Кто обязан отвечать за уличное освещение?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто обязан отвечать за уличное освещение?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Городские жители привыкли к тому, что каждый вечер на улицах, в скверах, парках и во дворах зажигаются фонари. Освещение в деревнях и поселках имеет свою специфику. Его главной особенностью можно считать значительное отличие от городского освещения. Это объясняется тем, что в населенных пунктах нет интенсивного потока транспортных средств и людей.

Различия в ответственности муниципалитетов за освещение общественных мест и уличное освещение в частном секторе

Ответственность муниципалитетов за освещение общественных мест и уличное освещение в частном секторе различается, так как они обслуживают разные категории территорий с разными правовыми статусами. Вот основные различия:

  1. Владение и управление:
  • Общественные места, такие как улицы, площади, парки, аллеи, обычно находятся в собственности и управлении муниципалитета или городской администрации. В таких случаях, муниципалитет несет ответственность за установку, обслуживание и ремонт уличного освещения на этих территориях.
  • Частный сектор состоит из частных домов, коттеджей и прилегающих участков, которые принадлежат частным лицам или компаниям. Уличное освещение на таких территориях, как правило, находится в частной собственности и управлении собственников этих домов.
  1. Финансирование:
  • Для общественных мест, муниципалитеты обычно берут на себя финансирование установки, обслуживания и ремонта уличного освещения. Эти расходы входят в бюджет города или муниципалитета.
  • В частном секторе, собственники домов и участков обычно сами несут ответственность за установку, обслуживание и финансирование уличного освещения на своих территориях.
  1. Нормативные акты:
  • Освещение общественных мест в муниципалитетах часто регулируется нормативными актами и муниципальными правилами. Муниципалитеты определяют стандарты яркости, типы и местоположение уличного освещения, чтобы обеспечить безопасность и комфорт горожан.
  • В частном секторе, нормативные акты чаще всего регулируют обязательства собственников по обеспечению безопасного и эффективного освещения на их участках. Однако, степень жесткости таких нормативов может различаться в разных регионах.
  1. Обслуживание и ремонт:
  • Муниципалитеты обычно имеют собственные службы или заключают контракты с компаниями для обслуживания и ремонта уличного освещения на общественных территориях.
  • В частном секторе, обслуживание и ремонт уличного освещения лежит на плечах собственников домов или может быть поручено частным компаниям, с которыми они заключают договоры.

Из-за этих различий в ответственности, освещение в общественных местах обычно более стандартизировано и под контролем городской администрации, в то время как в частном секторе, оно может быть разнообразным и зависеть от желания и возможностей собственников.

Законодательные нормы и нормативы, регулирующие вопросы уличного освещения в частных домах и участках

Законодательные нормы и нормативы, регулирующие вопросы уличного освещения в частных домах и участках, могут различаться в разных странах или регионах. Ниже представлены типичные нормативы и законы, которые могут охватывать эту тему:

  • Законы строительства и градостроительства: в большинстве стран существуют законы, регулирующие проектирование и строительство жилых зданий и частных домов. Они могут включать требования к уличному освещению, таким как минимальная яркость и типы светильников, которые должны быть установлены.
  • Местные строительные кодексы: каждый муниципалитет может иметь свои собственные строительные кодексы и нормативы, которые определяют стандарты освещения для частных домов и участков. Это может включать правила обязательного наличия освещения во дворах, на подъездных путях и других территориях.
  • Электробезопасность: законы, регулирующие безопасность электроустановок, могут также включать нормативы относительно уличного освещения. Они могут определять, какие электрические устройства и проводка должны использоваться для обеспечения безопасности уличного освещения.
  • Энергоэффективность: в некоторых странах и регионах существуют нормативы по энергоэффективности, которые могут касаться и уличного освещения. Они могут поощрять использование энергоэффективных источников света и технологий для снижения потребления электроэнергии.
  • Ответственность собственников: законы и нормативы могут также определять обязанности собственников частных домов по обеспечению безопасного и работоспособного уличного освещения на своих территориях.
  • Законы об ответственности: в случае, если уличное освещение причинило вред или стало причиной несчастного случая, законы могут определять, кто несет ответственность за поддержание и обслуживание осветительных систем.

Важно отметить, что законы и нормативы могут меняться со временем и различаться в зависимости от местоположения. Поэтому рекомендуется обращаться к местным органам власти или юридическим консультантам для получения актуальной информации о законодательстве, касающемся уличного освещения в частных домах и участках в вашем регионе.

Рекомендации по улучшению системы управления уличным освещением в частном секторе

Для улучшения системы управления уличным освещением в частном секторе, можно принять следующие меры:

  • Образование и информирование: Проведите кампанию по образованию и информированию собственников частных домов о важности эффективного и безопасного уличного освещения. Объясните, как правильное освещение способствует повышению безопасности и комфорта в районе.
  • Создание жилищных ассоциаций или кооперативов: Поощряйте собственников домов объединяться в жилищные ассоциации или кооперативы. Такие структуры могут обеспечить более эффективное управление и координацию уличным освещением на территории комплекса или района.
  • Разработка местных нормативов: Разработайте или уточните местные нормативы и регуляции, касающиеся уличного освещения в частном секторе. Это поможет установить стандарты для яркости, типов светильников и частоты обслуживания.
  • Финансовая поддержка: Предоставляйте субсидии или финансовую поддержку собственникам домов для обновления и обслуживания уличного освещения. Это может позволить им внедрить более эффективные и энергоэффективные технологии.
  • Установка обратной связи: Создайте механизм обратной связи между собственниками и организациями, предоставляющими услуги по уличному освещению. Это поможет собственникам быстрее реагировать на проблемы и повысит эффективность обслуживания.
  • Профессиональные услуги: Рекомендуйте собственникам обращаться к профессиональным компаниям или подрядчикам для установки, обслуживания и ремонта уличного освещения. Это обеспечит высокое качество работ и продлит срок службы осветительных систем.
  • Энергоэффективность: Поощряйте использование энергоэффективных технологий и источников света. Это поможет сократить затраты на электроэнергию и снизить негативное влияние на окружающую среду.
  • Мониторинг и оценка: Внедрите систему мониторинга и оценки качества уличного освещения. Это позволит своевременно выявлять проблемы и вносить коррективы в управлении системой освещения.
  • Безопасность и профилактика: Повышайте безопасность окружающей среды через правильное освещение. Важно также осуществлять профилактические проверки системы уличного освещения для предотвращения возможных аварий и неполадок.
  • Сотрудничество с местными властями: Поощряйте сотрудничество с местными властями и муниципалитетами для обеспечения согласованности и координации уличного освещения на территории города или района.

Реализация этих рекомендаций может помочь улучшить систему управления уличным освещением в частном секторе, обеспечив более безопасную, эффективную и комфортную окружающую среду для всех жителей.

Согласно закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территории жилых домов, микрорайонов, кварталов, промышленных организаций и коммунальных, аллеи, дороги, улицы, мосты, бульвары, а значит, и дворы, находятся под контролем местных органов самоуправления.

ВНИМАНИЕ! Статья 16 говорит о том, что городская администрация устанавливает расписание освещения в темное время на перечисленных объектах. Однако собственники строений должны поддерживать освещенность.

Освещением городской местности занимаются энергосберегающие организации, являющиеся коммерческими структурами. Они составляют договор с местной организацией или иными лицами и предоставляют им свои услуги.Строительство и ремонт линий электропередач возлагается на все те же специализированные организации, с которыми администрация заключает договор.

Нормативы и требования

Чтобы иметь представление о том, как отстаивать свои права в случае отсутствия освещения, необходимо разобраться в том, как обустроено уличное освещение. Основными пунктами правил СНиП и строительных норм являются:

  • памятники и архитектурные объекты обязательно должны освещаться,
  • освещение главных дорог и второстепенных осуществляется с учетом вида дорожного покрытия и его способности отражать свет,
  • для каждого отдельного объекта предусмотрен конкретный уровень горизонтальной освещенности, так, для магистралей это значение соответствует 20 лк, для дорог районного значения – 15 лк, для улиц вполне хватает 4-6 лк.

Инструкция по составлению жалобы

Начинаем составлять жалобу с заполнения шапки, в которой укажем общие сведения об адресате и отправителе. Здесь нам потребуется указать полное наименование муниципального органа, в который подаётся официальная бумага, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес администрации. Уточнить подобные данные можно на официальном сайте госучреждения или спросить по телефону, позвонив в приёмную. В качестве сведений о себе гражданин указывает ФИО, серию и номер паспорта, место прописки.

Не забываем оставить способы обратной связи, ведь только так мы сможем рассчитывать на своевременный ответ. Допускается обозначить номер сотового телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес для корреспонденции.

Ниже по документу приступаем к оформлению основного структурного блока жалобы. Указываем, что в определённом месте населённого пункта не работает уличное освещение, однако фонари смонтированы. Нелишним будет напомнить администрации, что именно на органах местного самоуправления лежит обязанность по освещению улиц городов, посёлков, деревень.

Будет лучше, если вы сможете указать, на протяжении какого промежутка времени отсутствует освещение.

Следующим шагом обращаемся к представителю органа местного самоуправления, просим разобраться в вопросе, наладить уличное освещение. Подписываем официальную бумагу, передаём на рассмотрение нарочным способом или отправляем по почте. В течение тридцати календарных дней с вами свяжутся, предоставят ответ.

Если этого так и не произошло или несмотря на получение удовлетворительного ответа ситуация с освещением так и не изменилась, приступаем к составлению жалобы в прокуратуру.

Примерный образец

Жалоба на администрацию города

Удовлетворив вашу жалобу, прокурор может вынести протест, рекомендовав органу местного самоуправления устранить имеющиеся нарушения законности. Так как органы прокуратуры являются одновременно правоохранительными органами, сюда следует обращаться и в том случае, если есть подозрение, что администрацией города совершено серьезное правонарушение.

В суд. Судебный порядок рассмотрения жалоб на действия органов местного самоуправления самый сложный и долгий, однако, при исчерпании других возможностей, следует обратиться в суд. Жалоба на действия администрации города может быть подана, собственно, на действия, на постановление или на бездействие органа местного самоуправления.

Это означает, что администрация города, по мнению заявителя, нарушила тот или иной закон, приняв какое-либо решение, осуществив действие или отказавшись осуществлять действие.

Любые другие жалобы (например, жалоба на невежливое отношение к заявителю)

Отсутствует освещение или оно не работает

Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.

Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.

Отсутствует освещение или оно не работает

Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.

Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.

Согласно Федеральному Закону РФ No 131-ФЗ, все улицы, дороги, бульвары, мосты, а также территории промышленных предприятий, коммунальных организаций, жилых микрорайонов, кварталов и домов находятся под контролем органов местного самоуправления.

Организация исправного освещения на вышеперечисленных объектах – задача местного значения. Согласно статье 16 РФ за расписание, в котором указан порядок освещения объектов в темное время суток, должна отвечать администрация городского округа. Но поддерживать освещение должны собственники объектов.

Освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации —, городские электросети. Они относятся к коммерческим организациям. Электросети предоставляют услуги электроснабжения, предварительно заключив договор с собственниками объектов, местной администрацией, физическими или юридическими лицами.

Специализированные компании, с которыми местная администрация заключила договор должны осуществлять строительство, эксплуатацию, обслуживание, а также ремонт сетей и линий электропередач. В случае, если вы получили отказ органов местного самоуправления решить возникшую проблему, можно подать заявление в суд.

ВНИМАНИЕ! В заявлении, которое подаете в судебную инстанцию надо указать факт невыполнения прямых обязанностей и бездействия органов местного самоуправления.

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131.
В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ, то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154.

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Куда и как обращаться

Знают ли жители городов, недовольные качеством уличного освещения куда жаловаться на то, что коммерческие организации недобросовестно исполняют свои обязанности? Решение проблемы зависит от знаний горожан своих прав и законов, так как при поломке светильников возле дома и отсутствии фонарей на улице надо обращаться в разные инстанции.

У жителей городов, в зависимости от выявленной проблемы, есть несколько вариантов исправить ситуацию. Они могут обратиться в следующие организации:

  • Служба ЖКХ города. Организация занимается эксплуатацией, а также обслуживанием ремонтом сетей уличного освещения, в том числе включает и выключает уличные фонари.
  • Администрация или исполнительный комитет города. Организация отвечает за четкое соблюдение стандартов и требований, установленных для организации качественного уличного освещения.

Куда жаловаться, если не горят фонари

Одна из главных проблем современной России – это отсутствие освещения в мелких населенных пунктах. Иногда света на улице нет и в крупных городах. Поэтому вопрос о том, куда обратиться, если во дворе не горят фонари, актуален для всех.

Согласно среднестатистическим данным, уличная лампа способна беспрерывно работать около 18 месяцев. Все зависит от погодных условий конкретного региона страны. В некоторых местах фонари горят три – четыре года подряд. Именно поэтому четких сроков по замене осветительных приборов не установлено. Никто не застрахован от того, что неожиданно перестают гореть уличные фонари.

Однако если такое случается, прибор в обязательном порядке должен быть починен. При чем не обязательно лампа должна быть полностью перегоревшая. Если уличное освещение слабое, это создает повышенную опасность. Люди могут получить травмы, в районе увеличиваются случаи грабежей, краж.

Если во дворе нет света, можно подать жалобу в местную администрацию. Заявление может быть как коллективное, так и от одного лица. Она рассматривается в течение тридцати дней с момента регистрации документа. По результатам проверки освещение полностью восстанавливается.

Согласно Федеральному Закону РФ No 131-ФЗ, все улицы, дороги, бульвары, мосты, а также территории промышленных предприятий, коммунальных организаций, жилых микрорайонов, кварталов и домов находятся под контролем органов местного самоуправления.

Организация исправного освещения на вышеперечисленных объектах – задача местного значения. Согласно статье 16 РФ за расписание, в котором указан порядок освещения объектов в темное время суток, должна отвечать администрация городского округа. Но поддерживать освещение должны собственники объектов.

Освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации — городские электросети. Они относятся к коммерческим организациям. Электросети предоставляют услуги электроснабжения, предварительно заключив договор с собственниками объектов, местной администрацией, физическими или юридическими лицами.

Специализированные компании, с которыми местная администрация заключила договор должны осуществлять строительство, эксплуатацию, обслуживание, а также ремонт сетей и линий электропередач. В случае, если вы получили отказ органов местного самоуправления решить возникшую проблему, можно подать заявление в суд.

ВНИМАНИЕ! В заявлении, которое подаете в судебную инстанцию надо указать факт невыполнения прямых обязанностей и бездействия органов местного самоуправления.

Из-за чего возникают проблемы с освещением

Часто освещение улиц приостанавливается. При этом выделяют несколько главных проблем, из-за чего возникают проблемы с подачей энергии.

Обрыв коммуникаций

Это одна из самых распространенных причин приостановления освещения. Решать ее будут местные органы власти и энергопоставляющая компания сообща.

Недостаточность финансирования

Это проблема мелких поселений. Однако местная администрация просто обязана обеспечить светом места скопления людей и опасные участки дороги, даже если денег не хватает.

Бездействие органов власти

Это проблема, с которой мало кто сталкивался. Она возникает, наверное, из-за недостаточности понимания своей работы председателями сельских советов. Ведь именно на их плечи ложится обязанность по составлению плана освещения улиц. Если такового документа не представлено, то и федеральный бюджет не выделит финансирования.

Если фонари погасли из-за природных катаклизмов, коммунальные службы восстанавливают освещение в самый кратчайший срок. Если в течение трех дней подача энергии не восстановлена, можно писать жалобу в местную администрацию.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Виды столбов и порядок их установки

Чтобы уровень света был достаточным для отведенной территории, необходимо светильники устанавливать на определенную высоту. Для этого предназначены специальные опоры, производимые из разных материалов:

  1. Дерево. Для этого подходят в основном хвойные породы. Стоимость таких столбов невысока, у них небольшой вес и устанавливать их несложно. Также они довольно безопасны в чрезвычайных ситуациях. Однако долговечными они не являются, требуют обработки против гниения.
  2. Бетон. Цена их также невысока, просты в использовании и имеют долгий срок службы. Однако вблизи таких опор нежелательно протекание грунтовых вод.
  3. Железобетон. Данный вид опор долговечен, не подвержен коррозии, недорог. Но требует больших затрат при установке и обслуживании.
  4. Металл (алюминий или сталь). Хотя цена таких столбов довольно высока, они отличаются прочностью и долговечностью.

При установке опор важно уделить внимание фундаменту. Глубина при газонной установке не может быть менее 80 см. При остальных видах монтажа глубина не должна быть менее 160 см.

Среди других требований выделяют:

  • промежуток между опорами должен быть не менее 60 см;
  • установка опор в один ряд;
  • опоры в два ряда выстраиваются в шахматном или прямоугольном порядке.

На расстояние от бордюра дороги влияет интенсивность движения:

  1. если на дорогах нет грузовых машин – 0,3 м;
  2. второстепенные дороги – 0,6 м;
  3. магистрали – 1 м.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...