Как приватизированную землю вернуть государству

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приватизированную землю вернуть государству». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно статье 53 Земельного кодекса РФ, граждане могут не только покупать, но и возвращать землю. Оформление отказа от землевладения доступно физическим и юр.лицам. Когда целесообразно вернуть землю:

  • земельный надел давно не применяется (нет построек, огорода) ;
  • участок находится в неудобном месте;
  • на территории плохая почва;
  • затруднительно уплачивать ежегодный налог.

Собственнику необходимо заполнить заявление об отказе от собственности на специальном бланке и подать его в Росреестр. Кроме того, потребуется правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт (при наличии). Существует три способа подачи документов:

  1. Обращение в ближайший МФЦ.
  2. Отправление заполненного заявления по почте письмом с обязательным уведомлением о вручении.
  3. Отправление заполненного документа по электронной почте, при наличии электронной подписи.

Через 7-9 рабочих дней Росреестр сформирует отказ. Далее документация будет отправлена в Госкадастр. Сотрудники выдадут специальный документ, подтверждающий отказ от права собственности. После этого обозначенная территория передается в Госкадастр, где будет оформлен официальный документ — отказ от права собственности. Земельный участок перейдет в собственность муниципалитета или региона.

ВАЖНО! Если гражданин получил участок на основании договора купли-продажи, то вопрос об отказе от земли должны рассматривать а региональном филиале Росреестра. Если территория была получена в собственность по праву наследования, следует обращаться в городское управление.

В двух случаях отказаться от пользованием участком не представляется возможным:

  1. Если на участке имеется строение (или иной объект недвижимости), принадлежащий другому человеку. В этом случае владелец здания имеет приоритетное право на покупку земли. То есть хозяин участка первоначально должен обратиться к собственнику строения с предложением выкупить землю, на которой расположен объект.
  2. Если участок – это часть наследуемого имущества, в которое входят еще и постройки. Гражданин имеет право на отказ только от всего объема наследства.

В Кадастровой палате рассказали, как отказаться от земельного участка

Написать комментарий

      Как собственнику участка разобраться в ситуации и выбрать способ защиты своих прав?

      В нашем случае спор уже находится на рассмотрении в суде. Значит, новый собственник будет ответчиком. То есть он сможет защищать свои законные интересы, реализуя свои процессуальные права. Суд обязан заблаговременно известить его о дате и времени судебного заседания.

      До начала заседания собственнику нужно ознакомиться с материалами дела, для чего достаточно подать заявление об этом в суд. После этого станет понятно, кто и на каком основании требует признать сделку недействительной. Например, такое требование может быть предъявлено:

      • арбитражным управляющим в рамках дела о банкротстве физлица – продавца земельного участка;
      • кредитором физлица – продавца участка в рамках дела о банкротстве;
      • супругом продавца участка при отсутствии согласия на совершение сделки;
      • опекуном или попечителем продавца участка, если он ограничен или лишен дееспособности;
      • в иных случаях.

      После изучения материалов дела собственнику необходимо выбрать правильный способ защиты своих прав. В частности, нужно будет определить:

      • каким должен быть письменный отзыв на исковое заявление;
      • какие доказательства и в каком порядке можно представить в суд для обоснования своей позиции по делу.

      Каким может быть решение суда?

      Когда истец, продавец участка и его новый собственник представят в установленные сроки доказательства и выскажут свою позицию по заявленному требованию, суд удалится в совещательную комнату для вынесения решения.

      Решение может быть одним из следующих:

      • либо отказать в удовлетворении иска. В таком случае покупатель сохраняет за собой участок. Арест снимается;
      • либо удовлетворить требование и признать сделку недействительной. В этом случае участок возвращается в собственность продавца, но он обязан отдать покупателю полученную от него сумму. Положение покупателя еще более усугубится, если у продавца уже нет денежных средств. Тут можно рекомендовать покупателю инициировать процедуру банкротства продавца. Это даст дополнительные правовые инструменты, которые помогут вернуть деньги. Если же в отношении продавца уже возбуждено дело о банкротстве, то покупателю необходимо подать в суд заявление о включении его требований в реестр требований кредиторов и опять же в рамках дела о банкротстве добиваться возврата своих средств.

      Человек, недовольный решением суда, имеет право на его обжалование в апелляционную и кассационную инстанции. Потому все участники спора должны быть к этому готовы.

      В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

      Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

      Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

      Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

      Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

      Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

      Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

      Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

      Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

      1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

      Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

      Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

      Если законопроект примут, пункт 3 статьи 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» будет изложен в новой редакции.

      В соответствии с поправками, 1 января 2020 года органы местного самоуправления получат право заказать кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, находящегося в общедолевой собственности, зарегистрировать местоположение границ участка и поставить его на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. По истечении года такой «бесхозяйности» муниципалитет станет законным собственником участка.

      Аналогичную процедуру органы местного самоуправления будут проводить в отношении невостребованных долей.

      Раньше сельским администрациям приходилось долго разыскивать «потерянных» собственников или их наследников, подавать иски в суд, чтобы признать право муниципалитета на невостребованную долю.

      Судебная практика, как пишет Минсельхоз, складывалась не в пользу муниципалитета: суды зачастую отказывали в исках по формальным основаниям – то муниципалитет вызвал ненадлежащего ответчика, то ответчик на найден, то в качестве ответчика должен выступать давно умерший человек.

      Из-за этого списки невостребованных долей не уменьшались, а земля по факту оставалась бесхозной.

      В случае, если бывший арендатор продолжает использовать землю, а тем более мешает ёё использованию со стороны хозяина, Вы на основании пункта 1 статьи 390 Гражданского Кодекса имеете право требовать передачи всех доходов от обработки и использования земли за весь период незаконного владения.

      Таким образом, чтобы сохранить последовательность и законность Ваших действий, не говоря уже порядочности и соблюдении норм морали, рекомендуем Вам перед обращением в правоохранительные органы письменно обратиться к бывшему арендатору с требованием-предупреждением (заказным письмом с уведомлением) о немедленном фактическом возврате незаконно используемой земли.

      Напомним, события двухлетней давности: тогда сам председатель КСП республики Салават Харрасов не смог пройти в здание администрации для проведения проверки. Сельчане же обивают пороги различных инстанций с 2007 года.

      Однако никаких сдвигов в деле как не было, так и нет. По документам земля принадлежит этим людям, а отсюда все вытекающие налоги. Отчаявшиеся люди просят президента республики взять под личный контроль эту ситуацию.

      И жил бы он там до сих пор, но в один момент совхоз рухнул. Всем, кто работал в хозяйстве, выдали земельные паи, ему досталось 2,6 гектара пашни и 2,1 гектара сенокосов. И еще доля имущества — в восемь тысяч триста рублей. На базе совхоза образовалось ТОО «Шанс». На общем собрании землевладельцы приняли решение передать свои земельные доли в уставный капитал и продолжать работать на земле.

      Интересное: Какие документы нужны для оформления на пенсию

      Паи и доли были зафиксированы только в книге регистрации паев и долей. Все. Далее никаких заявок в местный ОМС о получении свид-в на зем.долю никто не подавал. Прнедседатель колхоза все документы спрятал у себя. Колхозом даже не выдавались членам свидетельсвта на имущ.паи!!

      Должен был быть акт гос органа о выделении земельных долей, на основании которого должна была призводится регистрация права дольщиков. Надо поднять записи в органе осуществлявшим на тот момент регистрацию. Эти записи могут существовать, а свидетельства при этом дольщикам могли и недать.

      Должен был быть акт гос органа о выделении земельных долей, на основании которого должна была призводится регистрация права дольщиков. Надо поднять записи в органе осуществлявшим на тот момент регистрацию. Эти записи могут существовать, а свидетельства при этом дольщикам могли и недать.

      2)Как остановить разбазаривание земель ОАО другим третьим лицам? (потом мы погрязнем в суд. спорах по виндикации) – оспаривать сделку – но ее нет!!, есть письма ОАО в местную администрацию с просьбой предоставить ООО «Привет» 00 га. А администрация дала ход письмам в Ми-ва по формированию землеустроительных дел.

      1. Заявление, которое пишется в свободной форме, с приложением технического задания.
      2. Документы, которые подтверждают право владением участка.

        Это могут быть договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, решение муниципального органа о выделе участка в аренду.

      3. Свидетельство об официальном оформлении надела, план местности, месторасположение участка, выписка из кадастрового списка.

      Для дальнейших действий выдается акт межевания. Он необходим, так как содержит согласие всех заинтересованных лиц.

      Если другие собственники не являются на процедуру межевания, им рассылаются уведомления, куда они должны обратиться, чтобы подписать бумаги. Явиться на подписание они обязаны в течение 30 дней. Если они не являются, документы оформляются без них.

      Как вернуть землю государству?

      В 1991-1992 годах в России было принято несколько законов, которые утвердили порядок реорганизации колхозов и совхозов. Государственные предприятия должны были стать самостоятельными коммерческими организациями, а их имущество и земля подлежали приватизации.

      Активы совхозов и колхозов передавались в собственность граждан, которые непосредственно трудились на этих предприятиях или каким-либо образом «содействовали развитию хозяйства» (речь о работниках социальной сферы: учителях, воспитателях и т. д.).

      Этим гражданам выдавались на руки «Свидетельства» о том, что крестьянин получает от государства бесплатно в собственность «земельную долю», «земельный пай». Владельцами земельных паёв, сказано в пояснительной записке к законопроекту, стали 12 миллионов граждан. К 2002 году было приватизировано и перешло в собственность населения 112,7 миллиона гектаров обрабатываемой земли (82,7% процента от всей площади обрабатываемой хозяйствами земли).

      В течение последующих двадцати с лишним лет граждане, наделённые паями, проводили юридическое оформление собственности на свои земельные доли и ставили участки на кадастровый учёт. (Селянам эта процедура также известна под названием «выделение земельного участка в счёт земельных долей»).

      Однако так поступали далеко не все граждане, наделённые паями, объясняют авторы законопроекта.

      «Поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель. Только 4 из 12 миллионов граждан, получивших земельные доли, юридически оформили свои права на земельную собственность», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

      По данным депутатов ГД, около 30 млн гектаров сельскохозяйственных до сих пор не оформлены, как полагается, и не поставлены на кадастровый учёт. Кадастровая карта страны пестрит белыми пятнами, а на деле угодья, которые в советское время были пашнями и пастбищами, заросли лесом, не обрабатывается.

      Депутаты мотивирую свою идею тем, что земля не обрабатывается, а найти её собственника не представляется возможным. Граждане, которые получали свидетельства на паи, могли уехать в другой регион или умереть, не передав пай в наследство. То есть по сути земля является бесхозной, но государство не имеет законных рычагов, чтобы вовлечь её в оборот.

      Если у вас на руках есть свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок в общедолевой собственности, если участок, о котором идёт речь, поставлен на кадастровый учёт и имеет кадастровый номер, если этот участок используется по назначению (вы сами его обрабатываете или передали кому-либо в аренду) можете вздохнуть с облегчением: никто на вашу собственность не посягнёт.

      Другое дело, если у вас на руках имеется только старинное, не зарегистрированное в Росреестре свидетельство о получении пая (доли), размер пая выражен в балло-гектарах, а земельный массив, в котором предположительно находится ваша доля, не поставлен на кадастровый учёт, не имеет кадастрового номера. В этом случае земельная доля действительно отойдёт государству.

      Согласно законопроекту, схема вовлечения долей в оборот будет выглядеть так:

      1. Общее собрание участников долевой собственности выясняет, кто из граждан не оформил, как полагается, свои земельные доли. Эти доли считаются невостребованными.
      2. Список граждан публикуется в СМИ
      3. Орган местного самоуправления формирует из невостребованных долей земельные участки и ставит их на кадастровый учёт
      4. Образованные участки становятся собственностью органа местного самоуправления, который вправе продать эти участки или сдать в аренду.

      Если он – гражданин РФ и постоянно живёт в России, то он может предоставить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие право на земельную долю, и получить компенсацию:

      • либо земельный участок в размере земельных долей
      • либо денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.

      Приобретательная давность на земельный участок

      • АПК-органы управления
      • ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
      • ГСМ, биотопливо
      • корма, добавки для животных
      • оборудование для АПК, промышленное, весовое
      • обучение
      • сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
      • сельхозтехника, запчасти
      • семена, посадочные материалы
      • средства защиты растений, удобрения
      • страхование
      • строительные материалы
      • финансовые учреждения
      • элеваторы, мелькомбинаты
      • Аграрные СМИ

      Закон «Об обороте земель с/х назначения» ввёл правила, в соответствии с которыми доля относится к землям, невостребованным в сельхоз целях. Под этот закон попали участки:

      • которые не эксплуатировались три и более лет;
      • не были переданы в аренду в этот период;
      • нет информации о владельце в момент, когда земельный пай приватизируется;
      • некому унаследовать право на участок после смерти получателя ни по завещанию, ни по закону;
      • наследники отказались принимать пай после умершего;
      • наследники официально признаны недостойными, а других не имеется.

      Примечание: если при жизни владелец сдал землю в аренду, потом умер, а наследников нет, пай так же признаётся невостребованным, несмотря на наличие договора аренды.

      Таким образом, земельный пай попадает в категорию невостребованных сельхозземель, если владелец прав на него отсутствует, и нет никакой информации о нём или наследниках после его смерти. До нового закона не было чёткого понимания, что делать с земельным участком в этой ситуации. Сейчас есть правила, которые помогают не допустить простаивания ценного земельного ресурса и его обеднения.

      С момента публикации списка прошло 4 месяца, и он утверждён муниципалитетом или участниками собрания. Далее муниципальные власти:

      • подают иск в суд. Исковое требование: вернуть право распоряжения на земли из списка администрации, то есть, государству;
      • решение суда в пользу истца становится основанием для регистрации муниципалитетом права собственности на земли в регистрационном органе;
      • в течение месяца после факта регистрации вновь публикуются данные в средствах массовой информации: оповещение населения о судьбе бывших земельных паев;
      • участки подлежат продаже. При этом цена будет существенно ниже, чем кадастровая стоимость – примерно 15% от стоимости, указанной в кадастровом паспорте. Информация о продаже вновь попадает в официальные СМИ, а так же специальные доски объявлений, принадлежащие муниципалитету.

      Преимущественное право приобретения невостребованных паёв государство оставляет за организациями, которые:

      • ведут сельскохозяйственную или фермерскую деятельность;
      • пользуются землёй, которая относится к долевой собственности.

      Если в период полугода после оформления прав собственности администрацией землю никто не выкупит, тогда она окончательно и полностью переходит в распоряжение муниципалитета. В этом случае действует принцип минимальных размеров территории. В этом случае участок можно будет купить за его полную стоимость.

      Бывают случаи, когда владельцы паев отказываются признавать факт причисления имущества к невостребованному. Законодательство предусматривает процедуру оспаривания (п.9 ст.12.1).

      Алгоритм оспаривания:

      • на собрании, утверждающем список наделов, попадающих в категорию невостребованных, либо в период три месяца после его публикации владелец должен в письменной форме высказать возражения. Для наибольшего эффекта допускается выражение мнения и на собрании, и путём подачи письменного заявления;
      • подать возражение в муниципалитет, который инициировал создание списка;
      • если это не возымело действия, либо если трёхмесячный срок упущен, владелец пая вправе обратиться в суд. Исковые требования – исключить участок из категории невостребованных и вернуть право долевой собственности истцу. Процедура судебного разбирательства несложная и обычно заканчивается положительным решением по иску.

      Помимо самого собственника сделать это могут его законные правопреемники, если они приняли наследство. Доказательством перехода права становится свидетельство о наследстве, полученное от нотариуса, или заявление на принятие наследства, если шестимесячный срок вступления ещё не истёк.

      Процедура отказа от земельных владений в целом достаточно проста, но и здесь имеются некоторые нюансы. В частности, спорным моментом является факт наличия на участке строений любого целевого назначения. В подобной ситуации, во избежание разногласий с уполномоченными органами, лучше всего обратиться за советом к специалисту, компетентному в данном вопросе.

      Согласно ст. 35 Земельного Кодекса, отчуждение земли недопустимо без расположенных на ее территории построек, в случае если таковые принадлежат одному и тому же собственнику и в целом имеют место быть. Иными словами, если на участке имеются строения различного назначения, отказ распространяется также и на них. Избавиться от земли, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.

      Кроме того, отказ от владений не предполагает снятия обязательств относительно уплаты налога за строение, возведенное на территории. Гражданину следует вносить установленную сумму до того момента, пока сооружение не перейдет в собственность иного лица.

      Напрямую отказ от права собственности на земельный надел предусмотрен в статье 53 Земельного кодекса РФ. В ней говорится, что отказаться от участка могут и граждане и организации, но для этого нужно соблюсти ряд условий и пройти определенную процедуру.

      Возможность отказаться от имущества в целом содержится и в ГК РФ, статье 236.

      Отказ от права собственности – это, можно сказать, крайняя мера отчуждения земли. Если собственнику не удалось найти правопреемника через куплю-продажу или дарение и другие виды сделок по отчуждению, закон предоставляет ему право просто отказаться от надела в пользу государства, в лице определенного органа.

      Напротив, отказ от права собственности на земельный участок не допустим в следующих случаях.

      На нем расположены здания, строения и сооружения, которые также относятся к собственности гражданина или юрлица, желающего отказаться от участка.

      Если гражданин хочет отказаться от земельного участка как части наследства. То есть если земельный надел, наряду с другим имуществом, достался ему по наследству, он не может отказаться только от него. Он может либо отказаться от всего завещанного, либо принять всю наследственную массу, которая ему причитается.

      Если гражданин решил добровольно отказаться от принадлежащей ему земли, ему нужно совершить следующие действия:

      • Обратиться в компетентный орган – это территориальное отделение Росреестра по месту нахождения интересующего земельного надела. Для этого можно либо прийти лично, либо направить представителя.
      • Подать заявление на прекращение права собственности на участок в связи с отказом от него. Но здесь есть одно важное уточнение: если земля приобреталась владельцем по договору купли-продажи, то заявление направляется специалистами в региональное отделение Росреестра. Если же участок был унаследован, то оно рассматривается на уровне муниципалитета.
      • После приема заявления специалистом, лицу выдается справка, где написан порядковый номер и список принятых документов.
      • Поданное заявление рассматривается в течение 30 дней, а затем гражданину или организации направляется ответ в течение 3х дней.
      • В течение 7 дней документация передается из муниципалитета в Росреестр для регистрации или просто завершается формирование делопроизводство по отказу от участка.
      • В это же время госорган, который становится новым владельцем участка, должен направить заявку на регистрацию права собственности в Росреестр. Также в этот период им направляются уведомления в налоговую инспекцию и Госкадастр о том, что от данного земельного надела отказался его собственник.
      • Росреестр, после получения документации или завершения делопроизводства, в течение 5 дней официально направляет уведомление заявителю о том, что его право на участок земли прекратилось. Одновременно с этим данное право регистрируется в отношении нового владельца – соответствующего органа власти субъекта или муниципального образования: городского округа, городского или сельского поселения.

      Для него есть специально установленная форма, бланк которой можно получить в отделении Росреестра или скачать на его официальном сайте, а также попросить у адвоката или нотариуса.

      Такое заявление должно иметь следующую структуру:

      • Шапка, которая пишется в верхней части заявления, справа. В ней должно быть указано наименование госучреждения, в которое документ подается; Ф.И.О., адрес регистрации и контактные данные заявителя (номер телефона и адрес электронной почты).
      • В центре документа пишется наименование заявления: «Заявление об отказе от права собственности на земельный участок».
      • Основная часть документа. Что нужно в ней написать? Указать на правоустанавливающие документы, сведения о местоположении участка. Причину отказа от участка в заявлении указывать не обязательно.
      • Список приложений. Перечислить все прилагаемые к заявлению документы.
      • В конце слева нужно поставить дату написания, а справа – подпись заявителя.

      Какое приложение необходимо сформировать к рассматриваемому документу:

      • документ, доказывающий право на участок земли (например, свидетельство о праве собственности, либо распоряжение о закреплении надела, выписка из распоряжения или иной акт, выданный госорганом);
      • кадастровый паспорт (если таковой имеется в наличии);
      • копия паспорта (если отказывается гражданин);
      • копия свидетельства о госрегистрации юридического лица и выписка из ЕГРЮЛ (если заявитель – организация);
      • также от юрлица потребуется согласие на отказ от участка, выданное учредителем организации;
      • нотариально заверенная доверенность на представителя (если заявление подается или подписывается другим лицом).

      Бывают такие ситуации, когда у заявителя какие-то документы на землю могут быть утеряны. Тогда специалисты Росреестра запросят их у тех органов, которые такие документы выдают.

      Как наследовать землю при отсутствии правоустанавливающих документов?

      Поэтапная процедура добровольного отказа от собственной территории:

      1. Сбор необходимой документации.
      2. Подача заявления в компетентный государственный орган. Осуществляется непосредственно владельцем земли или его представителем, на основании доверенности, заверенной через нотариуса.
      3. При приеме документов должностным лицом выдается соответствующая справка с порядковым номером и перечнем принятых бумаг.
      4. Ожидание в течение одного месяца для получения официального ответа.
      5. После принятия решения в течение трех дней направляется уведомление заявителю с ответом. В недельный срок документация передается в РосРеестр для регистрации (в случае осуществления делопроизводства в местном муниципалитете). В течение 7 дней предоставляются необходимые данные в налоговые органы.
      6. РосРеестр после получения необходимой документации или завершения делопроизводства в срок 5 дней направляет официальное уведомление заявителю о регистрации прекращения вещного права на землю.

      Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

      • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
      • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
      • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

      «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

      Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

      Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

      Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

      Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

      Россияне могут узаконить используемые более 15 лет земельные участки

      Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

      В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

      • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
      • поиск правообладателей;
      • вынесение постановления компетентной комиссией;
      • уведомление собственника;
      • подготовка соглашения;
      • отчуждение земли и регистрация перехода права.

      Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

      В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

      Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

      1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
      2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
      3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
      4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
      5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
      6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
      7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
      8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
      9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).

      Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

      Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

      1. Администрацию муниципалитета.
      2. Территориальное управление Росимущества.

      В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

      Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

      И всё же, если в планах у гражданина стоит приватизация земельного участка, откладывать «на потом» эту процедуру не стоит. В соответствии с законодательством, так называемая «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. Это означает, что отдельные категории граждан могут прибегнуть к процедуре приватизации до указанного момента.

      В 2017 году законодатель существенно сократил список лиц, которые имеют право рассчитывать на бесплатную приватизацию. На сегодняшний день такой возможностью обладают граждане, которые относятся к категории льготников.

      Еще одна группа лиц, имеющая привилегии – это участники программы «дачная амнистия».

      К категории льготников относятся следующие граждане:

      Сама по себе стоимость процедуры приватизации земельного надела зависит от нескольких факторов. Если гражданин участвует в программе дачной амнистии, то оформление происходит на бесплатной основе. Но существует и платные способы стать обладателем надела.

      В первом случае потребуется выкупить его у законного представителя. Если же участок был выдан государством на безвозмездной основе, то можно зарегистрировать свое собственное право.

      В соответствии с законом приватизировать можно только тот земельный надел без построек, который ранее принадлежал гражданину Российской Федерации по договору аренды или бессрочного пользования.

      По сути, будет происходить не приватизация, а переоформление. Участвовать в подобной процедуре могут только те земельные наделы, которые были предоставлены с целью ведения садоводства, ИЖС, подсобного хозяйства и садоводства.

      Законодательство разрешает приватизировать участки, которые находятся в аренде. Однако в этом вопросе нужна опираться на дату, когда был заключён договор. Если земельный надел был получен в аренду до 1 января 2001 года, то приватизация возможна. Однако, если договор был оформлен после этой даты, то в таком случае осуществить оформление прав собственности можно только платно.

      Всё объясняется принятием Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 году.

      Процедура делится на несколько этапов:

      1. Готовится пакет документов.
      2. Кадастровый учет территории.
      3. Обращение с заявлением в администрацию или Росимущество.
      4. Выдача разрешительного акта на проведение приватизации.
      5. Регистрация участка в Росреестре.

      О том, как приватизировать землю, взятую в аренду, подробнее читайте здесь.

      В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?

      Действующее законодательство разрешает приватизировать далеко не все земельные наделы. Что же является исключением?

      Например, к таким наделам относятся земли, которые входят в состав охраняемых объектов природы, лесной или водный фонд, территории, которые закреплены для федеральных или муниципальных нужд, земли в пределах береговой полосы, земли в природных парках и заповедниках и так далее. О том, какие категории земель не подлежат приватизации, узнайте в этой статье.

      Земли СНТ часто приватизируются гражданами.Наличие земли в собственность в СНТ дают право участникам заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

      А наличие юридически оформленных прав на надел даёт гражданину основание распоряжаться участком по своему собственному усмотрению. Однако в некоторых случаях может быть дан отказ в приватизации.

      Такое происходит в случае, если надел был исключён из оборота. Был установлен запрет на осуществление приватизации. Государство планирует использовать данный надел в других целях.

      О порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе подробно рассказано в другой публикации.

      Ситуация с захватом земель весьма популярная. Земельные участки расположены по соседству, на границе территории стоит забор. Для приватизации участка проводится межевание и составляется кадастровый план. При проведении обмера кадастровый инженер выявляет нарушение границ.

      Теоретически, исправить ситуацию просто. Достаточно перенести забор на границу, указанную инженером. На практике, споры о границах участков одни из самых популярных конфликтов между соседями.

      Если сосед отказывается переносить ограждение добровольно, то необходимо действовать следующим образом:

      1. Подготовить документы.
      2. Направить соседу претензию.
      3. Обратиться в суд (если сосед откажется исполнять требование, указанное в претензии).

      Рассмотрим процедуру подробнее.

      Порядок досудебного урегулирования отличается от обычной просьбы тем, что пострадавший готовит полный перечень доказательств. На основании документов составляется претензия. В ней пострадавший предупреждает виновника о том, что в случае отказа он обратится в суд.

      Чтобы доказать свою правоту, необходимо точно обозначить границы участка. Это может сделать только кадастровый инженер. Границы участка устанавливаются при помощи выноса точек на местность. Инженер проводит измерения и указывает точные границы участка. Погрешность измерения не может превышать 10 см.

      В результате работ инженер составляет акт выноса точек на местность. Он составляется в 2 экземплярах и подписывается заказчиком и исполнителем. Акт является одним из основных доказательств в споре с соседом.

      Не нужно путать ее с межеванием. При межевании фактические границы участка переносятся на бумагу. А при выносе точек на местность, границы из кадастра отмечаются на земле. В результате выноса становится видно, какая именно территория захвачена.

      Другие документы к претензии:

      • гражданский паспорт собственника участка;
      • выписка из ЕГРН на участок;
      • правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации, свидетельство о правах на наследство);
      • кадастровый паспорт;
      • акт выноса точек на местность.

      Дополнительно можно приложить фото и видеосъемку забора и точек фактических границ окончания участка.

      Претензия составляется в письменной форме. В ней необходимо указать:

      • данные нарушителя;
      • сведения о пострадавшем + номер телефона;
      • наименование документа;
      • сведения о правах на участок;
      • данные о нарушении;
      • ссылка на закон;
      • просьба об устранении нарушений и установлении забора по прямой линии на границе смежного земельного участка;
      • срок для устранения;
      • уведомление об обращении в суд в случае отказа от добровольного исполнения.


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...