Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли ФСС отказать в выплате пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (у застрахованных лиц – с момента заключения трудового договора с работодателем).
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 12 данного закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п. 1 ст. 22).
Один из видов социальных страховых рисков – материнство, которому корреспондирует в числе прочих такой вид страхового обеспечения, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 165-ФЗ).
Когда ФСС откажет в пособии по уходу за ребенком
На основании ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины – работника организации ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен:
-
Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);
-
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к одному из видов страхового обеспечения. Оно выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на него имеют матери (отцы, другие родственники, опекуны), подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.
К сведению: в силу ст. 63 СК РФ обязанность по осуществлению ухода за новорожденным ребенком возложена в первую очередь на родителей. С момента рождения ребенка родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права), а также ответственность за их воспитание и развитие.
Статьей 13 Федерального закона № 81-ФЗ установлено: ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется как работающим, так и неработающим гражданам.
Работающим гражданам данное пособие предоставляется в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием или сокращением трудовой деятельности. Для неработающих – это пособие также является компенсацией за невозможность трудоустроиться и начать трудовую деятельность в период ухода за ребенком до полутора лет.
Ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.
Страхователи (работодатели) выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком (ст. 256 ТК РФ, ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ).
Когда ФСС откажет в возмещении расходов на выплату пособия по уходу за ребенком?
Трудовым кодексом не установлено, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня (смены), чтобы указанный режим можно было отнести к режиму неполного рабочего времени.
В связи с этим необходимо решить следующий вопрос: какова должна быть максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, чтобы расходы аптечной организации по выплате пособия по уходу за ребенком были признаны правомерными? А также можно ли возместить указанные расходы, сократив рабочий день на несколько минут? В каком случае ФСС сделает вывод о том, что расходы на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет произведены с нарушением требований законодательства?
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица (работника), находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени.
Решения в пользу работодателей
Ранее суды, рассматривая споры организаций с ФСС, указывали: застрахованному лицу, оформившему по месту работы отпуск по уходу за ребенком и работающему на условиях неполного рабочего времени, действующим законодательством гарантировано сохранение права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Исходя из положений Конвенции Международной организации труда от 24.06.1994 № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю).
В таком случае при наличии между организацией и работником трудовых отношений, при возникновении страхового случая, при выплате последнему пособия режим работы застрахованного лица признается отвечающим признакам неполного рабочего дня и сокращенной рабочей недели. Названные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении условий, необходимых для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, и об отсутствии правовых оснований для отказа ФСС в принятии к зачету расходов страхователя (см. Постановление ФАС ДВО от 19.09.2012 № Ф03-3632/2012 по делу № А51-3233/2012 (Определением ВАС РФ от 18.01.2013 № ВАС-18144/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)). Отметим, что в названной ситуации каждый рабочий день был сокращен на 40 минут, а рабочая неделя длилась, соответственно, 36 часов (вместо 40).
В Определении от 11.04.2013 № ВАС-4041/13 ВАС также признал неправомерным отказ ФСС в зачете пособия, выплаченного работнику, который трудился 39 часов в неделю вместо 40 (в расчете на день сокращение составляло 12 минут). Высшие судьи исходили из того, что законодательство не устанавливает, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня, чтобы соблюдался режим неполного рабочего времени.
Несмотря на то что с начала 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты пособий из ФСС, вопросы у бухгалтеров все равно возникают. Рассказываем, может ли работодатель отказать в выходе на неполный рабочий день сотруднику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, как учитывать неполную ставку при начислении пособия и как оформить пособие матери, если изначально в отпуске по уходу был отец.
Стоит пояснить, что пособие до 1,5 лет – это самостоятельная социальная выплата или финансовая помощь женщине с новорожденным в период ее оправданной нетрудоспособности.
Расчет пособий осуществляется, исходя из того факта, работала до беременности женщина или нет.
Так, официально трудящиеся матери расчет могут произвести при помощи онлайн-калькулятора. Кроме того, он достаточно прост. А сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет лишь 40 % от среднемесячной заработной платы, получаемой в период профессиональной деятельности.
Когда ФСС накажет за выплату пособий
Размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.
Вид пособия |
Размер |
За постановку на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) |
708,23 руб. |
При рождении (усыновлении) ребенка (установлении опеки, передаче в приемную семью) |
18 886,32 руб. |
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет |
7082,85 руб. |
На ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
12 817,91 руб. |
На ребенка, проживающего в чернобыльской зоне от рождения до 1,5 лет |
3 652,44 руб. |
Не стоит совершать типичную ошибку многих мамочек, которые путают два вида периода – декрет и по уходу за ребенком. Декрет актуален только для официально трудоустроенных женщин с 30 недели беременности: 70 до рождения и 70 дней после рождения, итого срок его получается 140 дней. В эти периоды времени мамочка от работодателя получает декретные выплаты, и размер их обычно равен 100 % от среднего значения ее заработной платы. Как только закончится срок декретного отпуска, у мамочки начинается отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного денежного пособия до 1.5 лет.
Список документов, необходимый для предоставления в орган, начисляющий и производящий выплаты:
- заявление на отпуск по уходу за ребенком и на назначение пособия;
- сведения о застрахованном лице;
- документ о рождении ребенка или его усыновлении оригинал + ксерокопия, а также предыдущих детей;
- документ, подтверждающий тот факт, что второму родителю подобное пособие не назначено и не начисляется, например, справка с работы или учебного заведения, для студентов;
- при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу)
- справка о заработной плате с прежнего места работы, если претендент менял место работы за последние 2 года.
До 2021 действовала зачетная система, при которой организация платила страховые взносы за минусом сумм, которые были выплачены работникам по больничным листам. Зачетный механизм предусмотрен пунктами 2, 8, 9, 16 статьи 431 Налогового кодекса.
С 2021 года организации обязаны перечислять взносы на случай временной нетрудоспособности в полном объеме.
ФСС будет выплачивать следующие пособия:
- по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);
- по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
По системе прямых выплат будет оплачиваться дополнительный отпуск работнику, пострадавшему на производстве.
Изменения с 2022 года в начислениях детских пособий от ФСС
Бухгалтерия организации в соответствии с Постановлением № 294 должна получить от работника заявление и подтверждающие документы и не позднее 5 календарных дней со дня получения направить их в территориальный орган Фонда сведения для назначения и выплаты соответствующего пособия. То есть, документы направляют в фонд в виде электронного реестра.
Если бухгалтерия передаст в Фонд не все документы или сведения будут неполными, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней направит извещение о необходимости предоставить недостающие сведения.
Недостающие документы или сведения должны быть переданы в фонд в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
Выплата пособий работникам осуществляется территориальным отделением ФСС в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия.
- путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений,
- через организацию федеральной почтовой связи,
- через иную организацию по заявлению работника (его уполномоченного представителя).
Нюансы выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в те же сроки, что в выплаты по больничным: в течение 10 дней с момента поступления в фонд заявления и документов, подтверждающих право на пособие.
Далее, территориальный органом Фонда будет переводить ежемесячные выплаты пособия по уходу за ребенком должны с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Если у компании по состоянию на 1 января 2021 года есть работницы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком и получающие пособия, последний раз им нужно выплатить пособие за декабрь 2020 года. Фактически эта выплата производится в день выплаты заработной платы работникам за декабрь.
Затем, нужно получить у работницы заявление и документы о рождении ребенка. Все документы нужно передать в ФСС. С выплат за январь пособие работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, будет платить фонд.
Задача бухгалтера, вовремя получить заявление и свидетельство о рождении ребенка, чтобы не оставить сотрудника без денег.
Работник должен закрыть больничный в своей поликлинике и предоставить его в бухгалтерию или в отдел кадров.
Сотрудник бухгалтерии принимает больничный и выдает работнику бланк для оформления заявление на выплату пособия. В заявлении работник обязан указать свой банковский счет или почтовый адрес.
В течение 5 календарных дней бухгалтерия или отдел кадров фирмы должны подготовить все документы, составить реестр и отправить в отделение ФСС по месту регистрации.
Если у компании более 25 человек: документы нужно отсканировать и отправить электронном виде. Если у компании 25 человек и менее: документы отправить в бумажном виде.
Фонд в течение 10 дней перечисляет деньги на банковский счет работника или отправляет ему почтовый перевод на сумму пособия.
Отпуск по уходу за ребенком: топ-5 вопросов
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).
Для расчета «усредненной зарплаты» нужно взять два календарных года, перед оформлением отпуска по уходу за ребенком (См. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).
Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е. продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ). Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.
Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.
Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы, а не дополнительного материального стимулирования (Письмо ГУ — МРО ФСС РФ от 14.10.2020 N 14-15/7710-4421л). Сложившаяся судебная практика также поддерживает ФСС. Например, Постановление АС Центрального округа от 21.04.2021 по делу N А09-11880/2019: суд признал, что работодатель злоупотреблял правом. По его мнению, работник получил дополнительное материальное обеспечение, т.к. пособие было выше компенсации утраченного заработка в 5,4 раза.
Также чиновники разъяснили, что сокращение рабочего времени должно быть в часах. Арбитры тоже придерживаются этого мнения (например, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 329-О).
Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».
Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.
Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).
Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячных выплат на детей (пособия) в размере 40% заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.
В настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым установят норму рабочего времени для сохранения пособия по уходу за ребенком. Предполагается, что продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохранят право на пособие по уходу за ребенком, не должна превышать 50% от нормальной продолжительности рабочего времени. Изменения должны вступить в силу 1 июля 2022 года (Проект Федерального закона N 42001-8).
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (п.11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).
На работодателя возлагается обязанность сообщать в ФСС о прекращении права на выплату пособия. Например, если работник уволился, прекратил отпуск по уходу за ребенком и вышел на работу на полное рабочее время, смерти ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. В таком случае работодатель в трехдневный срок должен направить уведомление в территориальный орган Фонда (п.6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).
Правила и алгоритм выплаты пособий напрямую от ФСС с 2021 года
Государственная услуга по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае невозможности его выплаты страхователем (далее — Пособие).
Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда, в которых состоят на учете (или состояли до прекращения деятельности) страхователи, не выплатившие Пособие застрахованным лицам.
Результатом предоставления государственной услуги является назначение и выплата Пособия или отказ в назначении и выплате Пособия.
Территориальный орган Фонда назначает и выплачивает Пособие в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя документов Информации, указанных в пунктах 12 и 16 Регламента, независимо от способа подачи заявления о предоставлении государственной услуги.
Территориальный орган Фонда назначает и выплачивает Пособие в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя документов Информации, указанных в пунктах 12 и 16 Регламента, независимо от способа подачи заявления о предоставлении государственной услуги.
Получение территориальным органом Фонда заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В случае получения государственной услуги в электронной форме заявителем представляется возможность направить заявление о предоставлении государственной услуги и соответствующие документы через Единый портал путем заполнения специальной формы.
В случае если при обращении в электронной форме за получением государственной услуги через Единый портал идентификация и аутентификация заявителя осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации, заявитель вправе использовать простую электронную подпись при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Документы, прилагаемые к заявлению, удостоверяются квалифицированной электронной подписью лиц, наделенных полномочиями на создание и подписание таких документов.
В случае удостоверения электронных образов документов, прилагаемых к заявлению, усиленной квалифицированной подписью нотариуса, такой документ должен соответствовать Требованиям к формату изготовленного нотариусом электронного документа, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 155.
При направлении электронных образов документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с Законом № 63-ФЗ, оказание государственной услуги осуществляется при условии предоставления на бумажном носителе оригиналов документов (копий документов, заверенных в установленном порядке), указанных в пунктах 12 и 16 Регламента, кроме заявления.
1 раб. дн.
Отказ в предоставлении государственной услуги
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги
Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
несоблюдение установленных статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ) условий признания действительности квалифицированной подписи, выявленных в результате ее проверки, в соответствии с пунктом 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852;
обращение за назначением и выплатой Пособия по истечении шестимесячного срока со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет.Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 и включает следующие причины:
непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и другое);
длительная временная нетрудоспособность заявителя вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении заявителей в суд.