Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бессрочная аренда земельного участка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Как заполнить СЗВ-СТАЖ за 2021 год по новым правилам
35,3 тыс. 0
ФСБУ 25/2018: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года
Все договоры аренды в отношении недвижимого имущества, заключенные на срок более года, подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 610 ГК РФ). На практике, чтобы избежать лишних хлопот и трат, стороны договора заключают его на срок 11 месяцев и потом бесконечно пролонгируют, что может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.
Важно! При заключении договора аренды недвижимости на неопределенный срок регистрация не требуется (п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59, письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2018 № Д23и-389).
Этот фактор можно отнести к безусловному плюсу.
Как мы уже отмечали, бессрочные арендные договоры достаточно легко расторгнуть, направив уведомление о расторжении другой стороне.
При этом отказ от дальнейшего исполнения договора аренды является безусловным. Это означает, что расторжение договора не зависит от факта нарушения условий договора одной из сторон, а продиктован одним только желанием не продолжать арендные отношения (Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 16092/10, от 15.02.2011 № 14381/10).
Начиная с 2022 года, для многих компаний становится обязательным применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н).
Этот стандарт касается учета как у арендатора, так и у арендодателя. Для некоторых бухгалтеров применение данного стандарта вызывает сложности, ведь арендованное имущество годами учитывалось на забалансовом счете и не выводилось на баланс у арендатора. Теперь требуется определять так называемую справедливую стоимость, руководствуясь международным стандартом IFRS 16 «Аренда» и использовать ставку дисконтирования.
Можно ли избежать применения этого стандарта и учитывать арендные отношения по «старым» правилам?
Классификация объектов учета аренды подразумевает выполнение ряда условий. Одним из таких условий является предоставление арендодателем арендатору предметов аренды на определенный срок (п. 5 ФСБУ 25/2018). Как мы видим, формально бессрочные договоры аренды не подпадают под объекты учета. А при расчете срока аренды для целей учета стандарт опять отсылает нас к срокам, установленным договорам аренды (п. 9 ФСБУ 25/2018).
Обратимся к международному стандарту IFRS 16 «Аренда» — он тоже регулирует арендные отношения с определенным сроком действия.
В данной ситуации стороны, которые изначально заключают договоры аренды на 11 месяцев, а затем их продлевают, не избавлены от обязанности применять стандарт. Согласно п.9 ФСБУ 25/2018 точкой отчета действия срока аренды является дата предоставления предмета аренды.
Поэтому бессрочные договоры аренды проще отражать на счетах бухгалтерского учета.
Как это бывает в жизни — «кто-то теряет, а кто-то находит». Для арендодателя — это безусловный плюс, но для арендатора такое легкое расторжение может повлечь за собой финансовые потери. А если арендатор еще заключил договор субаренды, то ситуация более осложняется.
Напомним, что арендатор может заключить договор субаренды на основании договора аренды на неопределенный срок, за исключением случаев, когда договор аренды содержит такой запрет (ст. 615 ГК РФ).
На практике нередки случаи, когда арендатор, получив такое уведомление, не спешит покидать арендованную площадь, полагаясь на недопустимость одностороннего отказа от сделки (ст. 310 ГК РФ).
Однако в отношении бессрочных договоров уведомление является безусловным основанием для прекращения арендных отношений (Постановление АС Дальневосточного округа от 09.10.2020 № А59-6422/2019).
Как отметили высшие судьи в 2019 году, данная норма носит универсальный характер и применима даже в том случае, если арендатор на арендованном земельном участке возвел нестационарные торговые объекты. В этой ситуации реализация права арендодателя на отказ от договора не ставится в зависимость от наличия на арендованном участке какого-либо объекта (Определения ВС РФ от 17.06.2021 № 303-ЭС21-8752, от 19.03.2019 № 310-ЭС19-2506, от 27.06.2017 № 305-ЭС17-2608).
Боясь внезапного выселения, арендаторы намеренно стараются не получать уведомление от арендодателя о расторжении договора. Но, увы, это не является спасательным кругом для арендатора.
Уведомление считается полученным даже при отсутствии подписи о вручении почтового отправления. Согласно п. 341 «Почтовых правил» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992), почтальон на оборотной стороне уведомления формы № 119 в специально отведенном месте отмечает, когда и кому выдано почтовое отправление и впоследствии передает его на почту. То есть никакой росписи получателя на уведомлении о вручении почтового отправления «Почтовые правила» не содержат (Определение ВАС РФ от 20.04.2012 № ВАС-4045/12).
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; 2018, N 25, ст. 3696), и пунктом 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2721; 2012, N 10, ст. 1241), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2017 № 166 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.09.2017, регистрационный N 48258).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Росимущества В.В. Яковенко Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.
1.1. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее соответственно — Административный регламент, государственная услуга), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц с Заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями при предоставлении государственной услуги.
1.2. Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее — Заявитель, заявители).
2.1. Государственная услуга по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.
2.2. Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
2.3. При предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов (далее — заявление) с приложенным к нему полным комплектом документов, предусмотренным статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2016, N 27, ст. 4269), направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением Заявителя.
2.4. Запрещается требовать от Заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2020, № 1, ст. 51) (далее — Постановление N 352).
2.5. Результатом предоставления государственной услуги является:
— осуществление подготовки проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания Заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
— принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направление принятого решения Заявителю;
— принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Что ждет арендаторов и арендодателей в 2022 году?
2.6. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.
В случае необходимости проведения оценки рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3821; 2020, N 9, ст. 1189) срок оказания услуги может превышать срок, установленный настоящим Административным регламентом, на срок указанный в соответствующем договоре о проведении оценки).
2.8. Для получения государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов заявитель представляет следующие документы (далее — Заявительные документы):
1) заявление в письменной форме или в форме электронного документа, содержащее следующую информацию:
— фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
— наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
— кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
— основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований;
— вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
— реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
— цель использования земельного участка;
— реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
— реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
— почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;
2) документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица — документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом Росимущества или территориального органа Росимущества и приобщается к поданному заявлению;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства;
5) к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
2.9. Заявление заполняется при помощи средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами черного или синего цвета.
Рекомендуемый образец заявления приведен в приложении N 1 «Заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов» к Административному регламенту.
2.10. Заявитель имеет право лично либо через своих представителей представить заявление с приложением копий документов в Росимущество и территориальные органы Росимущества:
— в письменном виде по почте (с описью вложения и с уведомлением о вручении) или на почтовый адрес Росимущества или соответствующего территориального органа Росимущества;
— в электронной форме, подписанных действительной усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя или представителя Заявителя;
— посредством личного обращения через многофункциональный центр при предъявлении Заявителем или представителем Заявителя документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя.
— посредством личного обращения в Росимущество или территориальные органы Росимущества в приемные дни, согласно расписанию, размещенному на Сайте.
2.11. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается Заявителем в присутствии специалиста многофункционального центра.
2.12. Заявитель вправе подать заявление об оставлении запроса без рассмотрения.
Рекомендуемый образец заявления приведен в приложении N 2 «Заявление об оставлении запроса без рассмотрения» к Административному регламенту.
Выбор земли и передача ее для хозяйственных целей проводится только с согласия собственника. Право на землю позволяет перевести участок из правительственной в личную собственность.
Зарегистрировать право на бессрочное обращение земельным участком необходимо согласно правилам, предусмотренным на уровне свода законов.
Алгоритм регистрации права:
Бессрочная аренда наделов отличается по пакету документов, исходя из категории граждан, имеющих право на бессрочное пользование участков.
Ранее право бессрочного пользования передавалось с помощью локальных актов, то для юридических лиц обязательно составление договора на бессрочное пользование с вышестоящей властью, которая является собственником земельных наделов, передаваемых в аренду.
Договор бессрочной аренды земли содержит следующие аспекты:
- наименование заинтересованных сторон с заполнением их реквизитов;
- предмет договора;
- размер и местонахождение участка земли;
- вид и группа земельного надела;
- хозяйственное назначение;
- схема кадастра;
- временные рамки пользования земельным участком;
- порядок пользования наделом.
Договор на право использования участка нужно обязательно зарегистрировать.
Земельный участок с его четкими границами является предметом договора. Это значит, что бессрочно пользоваться можно только той землей, которая была подвергнута процедуре межевания (установлены границы надела и установлен номер кадастра).
Земельный участок передается от владельца к пользователю в конкретные сроки, прописанные в договоре и заверенные актом приема – передачи.
Согласно договору, владелец земли ведет контроль за целевым использованием надела и вправе расторгнуть договор в том случае, если:
Для переоформления надела в собственность необходимо обратиться в администрацию по месту жительства. Физическое лицо должно предоставить единый номер и выписку из ЕГРН. Эти документы можно получить в региональном отделе Федерального управления кадастра и картографии.
Кадастровый специалист выполняет техническую составляющую – оформляет землю на учет, создает схему и паспорт земельного участка.
Рамки территории должны быть согласованы с владельцами смежных территорий. В случае договоренности сторон оформляется специальный документ. В противном случае, придется начать судебный процесс.
Регистрация права обеспечит наличие выписки из ЕГРН и бумаги о бессрочной аренде. Пакет документов предъявляется в муниципалитет, где решается вопрос о предоставлении земли.
Два упрощения в учете арендатора в 2022 году
В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок.
При этом арендатор, продолжающий пользоваться имуществом, не несет перед арендодателем никакой материальной ответственности за несвоевременный возврат имущества.
Вместе с тем, до сих пор ряд арбитражных судов признают такие договоры прекратившими свое действие, а действия арендаторов – незаконными, взыскивая с них пени, штрафы и неустойки. В частности, в праве на продление арендных договоров суды отказывают в следующих случаях:
- при установлении в тексте договора срока его действия;
- при установлении в договоре условия об обязательном возврате имущества по истечении срока действия договора;
- при наличии в договоре условия о неустойке за несвоевременный возврат имущества по окончании срока действия договора.
Обратная ситуация наблюдается в случаях, когда арендаторам пытаются «навязать» продление арендных правоотношений при прекращении использования ранее арендованного имущества.
Основанием для подобного «продления» договоров и взыскания арендной платы в этих случаях выступает отсутствие актов возврата (передачи) арендованного имущества, которые якобы в обязательном порядке должны оформляться после прекращения срока договоров.
Причем многие арбитражные суды встают именно на сторону арендодателей, взыскивая с арендаторов плату по сути за не используемое ими имущество.
По мнению судов, если арендатор не представляет акт возврата имущества арендодателю, составление которого требуется по условиям договора, то арендованная вещь остается в распоряжении арендатора. Ею продолжают пользоваться и, следовательно, должны вносить соответствующую арендную плату.
Сам же факт освобождения арендатором помещений без расторжения договора и без возврата арендодателю имущества по акту приема-передачи не может служить основанием для освобождения от внесения арендной платы.
ВС РФ признал подобную практику противоречащей нормам ГК РФ (определение ВС РФ № 310-ЭС19-26908).
Суд пояснил, что отсутствие актов приема-передачи не является безусловным доказательством того, что арендатор продолжает пользоваться имуществом после прекращения срока действия договора. Не свидетельствует отсутствие этих актов и о возобновлении договоров аренды на неопределенный срок.
Дело в том, что п. 2 ст. 621 ГК РФ связывает возобновление прекратившего действие договора аренды исключительно с продолжением использования арендатором данного имущества, но не с фактом составления акта приема- передачи.
Стороны могут письменно и не составлять данный акт, попросту вернув имущество арендодателю по устной договоренности. Однако это не является основанием для взыскания с арендатора платы за неиспользуемое имущество.
Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).
Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).
ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.
Написать комментарий
В постоянное (бессрочное) пользование или аренду на неопределенное время имеют право оформлять государственные и муниципальные учреждения, органы местной власти, граждане и юридические лица. Закон позволяет такие участки пользователям в первую очередь покупать в личную собственность. На время аренды запрещено менять целевое назначение земли, продавать, делить, передавать в пользование наследникам и т. д.
Действующие нормативные акты имеют несколько определений земельных участков, но отдавать предпочтение одному из них неправильно. Для обязательного применения необходимо брать специальные нормы земельного законодательства, а определения гражданского права использовать субсидиарно. Следует иметь в виду положения ст. 3 ГК РФ, которая делает приоритетным регулирование актов гражданских отношений на федеральном уровне.
Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование. осуществляет владение и пользование этим, использует в целях, для которых он предоставлен.
Порядок использования правообладателем аналогичен порядку использования, предоставленных в постоянное пользование. Предоставление участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается.
Предоставление в аренду их собственниками осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Анастасия Бахтина и Артем Барсегян комментируют условия продажи недвижимости, расположенной на участке, предоставленном собственнику в постоянное пользование.
Может ли собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, продать этот объект? Необходимо ли для этого сначала оформить договор аренды на участок и размежевать его?
Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ земельные, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование только субъектам, указанным в п.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного в безвозмездное пользование.
Нормы закона прописывают, что положения главы V.1 не применяются только к отношениям, связанным с арендой земельных в составе земель лесного фонда.
Продажа участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением:
1) участков, образованных из земельного, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории; 2) земельных, образованных из участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации; 3) участков, образованных из земельного, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации; 4), образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации; 5) участков, образованных в результате раздела, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу; 6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ; 7), находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п.
Документ представляет собой соглашение, при котором государство выделяет участок земли для целевого использования на безвозмездной основе.
Наличие земельного надела от государства не предусматривает возможности его замены, продажи или передачи другим пользователям, как это было в советском законодательстве (можно ли продавать землю, если она в аренде, как провести процедуру?).
В соответствии с ЗК РФ (ст. 39.9, ред. от 27.06.2019), право на неограниченное использование имеют следующие организации:
- органы государственного и муниципального управления;
- бюджетные, казённые или автономные учреждения;
- уполномоченные центры по сохранению исторического наследия бывших президентов Российской Федерации;
- районные и городские администрации.
Обладатели земельных наделов обязаны переоформить документы по новым требованиям законодательства, которое предусматривает два варианта: выкуп участка по праву преимущественной покупки и оформление договора на бессрочную аренду.
У нас есть и другие материалы об аренде ЗУ:
- ; ; ; ; ;
- аренда лесных участков, сельскохозяйствнных и промышленных.
Арендные споры: новые разъяснения Верховного Суда РФ
Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.
Особенностями бессрочного права использования земли являются:
Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.
Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.
Порядок переоформления зависит от того, кто является правообладателем земельного надела. Это могут быть, как граждане, так и юридические лица. Алгоритм переоформления также разнится в зависимости от того, к какой категории относится юридическое лицо: коммерческой или некоммерческой. Рассмотрим граждан и юридических лиц отдельно друг от друга.
N 137-ФЗ от 2001 года устанавливает упрощенный порядок переоформления земли в собственность. Включает три этапа:
- Написание заявления о предоставлении земли в местную администрацию. Все зависит от того, в чьей собственности находится территория.
- Ответ от указанной инстанции.
- Регистрация права в Росреестре (территориальное подразделение), либо в МФЦ (любом, вне зависимости от того, где находится недвижимость).
Каждый этап – это выполнение действий. Заявление подается вместе с комплектом бумаг, которые обязательно исследуются местной администрацией. Помимо разрешения от местного органа, необходимо подписать с ним договор купли-продажи участка земли.
Перечень документов, который относится вместе с заявлением в местный орган власти, утвержден приказом Минэкономразвития под №370. Комплект следующий:
- паспорт (копия) заявителя;
- если от имени юридического лица действует представитель, то его паспорт, а также доверенность;
- ОГРН свидетельство (копия);
- выписка из ЕГРП;
- паспорт на землю;
- основания приобретения режима на бессрочное пользование (документ).
Несмотря на то, что перечень является обязательным и местный орган вправе отказать в регистрации, если хотя бы одна бумага отсутствует, судебная практика говорит несколько об ином.
Так, по одному рассматриваемому судом делу (Постановление от 22.06.
2009 N Ф04-3634/2009(9107-А03-37), было заявлено, что отсутствие в списке бумаг правоустанавливающего документа, доказывающего факт бессрочного пользования землей, не может считаться основанием к отказу в регистрации.
За нарушение сроков переоформления на юридическое лицо налагается штраф: от 20000 до 100000 рублей. После оплаты штрафа, необходимо переоформить режим бессрочного пользования. Но учитываем, что право покупки земли по льготной стоимости, нарушитель утратил!
- Через Росреестр. Личное посещение регистрирующего органа.
- Обращение в МФЦ.
- Почта. Необходимо отослать документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Заполнение электронной заявки через официальный сайт Росреестра, но с наличием у гражданина усиленной электронной подписи (далее, по тексту ЭЦП).
Примерно 2 недели уходит на то, чтобы оформить собственность. Регистрирующий орган принимает документы, оценивает их на предмет соответствия закону. В кадастровую базу вносятся данные об участке земли по его характеристикам, а также информация о правообладателе. В результате собственник получает выписку из ЕГРН.
Именно этот документ подтверждает то, что человек владеет землей по праву собственности.
Нюансы применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»
Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:
- в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
- лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.
Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.
В статье 269 ГК РФ регламентировано, что лица, получившие по данному праву свой кусок земли, вольны пользоваться им, но не распоряжаться.
Но только за исключением ситуаций:
- заключение соглашения, определяющего сервитут;
- передача участка по упомянутому праву в формате служебного надела по нормам, не противоречащим ЗК РФ.
Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.
К ним относятся:
- казенные предприятия;
- больницы, школы и т. д.;
- центры исторического наследия РФ.
Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.
Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.
Документ представляет собой соглашение, при котором государство выделяет участок земли для целевого использования на безвозмездной основе.
Наличие земельного надела от государства не предусматривает возможности его замены, продажи или передачи другим пользователям, как это было в советском законодательстве (можно ли продавать землю, если она в аренде, как провести процедуру?).
Все стороны, вступающие в правовые земельные отношения, имеют право самостоятельно определять правила и условия договора, а также устанавливать период действия соглашения.
Подробнее о сроках, условиях, сторонах и предмете договора аренды земли можно прочесть
здесь
!
Но в отдельных случаях федеральное законодательство предусматривает ограничение такого права, если существуют определенные условия и особенности пользования земельным учаском, предусмотренные законодательством.
В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов
На основании статьи 39.8 ЗК РФ земельные участки, на которых находится недостроенный объект, с целью окончания его сооружения могут быть предоставлены заинтересованному лицу в пользование до 3 лет.
На такой же период времени ЗК предусматривает выделение территорий физическим лицам для ведения на предоставленных землях хозяйственной деятельности связанной с такими действиями:
- выпасом с/х животных;
- проведения сенокоса;
- выполнение работ связанных с огородничеством.
Читайте
нашу статью
о заключении договора аренды участка сельскохозяйственного назначения!
Предусматривает законодательство и выделение в аренду землю на 3 года юридическим лицам с целью организации на участке дачного хозяйства или комплексного освоения предоставленной во временное пользование земли.
Действие такого соглашения может быть установлено на период до пяти лет.
Пунктами статьи 39.8 ЗК РФ предусматривается выделение земель субъектам, вступающим в земельные отношения, на самые различные отрезки времени, которые оговариваются условиями и особенностями предоставления таких земельных наделов.
Закон определяет, что на более длительный период пользования могут быть выделены территории для таких целей:
Обычно соглашение заключается между заинтересованными сторонами на тот период, который определен договором. Но если окончательный период действия соглашения в договоре не установлен, то такой документ считается подписанным субъектами на неопределенный срок.
В течение этого времени одна из сторон правовых земельных отношений имеет право отказаться от аренды территории, при условии, если за три месяца до прекращения действия договора будет поставлена в известность другая сторона.
При условии, когда никто из субъектов земельных отношений не отказывается от действия договора, который считается заключенным на неопределенный срок, то по истечении установленного законодательством предельного срока действие подписанного соглашения прекращается.
На мой взгляд, самые востребованные среди россиян участки — под ИЖС и ЛПХ.
Это связано с тем, что на участках ИЖС и ЛПХ в границах населенного пункта можно построить дом, который очень часто по цене выходит дешевле городской квартиры.
Короткая справка:
Какие сроки аренды земли бывают?
- под ИЖС и ЛПХ срок аренды – 20 лет.
- участки сельскохозяйственного назначения – от 3 до 49 лет.
- под огород, сенокошение и выпас скота – до 3 лет.
- под объектом незавершенного строительства – 3 года.
Подробности далее…