединения предприятий имеют место в рыночной экономике, в чем их особенности?
  1. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.
  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.

Организационно-правовая форма предприятия определяет организацию коммерческой деятельности, которая отражается в виде закреплённого юридического документа.

Форма ведения бизнеса устанавливает ответственность предприятия по обязательствам, даёт право на совершение сделок от имени компании, определяет структуру управления и прочие нюансы хозяйственной деятельности компании.

Организационно-правовая форма компании закреплена на законодательном уровне страны. В ней отражены права и обязанности конкретной организации, а также возможность распоряжения активами этой компании.

Система чётко регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующими ему нормативными актами. Каждая форма ведения бизнеса имеет управленческую структуру и иные элементы работы компании.

Организационно-правовые формы для ведения частного бизнеса в РФ

Классификация форм зависит от того, какой именно вид организационно-правовой формы выбран предприятием, при этом каждый из видов подробно описан и регламентирован в ГК РФ. Согласно Гражданскому кодексу, предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие.

Перечень и точное определение форм ведения бизнеса можно найти в законодательстве. В этой статье мы приведём их краткое описание.

Товарищество – это объединение двух и более лиц, каждый из которых внёс определённую лепту в развитие конкретной организации. Хозяйственными товариществами и обществами называются коммерческие предприятия, где уставный капитал разделён на доли среди участников. Это простая и достаточно распространённая форма соединения неких материальных ценностей для ведения предпринимательской деятельности с целью приумножения капитала.

Товарищества собственников имеют общие права на имущество, а полученную прибыль распределяют между членами общества. Каждый участник, имеющий свою долю, может принимать участие в управлении компанией и принимать риски, которые неизбежно возникают в ходе предпринимательской деятельности. Иначе говоря, «доля участника» — это комплекс прав и обязанностей участника по отношению к товариществу предпринимательской деятельности, выраженный в арифметическом эквиваленте.

В России имеется общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). Согласно этому документу, хозяйствующими субъектами можно назвать любую компанию: ИП или организацию, имеющую или не имеющую статус юридического лица. Каждая форма ведения бизнеса в этом классификаторе имеет свою кодировку, название бизнеса и алгоритм сбора. В настоящий момент действует новое издание общероссийского классификатора № 505-ст от 2012 года.

Независимо от того, в какой сфере бизнеса работает компания, её организационно-правовая форма должна включать:

  • тип и определение организации (что это за предприятие, с образованием или без образования юридического лица);
  • тип собственности (государственная компания или частное лицо);
  • вид организации (унитарный, муниципальный, государственный).

Права и обязанности компании будут зависеть от того, какая форма будет выбрана.

Основные критерии юридических лиц можно определить согласно:

  • целям деятельности;
  • правам собственников;
  • формам собственности;
  • составу владельцев.

В зависимости от наличия этих критериев, компания может принимать ту или иную форму ведения бизнеса.

Как выбрать организационно-правовую форму для группы компаний и не прогадать

Коллективное предпринимательство — это деятельность, организованная различными лицами, совместно владеющими и управляющими бизнесом. Соединяя свои ресурсы, умения и компетенции, предприниматели действуют совместно в целях увеличения прибыли, обеспечения стабильности созданного бизнеса, распределения и минимизации рисков и убытков.

К несомненным плюсам коллективных форм предпринимательской деятельности можно отнести возможность организации средних и крупных бизнес-структур, доступность разнообразных видов хозяйственной активности и сравнительная легкость привлечения инвестиций.

Коллективная предпринимательская деятельность представлена в отечественном законодательстве значительным разнообразием форм, среди которых различают:

  • Статутные, создающиеся в форме юридического лица — нового субъекта предпринимательства. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства.
  • Договорные, не приобретающие статус нового юридического лица. Это простые товарищества (совместная деятельность), крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица.

Наиболее часто применяемые на практике коллективные формы предпринимательства — это организация деятельности в форме корпораций (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

В рамках корпоративных форм предпринимательской деятельности объединяются вклады их создателей с целью образования нового субъекта предпринимательства — юридического лица. По отношению к вновь созданному субъекту предпринимательства его создатели (учредители) и впоследствии принятые участники становятся членами и имеют обязательственные права.

Право участия (членства) в корпорации является основным признаком понятия корпоративного юридического лица. Под этим в ГК РФ понимается право на участие в управлении деятельностью юридического лица и получение части прибыли.

К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Как было упомянуто выше, обязательным признаком коммерческой корпоративной организации является ее правовой статус — статус юридического лица, с момента регистрации которого возникает правоспособность корпорации как субъекта предпринимательства.

Договор простого товарищества в предпринимательской деятельности может быть заключен только коммерческими организациями и (или) предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. Принимая на себя обязательства по такому договору, предприниматели объединяют свои усилия и имущество, не образуя при этом новое юридическое лицо.

Порядок заключения, изменения, расторжения и иные особенности договора простого товарищества (совместной деятельности) урегулированы нормами гл. 55 ГК РФ.

Для организации эффективной совместной деятельности участники должны:

  • создать имущественную базу, соединив свои вклады в общую собственность;
  • определить порядок управления делами в товариществе и порядок совершения сделок в интересах товарищей.

Важным условием договора простого товарищества является общая для всех участников цель объединения. Это позволяет квалифицировать договор простого товарищества как одну из правовых основ осуществления предпринимательской деятельности, одновременно отграничивая этот вид договора от иных видов договорных обязательств.

Форма организации предпринимательской деятельности — это способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества, вытекающее отсюда ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности (ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»).

То есть организационно-правовая форма бизнеса имеет для его владельцев определяющее значение, так как:

  • предусматривает взаимные права и обязанности собственников в отношении как созданного ими бизнес-субъекта, так и остальных партнеров;
  • определяет возможность и условия осуществления предпринимательской деятельности в той или иной области экономики, предпосылки для привлечения инвестиций;
  • устанавливает размер ответственности собственников по долгам их бизнес-субъекта.

Перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коллективные коммерческие организации в РФ, закреплен в ст. 50 и 65.1 ГК РФ и носит закрытый характер. Ими являются:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы.

Далее рассмотрим, как законодатель определяет отдельные формы организации бизнеса, и сравним их в представленной ниже таблице организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ (ОКОПФ)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Характерные признаки ООО:

  • объединение капитала;
  • ограничение ответственности участников по обязательствам ООО пределами стоимости принадлежащих им долей.

Порядок создания, управления, ликвидации и деятельности ООО регламентируют:

  • ГК РФ;
  • закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

ООО является одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ. Связано это как с удобством создания и управления таким обществом, так и с его универсальностью для различных видов предпринимательской деятельности.

Акционерное общество (АО) — это одна из основных правовых форм предпринимательской деятельности, характерным признаком которой является централизация и распределение уставного капитала между участниками общества путем выпуска акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Функционирование АО регулируется положениями:

  • ГК РФ;
  • закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Отношения акционеров и общества опосредуются акциями. Они дают право на участие в управлении обществом, на получение части прибыли (дивидендов), а также являются ценными бумагами, имеющими товарную стоимость (п. 2 ст. 142 ГК РФ).

Различают публичные и непубличные АО:

  1. Непубличное АО отличается тем, что его акции распространяются только среди участников и не подлежат открытой продаже на рынке ценных бумаг.
  2. Публичное общество — корпорация, обладающая правом публично размещать свои акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, а также публично обращать их на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Это позволяет привлекать инвестиции неограниченного круга лиц, а инвесторам-акционерам свободно реализовывать имеющиеся у них ценные бумаги путем работы на рынке ценных бумаг (см. статью «В чем отличие публичного акционерного общества от ОАО?»).

Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

1. В комментируемой статье законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Это деление основано на цели деятельности того или иного юридического лица. Для коммерческих юридических лиц такой целью является извлечение прибыли, тогда как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом, смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.

Они обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно правовых форм, предусмотренный в ГК РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Пункт 2 данной статьи по сравнению с ранее действовавшим законодательством дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

3. В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих юридических лиц, указанный в п. 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные ГК.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи у некоммерческих организаций есть право заниматься приносящей доход деятельностью, если это предусмотрено их уставами. Однако это возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ)».

Однако, следует различать понятие предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое извлечение прибыли, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Некоммерческие организации не могут извлекать прибыль, а могут получать только доход.

Так, например, основными видами приносящей доход, но не являющейся предпринимательской деятельности в сфере образования являются: оказание платных образовательных услуг, передача в аренду излишних или неиспользованных образовательных площадей и т.д.

5. В соответствии с п. 5 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, и она имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Исключение составляют казенные и частные учреждения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Что такое организационно-правовая форма. Объясняем простыми словами

  • Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)

  • Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 28.05.2019)

    «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)

    «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Обзор судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021)

    «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2021)

  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

    «О политических партиях»

  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 38-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 437-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2021 N 436-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Все документы >>>

Организационно правовые формы предприятий организаций в 2022 году

Некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли, все полученные деньги направляются на цели, утверждённые в уставе.

Список ОПФ, входящих в данную группу, включает учреждения, государственные корпорации, потребительские кооперативы, общественные объединения, некоммерческие партнёрства, фонды и другие ОПФ, но для организации бизнеса они не подходят. Среди таких объединений разные реабилитационные центры, союзы страховщиков, общества охраны животных, фонды борьбы с коррупцией и др.

К организационно-правовым формам не относятся такие названия, как пансионат, компания, фирма и прочие, поскольку они не содержат информации о способе формирования и управления их имуществом, составе собственников, их правах, форме собственности, ответственности участников. Дочернее общество и зависимое хозяйственное общество также не являются видами ОПФ.

На выбор организационно-правовой формы бизнеса влияет, прежде всего то, кто будет инвестировать в хоз. деятельность: обойдётся организатор бизнеса только своими средствами или ему нужно будет привлекать инвесторов.

К другим важнейшим вопросам при выборе ОПФ относятся:

  • будет ли собственник нанимать персонал (директор, бухгалтер, другие работники) или собирается вести бизнес сам;
  • насколько масштабным будет бизнес (планируемый оборот в месяц и за год);
  • предусматривается ли возможность продажи бизнеса в перспективе;
  • какой частью своего имущества собственник готов рисковать.

От ответов на данные вопросы будет зависеть не только выбор ОПФ, но и объём отчётности. Целесообразно сравнить несколько подходящих ОПФ, чтобы принять взвешенное решение. Поменять форму бизнеса можно, только закрыв бизнес и открыв его снова с новой ОПФ.

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 50]

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью «(пункт 1 статьи 66.2)».

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства «(статья 2)», правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...