ФГОС нового поколения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФГОС нового поколения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

  1. Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
  2. Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  3. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
  4. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.

— Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Осенью 2022 года вступят в силу новые образовательные стандарты

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Назад

Назад

Обзор изменений в ФГОС — на что обратить внимание в 2022 году

Назад

  • Доска почёта
  • Партнёры
  • Назад

    Назад

    Назад

    Новые ФГОС: к каким изменениям готовиться школе в 2022 году?

    • Опыт коллег
    • Я и другие
    • Мотивация
    • Методики
    • Полемика
    • Бюрократия
    • Саморазвитие
    • Репетиторам
    • Все статьи

    Стандарты предыдущего поколения часто ругали за размытые и общие формулировки, которые только путали педагогов. Составители новой версии ФГОС учли критику и наполнили документ детализированными и конкретными указаниями, четко расписав, что и как ребенок должен уметь применять на практике.

    Если раньше, например, количество стихотворений, которое ученик должен был выучить по литературе,характеризовалось диапазоном от нуля до сорока, то теперь это четко «3-4 стихотворения». По химии точно нужно будет знать теорию электролитической диссоциации на базовом уровне, по истории России – даты от древности до 1914 года.

    Предыдущие ФГОСы предполагали, что в промежуток с 5 по 9 класс школьники должны обязательно начать изучение второго иностранного языка помимо английского. Таким правилом были недовольны многие родители: что можно выучить по языку за короткое время и параллельно с английским? В новых документах для основной школы говорится: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».

    Отказаться от изучения второго иностранного родители могут уже сейчас: достаточно пожать заявление на имя директора. Отказаться тот не сможет.

    Еще одно изменение, которое могло напугать родителей – обязательно изучение финансовой грамотности в школах. Но нет, речь не о новом предмете, который повысит нагрузку на детей. Предполагается, что навыки, соответствующие этому направлению, будут изучаться на других предметах вроде «Окружающего мира», «Математики», «Обществознания», «Информатики».

    Не исключается, что за год, который остается до введения новых стандартов, в них будут внесены и новые изменения, предполагающие изучение других практических навыков. Именно тогда можно будет действительно говорить обо всех изменениях, появившихся во ФГОСах образца 2022-го года.

    • Опыт коллег
    • Я и другие
    • Мотивация
    • Методики
    • Полемика
    • Бюрократия
    • Саморазвитие
    • Репетиторам
    • Все статьи

    Введение ФГОС НОО и ООО 3 поколения

    • Что такое ФГОС?
      • Зачем в школах внедрили ФГОС?
    • Что изменится в обучении детей 5-9 классов?
      • Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах
      • Финансовая грамотность
      • Фишинг и основы программирования
      • Ужесточённые требования к изучению основного иностранного языка
      • Изучение второго иностранного языка – не обязательно
      • Исключение из ОБЖ блока про воинскую службу
      • Уважение к чувствам верующих
    • Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
      • Учимся писать, считать и любить Родину
      • Изучениеродногоязыка»>Изучение родного языка
      • Подход к изучению иностранных языков в начальной школе
      • Окружающий мир – не только о природе
      • Шахматы вместо физкультуры?

    На базовом уровне преподавания детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в интернете, а также разъяснят, что такое сетевая анонимность, цифровой след и научат распознавать попытки вовлечение себя и окружающих «в деструктивные и криминальные формы сетевой активности», в том числе кибербуллинг, фишинг – интернет-мошенничество с целью получения чужих конфиденциальных данных.

    Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на языках программирования общего назначения, таких как Python, C++, JAVA, С#.

    Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

    Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным.

    Министерством образования уже приняты и обнародованы новые стандарты ФГОС, но переход на них будет совершен с началом следующего учебного года. Обновленная версия стандартов призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень. Чтобы понимать отличия принятых стандартов от предыдущих версий документации, можно посмотреть, каковы характеристики новых ФГОС, которые отличают их от предыдущих.

    Главное отличие обновленного документа состоит в том, что он содержит предельно конкретизированный перечень требований к тому, какими должны быть знания учеников по каждой отдельно взятой дисциплине.

    Разработаны четкие критерии, под которые будет подогнана учебная программа. Также в новом документе зафиксирована отмена второго иностранного языка как обязательного предмета, и дополнены требования к образовательному курсу младших школьников.

    Каким будет новый ФГОС 2022-го года

    В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС).

    2. Установить, что:

    образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:

    лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, — с их согласия;

    несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с согласия их родителей (законных представителей);

    прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г. № 35915), от 31 декабря 2015 г. № 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г. № 40937), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828), прекращается 1 сентября 2022 года.

    Министр С.С. Кравцов

    25. Структура программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

    26. Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, — 30% от общего объема программы основного общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 28 (далее — Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 289 (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).

    27. Программы основного общего образования, в том числе адаптированные, реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

    Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.

    Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.

    28. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.

    29. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.

    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в программе основного общего образования, в том числе адаптированной, предусматриваются учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности.

    30. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела:

    целевой;

    содержательный;

    организационный.

    31. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы основного общего образования, в том числе способы определения достижения этих целей и результатов.

    Целевой раздел должен включать:

    пояснительную записку;

    планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования;

    систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.

    31.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

    цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования;

    принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;

    общую характеристику программы основного общего образования.

    31.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны:

    1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;

    2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:

    рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;

    рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;

    программы формирования универсальных учебных действий обучающихся — обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обуча��щимися программы основного общего образования;

    системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего образования;

    в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.

    41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

    1) личностным, включающим:

    осознание российской гражданской идентичности;

    готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

    ценность самостоятельности и инициативы;

    наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

    сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

    2) метапредметным, включающим:

    освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

    способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

    готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

    овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

    3) предметным, включающим:

    освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

    предпосылки научного типа мышления;

    виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

    Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.

    Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход.

    42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

    42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

    42.1.1. Гражданского воспитания:

    готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

    активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

    неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

    понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

    представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

    представление о способах противодействия коррупции;

    готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

    готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

    42.1.2. Патриотического воспитания:

    осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

    ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

    уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

    42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:

    ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

    готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

    активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

    42.1.4. Эстетического воспитания:

    восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

    понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

    стремление к самовыражению в разных видах искусства.


    Минпросвещения утвердило новый ФГОС основного общего образования.

    В частности, помимо алгебры и геометрии, предусмотрен еще один математический учебный курс «Вероятность и статистика».

    Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

    Детализированы требования к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования по каждому предмету.

    Прием на обучение по прежнему ФГОСу прекращается с 1 сентября 2022 г.

    Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?

    В России образованию уделяется особое внимание, ведь в ходе образовательного процесса происходит формирование личностных качеств, полезных навыков, норм морали, знаний.

    Что же собой представляет ФГОС? Данная состоящая из четырёх букв аббревиатура расшифровывается как «федеральный государственный образовательный стандарт». Часто используется сочетание ФГОС СОО, где СОО – это среднее общее образование, то есть реализуемые в российских школах программы.

    ФГОС как единый стандарт был внедрён в России соответствующим приказом под номером 413, изданным Министерством образования и науки в мае 2012-го года. Этот документ редактировался в июне 2017-го года. Для всех школ страны федеральный стандарт станет с первого сентября 2022-го обязательным. Но до этой даты нормативы уже используются некоторыми общеобразовательными учреждениями.

    ФГОС подразделяются по ступеням образования, то есть предусматриваются отдельные федеральные образовательные государственные стандарты для школьников разных классов. Общепринятая классификация в школах.

    • начальное образование – с первого по четвёртый классы;
    • основное образование – с пятого по девятый классы;
    • среднее образование – 10 класс и 11-ый;
    • образование учеников с ограничениями возможностей по состоянию здоровья.

    Любой годовой план обучения отвечает основным требованиям стандарта. В их числе:

    1. Включение занятий на каждого обучающегося: не меньше 2 170 часов и не больше 2 590 (за двухлетний период), то есть максимум тридцать семь часов за одну неделю.
    2. Наличие одиннадцати (двенадцати) предметов, причём минимально одного из каждой обязательной области.
    3. Включение предметов обязательных видов: русского языка и иностранного, литературы, физкультуры, математики, астрономии, ОБЖ и истории.
    4. Наличие не меньше трёх (четырёх) предметов с углубленными уровнями освоения (за исключением универсального профиля).
    5. Обязательное выполнение учениками индивидуальных проектов.
    6. Включение дополнительных предметов.
    7. Наличие курсов, выбираемых учащимися.

    Учебный план расценивается как основополагающий механизм для обеспечения достижения учащимися результатов по усвоению программ по требованиям. В каждом конкретном учреждении может предполагаться или один единственный план, или несколько (профильных).

    План создаётся руководством образовательного учреждения с учётом рекомендаций Минобрнауки и требований ФГОС СОО. В нём непременно указываются все предметы и распределение часов по ним (предусматривается количество времени за два года).

    План мероприятий, относящихся к образовательной программе, включает обязательно три стандартных компонента:

    1. Предметы, преподаваемые в школе: как обязательные, так и дополнительные.
    2. Выбираемые учащимися курсы: факультативные или элективные. Элективные – это курсы, избираемые обязательно, а факультативные – являющиеся необязательными для конкретного образовательного уровня или направления подготовки. Примеры: русское правописание, политология, деловой английский, клетки и ткани, основы правоведения, современная литература.
    3. Индивидуальный выполняемый каждым учеником проект. Это внеурочная работа, которая обучающимся осуществляется самостоятельно, но под руководством так называемого тьютора (учителя) по выбираемой тематике в рамках либо одного, либо сразу нескольких курсов или предметов в определённой разновидности деятельности (практика, творчество, социализация, познание, исследования). Проект выполняется за один год или два.

    Учебный план на 2022-2023 учебный год

    Курс по культурным нормативам для учеников внедряется в школах Саратовской, Ярославской, Пензенской, Новосибирской и Тульской областей, а также в Ставропольском крае, в Татарстане и в Коми. В рамках такого нововведения школьники будут посещать всевозможные культурные мероприятия (выставки, исторические фильмы и так далее), а также на основе получаемых впечатлений и знаний вести дневники.

    Составлением учебных планов занимаются уполномоченные сотрудники образовательных учреждений, и программы, как правило, выкладываются в общем доступе на сайтах школ. Так что ученики и родители могут ознакомиться с набором предметов и количеством часов для всех дисциплин.

    В учебной программе содержатся компоненты федерального, национально-регионального и школьного уровня. Для каждого класса средней школы свой список обязательных к изучению предметов.

    Чем будут заниматься пятиклассники в обязательном порядке в 2022-2023 году:

    • русским языком;
    • математикой;
    • литературой;
    • иностранным языком;
    • введением в историю;
    • природоведением;
    • музыкой и ИЗО;
    • трудовым обучением;
    • физкультурой;
    • БЖД.

    Кроме обязательных предусмотрены дисциплины, которые войдут в программу не всех учебных заведений. К ним относятся уроки родного и второго иностранного языка, родной литературы. Введение дополнительных дисциплин обусловлено территориальной принадлежностью, желаниями родителей.

    Учебный курс может быть дополнен уроками:

    • граждановедения;
    • обществоведения;
    • естествознания;
    • экологии;
    • этики и основы религиозных культур;
    • ОДНКНР (Основы духовно-нравственных культур народов России).

    Дополнительные предметы не должны занимать более 20% учебного времени. При 5-дневной неделе это составляет 175 часов, при 6-дневной — 280 часов.

    В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин. Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.

    Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:

    • примерные образовательные программы;
    • основные образовательные программы;
    • учебная и учебно-методическая литература;
    • КИМы и задания национальных исследований в области качества.

    Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.

    В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:

    • учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
    • учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
    • учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;
    • учитель — эксперт по личностному развитию.

    Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно.

    В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки.

    В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе:

    • критическое мышление;
    • умение сотрудничать;
    • цифровую грамотность;
    • рефлексию;
    • автономию в обучении;
    • умение проявлять личную инициативу.

    У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.

    1. Темы, интересные школьникам.

    Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал.

    1. Ориентация на Россию.

    Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.

    1. Метапредметность.

    В специальных разделах школьники получают задания проектно-исследовательского толка, которые им предстоит выполнять. Параллельно изучают и вспоминают материалы по литературе, истории, обществознанию, естественным наукам и другим предметным областям. Темы для подобных работ выбираются не случайно — они рассчитаны именно на российских учеников и близкие им ситуации.

    1. Качественный аудио- и видеоконтент.

    В УМК озвучены даже задания к упражнениям. Это позволяет использовать курс как самоучитель и выручает в нестандартных ситуациях. Например, в маленьких и отдаленных школах, когда учителя по английскому нет, а другой педагог знает язык не настолько хорошо, чтобы озвучивать материал на должном уровне. Видеоролики курса разнообразны и предназначены для активации лексико-грамматических навыков, обсуждения проблемных тем и тренировки навыков говорения.

    1. Подготовка к ГИА и ВПР.

    Подготовке к Основному госэкзамену (ОГЭ) в девятом классе посвящены целые разделы, а формат заданий такой же, как на экзамене. Материал организован так, что ученики могут провести рефлексию и самостоятельно выполнить работу над ошибками.

    Видеозаписи конференции «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки» находятся в открытом доступе на странице мероприятия.

    03.02.2022

    Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 утверждён обновлённый «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (далее ФГОС НОО)

    2021-2022 учебный год будет переходным в реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования от 2-го к 3-му поколению.

    • Ежегодная проверка знаний
    • Курсы целевого назначения
    • Программа повышения квалификации
    • Программа профессиональной переподготовки
    • Профессии рабочих и служащих
    • Дистанционное обучение

    Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

    Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

    В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

    • обязательные дидактические единицы;

    • комплекс изучаемой информации по предметам;

    • компоненты федерального, регионального или школьного образования.

    Новые стандарты школьного образования: главное — отчет, а учеба подождет

    Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября. Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.

    В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.

    Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.

    Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.

    Основная задача – обеспечить информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с индивидуальными особенностями. Это сочетание развивающего обучения и традиционной школы. В начальной инновационной школе 2021-2022 предусмотрена работа с особенными детьми. Разработана система обучение в инклюзивных группах. Уделяется внимание одаренным детям. Но главный акцент сделан на формировании здорового и безопасного образа жизни младших школьников.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...