Сталкерство что это и какая ответственность за преследование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сталкерство что это и какая ответственность за преследование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Цель любого преследователя – сломить вас морально, заставить бояться и пойти на уступки, согласится на встречу или что еще. Поэтому:

  1. Первое – не паникуем! Преследователь чувствует ваш страх, и считает, что вы под его контролем. Не давайте ему повода для этого.
  2. Второе – не идем на контакт. Если он неизбежен, привлекаем посредника: мужа, брата, отца, иного близкого человека, который сможет донести до преследователя все важные мысли без эмоций.
  3. Третье – всегда говорим НЕТ! Однозначно и недвусмысленно. Никаких встреч, никаких разговоров, никаких «возможно» быть не может. Не пытайтесь достучаться до преследователя, переубедить его, донести свою точку зрения, искать аргументы. Ему это и нужно – диалог, добровольно от своих намерений он не откажется. А все, что нужно вам – это задокументировать его противоправное поведение. Вот единственная цель всего вашего общения. Но, запомните – никаких личных встреч!
  4. Четвертое – фиксируем. Если это звонки – включаем диктофонную запись, если сообщения – делаем скриншоты экрана, если письма – ни в коем случае не выбрасываем. По возможности задаем провокативные и компрометирующие вопросы, обличающие преступника. Спросите, что будет, если вы откажетесь общаться, что он намерен делать? Какие шаги предпримет? Пусть угрожает, оскорбляет вас – вы это все должны документировать. Это может быть сложно и страшно, но иначе обидчика к ответственности не привлечь.

Дальше полиция как минимум проверит ваше сообщение, вызовет нежеланного поклонника на допрос, проведет беседу. Если вы приложите доказательства противоправных действий, это сильно упростит задачу полиции – будет возбуждено уголовное дело, а преследователю будет уже не до вас. И так будет после каждой его выходки, пока он не отстанет либо его не накажут. Главное: не останавливаться и при наличии повода жаловаться в полицию – это единственный верный способ, как избавится от парня, который преследует.

Практика сталкинга тесно связана с домашним насилием — жертвами преследования часто становятся женщины, покинувшие партнеров, от которых им приходилось терпеть физическое и психологическое насилие. «Очень часто те женщины, которые набираются смелости уйти из таких отношений, а это им совсем непросто, потом подвергаются преследованию, потому что бывшие партнеры в бешенстве от того, что жертва ушла. Они на что только не идут: преследуют из города в город, угрожают близким и друзьям, манипулируют детьми», — говорит глава центра «Насилию.нет» Анна Ривина.

Жительница Нижнего Новгорода Татьяна Бурова рассказывает, что развелась с избивавшим ее мужем в 2012 году, и с тех пор он ее преследует. После расставания мужчина начал угрожать и «пакостить». Она вспоминает, что в один из летних дней вернулась из деревни домой и обнаружила сожженный комод в своей комнате: «Тонометр, косметика, все сгорело до потолка. Я вызвала полицию, поняв, что у нас собака во дворе, дом закрыт на ключ, то есть проникнуть никто не мог. Написала заявление, на что участковый мне дал ответ, что муж приходил домой, ночевал там — то есть он это признал — зажег свечи и ушел. Но к поджогу отношения не имеет». Летом 2018 года сотрудники отдела полиции №3 Нижнего Новгорода отказались возбуждать уголовное дело о поджоге.

Сталкеров принято делить на пять групп. Встречаются также смешанные варианты.

Сталкерами могут выступать бывшие супруги, партнеры или люди, преследующие своих прошлых работодателей. Отверженные сталкеры настойчиво звонят своей жертве, пишут письма, предпринимают множественные попытки связаться с преследуемым человеком в соцсетях.

Что делать, если вас преследуют?

Сталкеры этой группы пытаются установить близкие отношения с объектом своей любви или с тем, кто по их мнению, испытывает к ним симпатию. Отвержение со стороны жертвы обычно вызывает их ревность и сильный гнев. Часто сталкеры этой группы страдают от психических недугов.

Сталкеры этой группы преследуют незнакомых или малознакомых людей. Они пытаются «завоевать» свою жертву, добиваются встречи. Такой сталкер часто меняет объект своего преследования.

Слово > — калька с английского: > в переводе означает подкрадывание, скрытое преследование, выслеживание. С одной стороны, этот термин используют в учении Карлоса Кастанеды, и означает он внимательную рефлексию, отслеживание собственных эмоций, поведения, реакций. Однако в последнее время все чаще > означает поведение, при котором один человек навязчиво преследует другого человека. По словам клинического психолога Алисы Галац, тема сталкинга стала особенно актуальна сейчас из-за развития соцсетей, мессенджеров, функции интеграции контактов в телефоне и других приложений для связи. Сталкерить сейчас намного проще, чем раньше. Буквально все высокие технологии этому способствуют, провоцируя преследователей. Именно поэтому, мне кажется, многие тайные сталкеры и сталкерши и стали себя проявлять так часто>>, — подчеркивает эксперт.

По словам эксперта, преследование — вещь сама по себе деструктивная. >, – подчеркивает психолог.

По словам специалиста, преследователь чаще всего проявляет агрессию из-за отвергнутости, стремится напугать жертву, почувствовать, что он ее контролирует. И весьма редко действительно хочет отношений с объектом преследования, какого-то конструктива. >, — говорит эксперт.

По словам Алисы Галац, сталкинг свойственен психически больным людям (например, при шизофрении), а также вполне здоровым, но имеющим определенные личностные особенности. стать сталкером в определенной ситуации>>, — добавляет она.

Человек пролайкал все ваши фотографии, включая ту первую, что была сделана миллион лет назад. Зафрендил ваших друзей. Присоединился к группам, участником которых вы являетесь. Пишет по пять комментов к любому вашему посту. Делает перепосты даже самых незначительных сообщений типа «Я проснулся, доброе утро, друзья!».

Или иначе: его комментарии навязчивы, саркастичны. Он не упускает возможности поддеть вас по любому поводу и буквально охотится за вашими сообщениями в разных группах и ленте. Такое поведение должно насторожить.

Сталкинг

Классический пример: вам регулярно присылают ваши фотографии или видео, сделанные тайком без разрешения. Или размещают такие снимки и ролики в соцсетях.

Если вы чётко сказали человеку, что против подобной съёмки, но он не останавливается, — это сталкинг.

Миллион алых роз — именно такой жест. Он красив разве что в песнях и сказках. Подобный масштабный подарок ставит адресата в положение обязанного: «Человек ради тебя на всё готов, а ты что? Бессердечная!»

Широкие жесты могут быть и другими. Например, вам каждый день доставляют ресторанные обеды, поскольку кто‑то решил, что вы неправильно питаетесь. Или каждый вечер караулят в машине под офисом, чтобы подвезти домой. Или дарят дорогие подарки, подчёркивая их стоимость. Или бесконечно сочиняют поэмы и оды в вашу честь.

Такие поступки могут показаться просто проявлениями внимания. Но при сталкинге их объединяет одно: адресат о подобном не просил, и более того — происходящее ему неприятно. В этом случае широкие жесты становятся формой психологического насилия, способом вызвать у адресата чувство вины и вынудить его согласиться на что‑то.

Разрисовать машину из баллончика или порезать обивку на входной двери — это тоже сталкинг.

Сталкеры нередко выбирают такой ход, чтобы заставить жертву согласиться на общение или возобновление отношений. Как только прозвучало «если ты не…, я убью себя (или тебя)», можно отбрасывать все сомнения: это сталкинг.

Не накручивать себя — в этом случае плохая рекомендация. Если ситуация кажется вам угрожающей, скорее всего, так оно и есть. Постарайтесь сделать всё, чтобы почувствовать себя в безопасности: закройтесь дома, обратитесь за помощью к родным и друзьям. И ни в коем случае не преуменьшайте масштабы опасности.

Если кто‑то обещает вас убить — есть риск, что он не шутит и не преувеличивает. Опасность ещё выше, если угроза звучит в эмоционально сложный момент, например когда вы пытаетесь разорвать отношения. Будьте особенно осторожны и следите за своей безопасностью.

Прекратите общение, заблокируйте сталкера в соцсетях и ни в коем случае не поддавайтесь уговорам выяснить с ним отношения и «разойтись по‑хорошему».

Если вы решите поговорить с преследователем, это лишь убедит его в том, что сталкинг работает. И человек продолжит давить на вас с удвоенным рвением.

Это могут быть родственники, друзья, коллеги или преподаватели. Если есть возможность, поделитесь с ними фотографиями сталкера и его машины. Попросите знакомых регулярно звонить вам и обратиться в полицию, если вы вдруг перестанете брать трубку.

Сталкинг — проявление нежелательного внимания со стороны другого человека, преследования, выслеживания и похожие действия, доставляющие дискомфорт.

Проявления сталкинга могут быть самыми разными: от назойливых звонков и сообщений, круглосуточного мониторинга обновлений на страницах жертвы в социальных сетях и непрошеного внимания до насилия, физического преследования, угроз и грубого нарушения личного пространства.

Зачастую сталкинг может показаться лишь невинными ухаживаниями или попытками сделать приятный сюрприз.

Приехал к тебе посреди ночи, чтобы подарить букет (или проверить, действительно ли ты находишься дома) — неисправимый романтик. И слышать не желает, что ты способна дойти до двери квартиры самостоятельно (или порывается узнать детали твоего домашнего адреса) — заботливый мужчина. Появляется на мероприятиях, куда его не приглашали и ревностно вертится вокруг тебя (или просто одержим фактом твоего существования) — альфа-самец с замашками собственника.

Конечно, подозрения не должны доводить до паранойи, но и немного осторожности не помешает.

Навязчивые действия со временем превращаются в умелую манипуляцию и психологическое насилие — особенно, если вы находитесь в романтических отношениях с преследователем.

Сталкинг нельзя оправдывать ни в какой форме. Это не «особенности характера», не «такая бывает любовь», не «в основном он хорошо ко мне относится».

Это нарушение ваших личных границ, патологическая вседозволенность и преступление, связанное чаще всего с психическими отклонениями.

Согласно исследованию врача отделения судебной психиатрии госпиталя Святого Николая, сталкеры делятся на три основные группы.

Анастасия:

«Я пыталась добиться от мужа развода на протяжении нескольких лет. Когда документы наконец оформили, и я подумала, что окончательно сожгла мосты, он вдруг начал появляться повсюду. Поначалу это походило на малоприятные, но все же случайные встречи в общественных местах (я списывала это на тесный город), а впоследствии превратилось в навязчивые приставания.

Экс-супруг околачивался возле моей работы, делая вид, что оказался там «случайно», также «случайно»проезжал ночами мимо моего дома и также «случайно»использовал любой повод для того, чтобы побыть со мной наедине, подвезти до дома и напомнить о былых отношениях.

Сейчас он появляется редко, а я уже научилась справляться с его эпизодическими проявлениями сталкинга».

Ануар:

«В школе со мной учился замкнутый в себе мальчик: практически ни с кем не разговаривал и вел себя незаметно. Мы мало что знали о его семье и жизни за пределами школы. Спустя несколько лет после окончания появились слухи о том, что парень стал активным в преследовании девушки, проживающей в соседнем доме.

Ему будто крышу снесло: он стоял под окнами ее квартиры, в порыве нежности предлагал подвезти на работу, а вечерами во дворе кидался на нее с кулаками. При этом девушка никогда с ним не общалась, а он думал, что они встречаются несколько лет. Позже у него диагностировали расстройство личности, а сейчас он находится на лечении».

Спектр чувств, которые может испытывать сталкер, огромен: от бредовых идей «Я добьюсь взаимности во что бы то ни стало» до ощущения собственного превосходства «Я здесь диктую условия».

Сталкеры, страдающие нервными патологиями или психическими расстройствами, не могут избавиться от навязчивых мыслей самостоятельно, поэтому им необходима помощь профессионалов. При этом наличие болезни не оправдывает их поведения.

Люди, преследующие спортивный интерес, с помощью сталкинга пытаются доказать самим себе, что «они еще чего-то стоят».

Уголовное наказание за сталкинг в Казахстане решило повторить сценарий наказания за харассмент — по закону его просто нет. Но существуют другие нюансы.

Каждое действие сталкера — это отдельное нарушение закона, которое позволяет вам обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Выходит, что сталкинг — это серия правонарушений, если вы подвергаетесь преследованию, угрозам и нарушению вашей личной свободы.

Хана Корчемная указывает, что сталкинг часто путают с флиртом: существует заблуждение, будто влюбленный мужчина не способен провести границу между ухаживаниями и преследованием. Главное отличие между ними заключается в том, что флирт приносит удовольствие обеим сторонам, а преследователь отправляет сообщения и подарки против воли жертвы.

Специалистка рассказывает: большинство сталкеров абсолютно здоровы и преследуют не всех подряд, а конкретных людей, которые не могут ответить им равноценно. Примеры преследования — настойчивые попытки общаться с человеком, несмотря на его нерасположенность к контакту (обычно навязчивые звонки и сообщения), слежка в реальной жизни или социальных сетях, подглядывание, попытки проникнуть в квартиру. Современная разновидность сталкинга — через онлайн-переводы денег: даже если преследователя заблокировали во всех соцсетях, с помощью денежных переводов он сможет оставлять сообщения.

Характерной стратегией сталкинга выступают шантаж самоубийством или причинением себе боли, запугивание жертвы, угрозы ей и ее близким, обещания испортить имущество. Хана Корчемная говорит, что преследователи пытаются навязать ответственность за свое благополучие на жертву. «От “смотри, до чего ты меня довела” до “только ты можешь меня спасти”», — приводит примеры она.

Специалистка кризисного центра напоминает: в насилии виноват насильник, оно может произойти вне зависимости от того, как пострадавшая себя вела и как отвечала агрессору. По ее словам, один из четких признаков, что речь идет о насилии, а не о конфликте, — ощущение, что отвечать честно и отстаивать себя перед собеседником опасно или чревато неприятными последствиями, мысли о том, что подстроиться и стерпеть правильнее, «иначе хуже будет».

Почему они нас преследуют

«Изобретать велосипед не нужно – во многих странах есть законы, которые помогают бороться с бытовым преследованием. Например, рабочая система существует в США: ты подаешь на сталкера в суд, суд выдает «запретительный ордер» – после этого преследователь не может приближаться к жертве. Если этот запрет нарушается, то совершается преступление против государства. Соответственно, следует серьезное наказание. В России бывали истории, что преследователи получали административные наказания и штрафы. Но это по большей части зависит от конкретного полицейского, который заводил (или не заводил) дело и предпринимал какие­-либо действия (или не предпринимал). Альтернатива полиции – центры помощи жертвам бытового насилия: «Ты не одна», «Насилию нет», «Сестры». Как правило, у жертвы сталкинга развивается недоверие к людям, с которыми она потом живет, депрессия, тревожность – и центры помогают справиться с этими последствиями. В течение последнего года стали появляться площадки, где сами мужчины обсуждают свой насильственный опыт. Культура публичности в вопросе абьюзивных отношений – это очень важно: люди, которые сталкиваются с публичным порицанием своих действий, начинают обращаться к специалистам и пытаются измениться».

Напишите свой комментарий ...